Безусловно, очень важная и своевременная статья специалистов ФГУГП "Гидроспецгеология" и ГК "Росатом" «Задачи отраслевой системы экологического мониторинга при выводе из эксплуатации объектов ядерного наследия»external link, opens in a new tab. Поскольку затронуты актуальные вопросы обеспечения безопасности при выводе ЯРОО из эксплуатации, хотелось бы акцентировать внимание на следующих аспектах этой статьи:
1. Окончание эксплуатации ЯРОО не означает автоматического снижения радиационных рисков. Стадия вывода из эксплуатации зачастую не менее значима с точки зрения потенциальной опасности для населения и окружающей среды. В первую очередь это связано с недостаточным опытом и отсутствием отработанных технологий вывода из эксплуатации. Стадия эксплуатации в той или иной мере обеспечена как экологическим мониторингом, так и процедурами аварийного реагирования, причем с привязкой к конкретным событиям, возможному составу и объему радиоактивных выбросов и сбросов, потенциальным объектам загрязнения в окружающей среде и т.д., и представляется целесообразным обеспечить стадию вывода, как минимум такой же конкретизированной системой мониторинга и аварийного реагирования.
2. Принципиально важно, что среди основных задач приведена оценка радиационных и токсических рисков. Только такая сравнительная оценка рисков в районах расположения объектов «ядерного наследия» может служить обоснованием экологической безопасности деятельности предприятия на стадии вывода этих объектов из эксплуатации и показать место ионизирующего излучения среди техногенных факторов, влияющих на окружающую среду и состояние здоровья населения в районах расположения предприятий ГК «Росатом». Для решения этой задачи необходимы данные именно комплексного мониторинга по всем объектам окружающей среды (почва, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды и т.д.).
3. Как показывает опыт, любые отличные от нормальной эксплуатации события на ЯРОО привлекают пристальное внимание органов власти региона, СМИ, общественности и конечно экологических организаций. В этих условия очень важна задача обеспечения руководства объекта и отрасли оперативной и достоверной информацией о радиоэкологической ситуации в районе расположения предприятия, в том числе и в режиме on-line. Помимо основной цели - оптимизировать управление экологической безопасностью и ядерно-радиационными рисками, при правильном подходе к информированию населения наличие достоверных и оперативных данных позволит снизить негативное восприятия деятельности по выводу из эксплуатации объектов «ядерного наследия». Более того, представляется целесообразным обеспечивать такой информацией в режиме on-line органы государственной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, на чьей территории находятся предприятия. Создание Комплексной системы экологического мониторинга, развитие и модернизация АСКРО на отраслевом и объектовом уровнях могут решить эту задачу в полном объеме.
4. И еще один немаловажный аспект. В последнее время наблюдается недооценка значимости задач радиоэкологического мониторинга. После разработки Концепции и Технического задания на Интегральную систему управления безопасностью (ИСУБ) отрасли финансирование работ было остановлено, из ФЦП 2016-2025 убраны практически все мероприятия по мониторингу и аварийному реагированию, не решен вопрос с финансированием ОМСН и КОСЭМ. При этом необходимо учитывать, что проблемы «ядерного наследия» и, в том числе обеспечение радиоэкологической безопасности при выводе из эксплуатации, результат создания ядерного оружия для обеспечения безопасности страны и атомной энергетики, и что немаловажно большинство предприятий продолжает выполнять эти работы. Поэтому со стороны государства и отрасли им необходима поддержка для создания систем комплексного экологического мониторинга.