Юкка Лааксонен: "Во многих аспектах проект АЭС-2006 более современный, чем французский EPR"

Центр энергетической экспертизы

Юкка Лааксонен, генеральный директор Агентства по радиационной и ядерной безопасности (STUK) Финляндии:

Как минимум, Балтийская АЭС с точки зрения проектных решений является одной из самых продвинутых атомных станций. Во многих аспектах этот проект даже более современный, чем французский реактор EPR, так как у него есть так называемые пассивные системы безопасности. Так что он полагается не только на гарантированное обеспечение электроэнергией, как EPR. Так что в этом отношении в российском проекте приняли во внимание все новые требования, которые можно найти в стандартах безопасности МАГАТЭ, к примеру. Таким образом, здесь пожаловаться не на что.

Конечно, если соседние страны захотят получать и потреблять энергию с этой АЭС, если у нее будет хорошая цена, то это будет очень выгодно. На сегодняшний день, насколько я знаю, и в Литве, и в Польше есть определенный интерес к строительству собственных АЭС, так что этот проект может стать альтернативой, если будет соответствующее политическое доверие и согласие между соседями об использовании энергии с Балтийской АЭС. Но есть еще потребители в Швеции и Германии, которые также могли бы стать рынком для электричества с этой АЭС.

Полагаю, что строительство будет произведено российской стороной. Возможно, будут привлекаться в качестве подрядчиков соседние страны на отдельные части проекта, это нормальная практика в бизнесе на сегодняшний день. И, конечно, соседи приглашаются к участию в проекте - мы узнали об этом из первой презентации. Приглашаются инвесторы, которые могут затем стать совладельцами этого объекта.

На сегодняшний день, это обычная практика по всему миру – вкладывать деньги в других странах. Например, финская энергетическая компания владеет акциями шведских атомных станций. Фактически, Fortum – владелец АЭС «Ловииса» - имеет больше акций шведских электростанций сегодня. А немецкая компания E.ON планирует инвестировать в строительство новой станции в Финляндии. Так что в этом нет ничего необычного, это нормальная европейская площадка.