В докладах участников круглого стола был высказан ряд положений и мнений, приведших к возникновению дискуссии. Начало дискуссии было связано с выступлением одного из авторов, поднявших вопрос о необходимости разработки концепции ядерного права, первоочередной задачей которой является логически и физически (технически) четкое определение основных понятий и терминов в области обеспечения безопасности использования ядерной энергии.
В этой связи возник вопрос о необходимости четкого определения и разделения понятий радиационная опасность (безопасность) и ядерная опасность (безопасность).
Авторы хотели бы продолжить, хотя бы заочно, начатую дискуссию и изложить свое понимание, неоднократно высказывавшееся ранее, по этому и другим вопросам дискуссии на круглом столе Атомэкспо 2011.
1. На наш взгляд, понятие радиационная опасность логически восходит к понятию природного радиационного воздействия на человека (будем рассматривать его как «царя зверей» и главного субъекта социо-технической системы, не в обиду всем прочим субъектам окружающей среды), который тысячелетиями и даже миллионами лет формировался и вырастал из природы в условиях естественного, необходимого для его жизни, природного радиационного воздействия.
В некоторых местах, которые сейчас являются курортными зонами, природное радиационное воздействие было чрезмерным для приезжающих в эти места людей, но не аборигенов, что приводило к вредному воздействию на приезжающих, например, раку кожи.
По-настоящему вредное, широкомасштабное радиационное воздействие стало проявляться с момента открытия рентгеновских лучей и радиоактивных элементов и использования радиационных техногенных источников. Тогда и возникло понятие «радиационная опасность» как опасность техногенного радиационного воздействия, превышающего уровень природного радиационного воздействия, и понятие «радиационная безопасность», как защищенность человека от чрезмерного радиационного воздействия, пагубно влияющего на здоровье человека.
Таким образом, понятие «радиационная опасность (безопасность)» является понятием по своей сути медико-биологическим, хотя и обеспечивается техническими и социальными средствами (первоначально - ограничением времени контакта).
Понятие «ядерная опасность (безопасность)» возникло существенно позже, с момента открытия деления ядер, и представляет собой более сложное понятие. Инициирующим событием понятия «ядерная опасность» является несанкционированное (аварийное) энерговыделение в процессе протекания цепной ядерной реакции в делящемся материале, находящемся в установке, аппарате, упаковке. В процессе этого ядерного энерговыделения возникает повышенное радиационное воздействие на окружающую среду, включая конструкцию установки, аппарат, упаковки и находящихся рядом людей. Кроме того, несанкционированное ядерное энерговыделение может разрушить саму установку, аппарат, упаковку в процессе взрыва с образованием поражающих факторов взрыва и привести к разбросу в окружающей среде находящегося в установке, аппарате, упаковке делящегося материала, являющегося источником радиационного воздействия. При этом в процессе ядерного деления образуется целый набор радиоактивных материалов, изотопов – источников радиационного воздействия, которых первоначально не было в составе делящегося материала.
Как видно, ядерная опасность представляет собой опасность ядерного энерговыделения – ядерного взрыва, что характерно для ядерного оружия, в первую очередь и главным образом, и опасность радиационного поражения как в момент ядерного энерговыделения, так и после него за счет разброса делящегося материала с образовавшимися осколками деления, причем последние представляют наибольшую опасность радиационного воздействия сразу после взрыва и в течении более либо менее длительного времени в зависимости от периода полураспада продуктов деления.
Поэтому ядерная опасность, как опасность ядерного энерговыделения – аварии в этом смысле близка к понятию промышленной опасности (в определении ФЗ о промышленной безопасности) и представляет собой, так сказать, понятие техногенное, но при этом всегда сопровождающееся понятием радиационной опасности и, в основном, проявляется через нее для абсолютного большинства установок, не являющихся ядерным оружием, и аварий на них.
Обеспечение ядерной безопасности – это обеспечение отсутствия аварии на ядерной установке с определенной вероятностью и величиной энерговыделения. Здесь мы в качестве примера приведем по старой памяти требование по обеспечению безопасности ядерного оружия из стандарта США, который ввел критерий ядерной взрывобезопасности ядерного заряда:
Ядерный заряд считается ядернобезопасным, если при любом аварийном подрыве взрывчатого вещества ядерного заряда (исходное событие) вероятность превышения ядерного энерговыделения, эквивалентного 1,6 кг ТНТ, не более 10 -6 .
Советское ЯО также имело аналогичный критерий с несколько иными числовыми значениями (показателями).
Основной смысл данного критерия – количественное задание (ограничение) величины энерговыделения и величины вероятности его реализации.
Однако, поскольку абсолютная ядерная безопасность не достижима, на всех ядерных установках применяются также дополнительные меры обеспечения радиационной безопасности на случай, если ядерная авария всё же произойдёт.
