Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Сразу после того, как закончилась антиядерная истерия, вызванная аварией на АЭС «Фукусима», и смолкли призывы к полному и тотальному запрету атомной энергетики, в очередной раз выяснилось, что у страха глаза велики, а простых решений не бывает. То есть они, конечно, бывают, но почти всегда они оказываются неверными, а их отмена требует дополнительных ресурсов. Да, авария на Фукусиме оказалась достаточно тяжёлой, но это не остановило развитие атомной энергетики в мире. Наоборот, ей стало уделяться повышенное внимание, и не только из-за возникших вопросов о безопасности её для всего человечества, но и из-за необходимости найти ответ на вопрос о том, есть ли у неё будущее или нет? Развернулась дискуссия, что уже гораздо лучше, чем запрет на использование атомной энергии.
Полагаю, что атомная энергетика продолжит своё развитие, кто бы что ни говорил. Как потому, что альтернативы ей за прошедший год не появилось, так и потому, что авария на Фукусиме — это не повод закрывать все станции. Ведь не запрещают же автомобили в мире, из-за того, что в день, на планете в ДТП с их участием гибнет город с населением в несколько тысяч человек. В результате аварии на АЭС «Фукусима» никто не получил смертельной дозы радиации. Во-вторых, при всех рисках, которые есть у АЭС, выработка электроэнергии ими причиняет меньше ущерба окружающей среде, чем остальные традиционные способы её производства, что в свете растущей борьбы за экологию в мире явилось весомым аргументом в пользу атомной энергетики. В-третьих, в результате развернувшейся дискуссии в очередной раз было подтверждено, что атомная энергия — гарантия промышленного развития. Ведь именно атомные станции могут обеспечить экономику дешёвой и безопасной для окружающей среды электроэнергией, неслучайно растущие азиатские экономики сделали ставки на развитие у себя атомной энергетики: Китай, Индия, Вьетнам.
Ещё одним важным итогом развернувшейся в мире дискуссии стали сделанные рядом стран выводы о поспешности их отказа от атомной энергетики. Даже в Германии всё активнее раздаются голоса о том, что решение закрыть 8 АЭС было преждевременным, слишком эмоциональным и политическим. Ведь никакой полноценной замены этим станциям так и не удалось найти за прошедший после Фукусимы год. Альтернативная энергетика уже давно не ребёнок, но так и не смогла составить сколь-нибудь серьёзную конкуренцию традиционным источникам энергии, в том числе и атомной энергетике. В то же время, Франция, Чехия, Швеция заявили о своём намерении развивать атомную энергетику и дальше. Власти Бельгии заявили, что готовы выполнить ранее принятое решение об отказе от атомной энергии только лишь при условии, что её гарантированно будет чем заменить, причём по сравнимым с атомной энергетикой ценам.
Естественно, что в ходе дискуссии неоднократно поднимался и вопрос о безопасности АЭС и атомной энергетики в целом. И здесь ведущие мировые ядерные державы были солидарны: ключевым параметром при строительстве новых АЭС в мире должна быть безопасность. Да, в этой мысли вроде бы нет ничего нового, и безопасности всегда уделялось огромное внимание, но сейчас, как это ни парадоксально звучит, требуется уделить ещё больше внимания вопросам безопасности АЭс. В этом плане у России есть серьёзные конкурентные преимущества, потому что наши технологии в атомной энергетике продвинулись далеко вперёд. Понятно, что вся мировая атомная энергетика ушла далеко вперёд со времени сооружения АЭС в Фукусиме, но Россия совершила особо впечатляющий рывок. Достаточно привести в пример проект АЭС-2006, наилучший на сегодняшний день проект в отрасли, отвечающий самым строгим требованиям безопасности, отличающийся высокой эффективностью, основанный на инновационных технических решениях. То, что атомная энергетика будет развиваться дальше, не вызывает никаких сомнений, а наличие у России проекта АЭС-2006 и других, во многом уникальных, технических решений, позволяет рассчитывать на получение нашей страной новых контрактов на строительство АЭС и сохранение лидирующих позиций Росатома в мировой атомной отрасли.