«Во время работы секции «Атомные города – территория безопасности и общественного диалога. Международный опыт» состоялся очень интересный обмен мнениями. Сравнив выступления наших французских и финских коллег и мэров российских «атомных» городов, мы пришли к выводу, что способы взаимодействия с общественностью фактически универсальны и идентичны для всех стран, с учётом, естественно, некоторых нюансов. Все сходились во мнении, что лучший способ преодоления различного рода фобий – это разного рода экскурсии, технические туры, информационная работа. При этом информационная работа по взаимодействию между населением и отраслью должно быть понятным. Надо говорить на понятном языке, чтобы любой человек понимал мог понимать сложные технические термины.
Во время работы секции была дискуссия о том, в какой форме проводить общественные обсуждения. Некоторые настаивали, что наилучшей формой является референдум, а финские и французские коллеги говорили, что, хотя у них референдумы возможны, но не используются, а более эффективны общественные обсуждения в режиме «шаг за шагом» - когда проходит серия круглых столов, слушаний, общественных дебатов, и разъяснение идёт доскональное, точное, длинное, долгое.
Были высказаны предложения по корректировкам закона №190 «Об обращении с РАО». Я согласен, что закон нуждается в уточнении с точки зрения того, что должна быть прописана ответственность не только Национального оператора, но и региональных и муниципальных властей, во избежание возникающих иногда в регионах попыток политизации этой темы. На региональном уровне при этом часто возникают проблемы с проектами захоронения ПЗРО, связанные часто с региональными политическими кампаниями.
В ходе работы секции были и дискуссии и по ряду технических вопросов проектирования и эксплуатации ПЗРО. Думаю, что эти дискуссии были полезны всем, т.к. были услышаны разные точки зрения».