Альтернативные источники электроэнергии тоже могут оказывать негативное влияние
Сообщения о пересмотре программ по развитию мирного атома в ряде стран после аварий на АЭС в Японии - перестраховка, заявил в среду в эфире телеканала «Комсомольская правда» бывший министр энергетики, научный руководитель Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Доллежаля Евгений Адамов.
- Эта реакция, безусловно, перестраховочная. Это естественная реакция для политиков. Это пройдет массово. Я ожидаю, что такого рода сообщения, которое мы сейчас услышали по Китаю, а несколько дней назад муссировалась реакция Меркель. В Германии, как вы знаете, ситуация была достаточно особая. Страна активно развивала ядерную энергетику. Было несколько очень сильных компаний. Например, компания КВУ, которая была в Германии, она когда-то начинала строительство того самого Бушера, который достраивала уже Россия.
Она, эта компания, потом встроилась в «Сименс». Потом «Сименс» именно этой компанией встроился в Ореву во Франции. Потом они с Францией разошлись. Сейчас такой период брачных танцев с Росатомом происходит. Поэтому реакция эта от политиков ожидаемая. И я не сомневаюсь, что это, к сожалению, повлияет на... не только реально… повод есть, но это повод всегда проверить. Произошло что-то в Домодедово – появился президент неожиданно на Киевском вокзале и убедился, что, хотя гром уже грянул, мужик на Киевском вокзале не очень перекрестился. Так что это должно происходить.
Это должно происходить для того, чтобы все время поддерживать определенный уровень заботы о безопасности. Итоги того, что произойдет, будут. Думаю, легко предсказуемыми. Есть энергетический баланс стран. Этот энергетический баланс при любых сценариях использования возобновляемых источников энергии, за которые сегодня не просто ратуют, а которые сегодня развиваются достаточно сильно. Вот последние годы основные вводы энергетических мощностей происходили не на атомных станциях.
Они происходили, прежде всего, на ветряках. Около 160 гигаватт сегодня по миру существует ветряков. Что такое 160 гигаватт, это 160 таких блоков, как Ленинградская атомная станция. У нас вся наша энергетика России, не только ядерная, а всего суммарная, 215 гигаватт установленных мощностей. А здесь 160 ветряков по миру. Но все дело в том, что вот это развитие, которое произошло тогда, когда технологии ветряков улучшились. Или солнце тоже достаточно активно сейчас используется.
Оно позволит взять в энергетическом балансе в перспективе, но могут быть разные оценки, там 5-10 процентов. Наиболее впечатлительные сегодня назовут 20 процентов. То есть, будет происходить примерно то же самое, что происходит с электромобилями. То есть, бум, поддержка электромобилей со стороны правительств, а потом охлаждение, отрезвление и уход на тот уровень, скажем, в городах, где плохо с экологией, где бензиновые двигатели, дизели вносят достаточно большой вклад в загрязнение, там они будут использоваться. А массового распространения пока не получится. Потому что у них в технологиях не произошло существенных изменений с 80-х годов.
Вот так и здесь. Используют то, что можно взять от ветра и от солнца. А у них есть вполне ограничения, естественно. И не только, кстати говоря, там технологические, потому что не всегда ветер дует. Или не всегда солнце светит. А у них экологические ограничения есть. Вернадский предупреждал о том, что ежели ветряки использовать больше 12 процентов, то начинаются климатические изменения те самые, которые сегодня просто не рассматривают и не учитывают. Это может быть похуже радиации.