Собственно же для обеспечения ядерной безопасности ( исключения ядерной аварии) применяются особые, специфические меры, отличные от мер радиационной безопасности.
В этом смысле понятие радиационной опасности (безопасности) и ядерной опасности (безопасности) должны быть разделены, определены терминологически в соответствии с физическим смыслом и регулироваться различными, специальными законами, что и является одной из первейших задач Концепции.
2. Следующим вопросом дискуссии был вопрос о связи ФЗ о техническом регулировании с ФЗ об использовании атомной энергии и необходимости разработки специального закона о государственном регулировании ЯРБ.
Давайте посмотрим на определение понятия «техническое регулирование» в ФЗ о техническом регулировании:
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ).
В этом определении в общем виде перечислены все виды работ, которые выполняются и в атомной отрасли.
А какое определение будет дано понятию государственное регулирование в новом законе? Видимо это будет то же самое правовое регулирование, но с использованием адекватной терминологии нового ФЗ, приближенной к терминологии ФЗ об использовании атомной энергии. За формой слов спрячут одни и те же сущности, например, заменив понятие «оценка соответствия» понятием «лицензирование» или «надзор».
В ФЗ о техническом регулировании перечислены виды опасностей, регулируемых этим законом, включая ЯРБ (статья 7 п.1).
Кроме того в статье 5 ФЗ о техническом регулировании прямо указано, что он целиком и полностью распространяется на объекты использования атомной энергии, правда используется иная терминология. Однако с помощью других нормативно-правовых и технических документов легко устанавливается адекватность этих терминов. Например, в ИСО-9000 пропагандируется процессный подход, при котором любую деятельность следует рассматривать как процесс (термины ФЗ об использовании АЭ и ФЗ о ТР).
Как видно, регулирование ЯРБ представляет собой частный случай технического регулирования и необходимо только привести в соответствие различную терминологию, используемую для названия одних и тех же сущностей, и специфику оценки соответствия для атомной отрасли.
Нам представляется, по результатам бесед с нашими коллегами из Ростехнадзора, что Ростехнадзор просто хотел бы для себя иметь некий аналог закона о Госкорпорации «Росатом», что видимо не лишено смысла. Но тогда и надо прямо говорить, что следует разработать ФЗ «Об органе государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии», в котором чётко определить функции, права, обязанности и ответственность этого органа за обеспечение безопасности, включая гражданскую, административную и уголовную, как это высказывалось некоторыми участниками дискуссии.
Совершенствование государственного управления и государственного регулирования деятельности по использованию ядерной энергии и по обеспечению безопасности этой деятельности также предусматривается Концепцией.
3. Весьма остро дискутировался вопрос о «максимальной безопасности» и «абсолютной безопасности». Вопрос, противоречащий логическому, физическому, техническому и экономическому смыслу. Ну не бывает абсолютной безопасности для человека и для любой технической системы, принципиально являющейся источником потенциальной опасности. Не надо обманывать общественность и ставить себе заведомо нерешаемых задач.
Даже лежащий на земле безопасный кирпич, когда он падает с крыши, перестает быть абсолютно безопасным и, попадая на голову мечтающего об абсолютной безопасности, способен стать абсолютно опасным с трагическим исходом для мечтателя.
Рассуждая о максимальной безопасности, необходимо помнить о том, что безопасность является категорией экономической, поскольку она изначально не присуща любой технической системе – источнику потенциальной опасности, а специально создается человеком и требует для своего создания определенных ресурсов – в системе с ограниченными ресурсами (возможностями).
Безопасность атомной отрасли должна быть не максимальной, а такой которая не создает жизни и здоровью, а также имуществу человека риск, существенно больший, чем например автомобильный транспорт ( около 30 тыс. погибающих в год на дорогах России) или пожары (25 тыс. погибающих в год).
Максимальная безопасность делает техническую систему не полезной и приносящей благо для человека, а обузой, пожирающей ресурсы, а абсолютная безопасность – это неработающая система, предприятие. Еще древние греки понимали это, говоря, что «безопасные корабли - это корабли, вытащенные на берег».
Это поняло и МАГАТЭ, заменив принцип ALAPAна принцип ALARA– настолько безопасно, насколько социально и экономически приемлемо (с учётом анализа затраты – выгода) .
Именно МАГАТЭ ввело дифференцированный подход к оценке и регулированию безопасности, при котором жесткость применяемых мер должна соответствовать степени потенциальной опасности. Это является одной из главных задач совершенствования государственного регулирования безопасности и предусмотрено в концепции как модернизация механизмов разрешительной деятельности и экономическая (и социальная) оптимизация требований с учетом степени потенциальной опасности.
Мы считаем, что абсолютно безопасная атомная отрасль – это не работающие предприятия и установки атомной отрасли, а лучше, чтобы их вообще не было, следуя мудрости древних греков.
Максимальная безопасность – слова лишенные смысла до тех пор, пока не установлена количественная мера максимальности.
Стремление к максимальной безопасности только на первый взгляд представляется заманчивым и безобидным. Здесь в самый раз вспомнить призыв-предостережение одного из создателей ядерного оружия СССР (первого этапа создания атомной отрасли СССР), академика, названного человеком столетия, Юлия Борисовича Харитона: «стремясь к лучшему, не натворить худшего».
Стремление к максимальной безопасности перевело Чернобыльскую аварию из разряда техногенных аварий самого высокого 7-го уровня по шкале INESв фактически социальную катастрофу для жителей ряда регионов СССР и внедрению радиофобии в сознание миллионов жителей Земли, а также к парадоксу, переводящему ряд продуктов сельского хозяйства (включая мясо и молоко), которые безбоязненно кушают жители Северо-Восточной Европы, в разряд радиоактивных отходов в России. И здесь у нас реализуется традиционное правило: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Стремящиеся к максимальной безопасности вольно или невольно создают имидж России, как радиоактивной свалки Мира.
В настоящее время безопасность атомной отрасли находится на высоком уровне по сравнению с другими отраслями деятельности человека, удовлетворяет действующим отечественным и международным требованиям, и вроде бы пора успокоиться и не предпринимать лихорадочных действий по принципу: «не навреди».
Сегодня главной задачей является поддержание достигнутого высокого и достаточного уровня эксплуатационной безопасности и предотвращение возможных аварий, а также модернизация системы реагирования и готовности к реагированию на аварии, которые невозможно исключить полностью. Естественно остаются старые долги по РАО и ОЯТ.
Таким образом, мы хотим видеть атомную отрасль динамично развивающейся в условиях непременного обеспечения социально-приемлемого уровня безопасности, приносящую людям полезный продукт и предоставляющую услуги, необходимые для жизнеобеспечения государства и населения и повышающую качество жизни населения.
Аминь! Что значит: «да будет так».
4. Весьма интересным оказался вопрос, затронутый нашим законодателем о ЗАТО и одним из мэров ЗАТО, который можно обозначить так: «Кадры атомной отрасли как важнейшее ядерное наследие СССР (вместе с мощным ядерным наследием в виде предприятий, установок, технологий и т.п.)».
К сожалению, кадры, как и другое ядерное наследие, стареют и требуют замены и это должно быть отражено в ядерном законодательстве, как и предусмотрено Концепцией.
Кадры атомной отрасли целенаправленно создавались постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР, обязательным распределением молодых специалистов, отбором опытных инженерно-технических работников и рабочих со всех предприятий СССР, их тщательным фильтрованием кадровой службой и добровольно-принудительном направлением на объекты ядерной индустрии. Подчиненные жесткой производственной и технологической дисциплине, непосредственно участвующие в создании объектов, установок и технологий, они превратились в когорту высочайших профессионалов, спаянных общими государственными и отраслевыми интересами, впитавшими идеологию и усвоившими практику культуры безопасности. В результате получилось то, что Е.П. Славский с гордостью называл и собственной академией наук, и артелью.
Кстати, оперативный персонал Фукусимы, наученный грамотно нажимать на кнопки пульта управления, но не прошедший школу создания ядерных установок и не вникший в физику их работы, совершенно растерялся во время аварии, не смог влиять на ее развитие и проявил беспомощность при ликвидации аварии.
Не придет ли атомная отрасль России в целом к такому же финалу после ухода старых кадров и замене их новыми, не стремящимися в отрасль ради научного, технического, да и финансового интереса, поскольку молодой специалист с физическим образованием может заработать гораздо большие деньги в финансово-банковской сфере и сфере торговли?
Ядерное законодательство должно стимулировать приход в атомную отрасль рабочих и инженерно-технических работников, которые бы хотели работать именно в этой отрасли, расти профессионально и развивать эту отрасль. Одновременно ядерное законодательство должно ограничивать насыщение атомной отрасли менеджерами общего профиля не имеющими не только специального ядерного, но и общетехнического образования, стремящимися попасть на высокооплачиваемые управленческие должности.
И это тоже одна из важнейших задач Концепции ядерного права.
5. Мы специально ограничились здесь только своими размышлениями, не ссылаясь и не цитируя других участников дискуссии, чтобы случайно не исказить смысл их высказываний. Пусть каждый говорит за себя и у каждого есть возможность высказаться на этом сайте.
Мы просто хотим напомнить один из последних слайдов под № 16 нашего доклада, на котором указаны задачи Концепции ядерного права для возможности продолжения дискуссии.
Авторы
Участники круглого стола М.В.Михайлов, Г.А.Новиков