Глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис в ходе встречи с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым заявил, что «жителей Литвы особенно заботят аспекты обеспечения защиты окружающей среды и ядерной безопасности этого проекта» Балтийской АЭС и что «в Литве должны быть организованы публичные слушания, как этого требует Конвенция Эспо».
Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике:
Позиция Литвы по общественным слушаниям малопонятна. Ей пора бы уже определиться – либо она хочет их проводить, либо не хочет. Россия неоднократно и нотами МИД, и через ответственных сотрудников Росатома предлагала провести такие слушания. Однако литовские власти четкого ответа по этому вопросу не дают.
В конце июня представительница Минэнерго Литвы заявила о готовности своей страны провести такие слушания, а в самой Литве ее слова опровергли. Между прочим, специально для Литвы документ по оценке воздействия на окружающую среду был переведен на литовский язык, хотя Россия была не обязана это делать. Но у литовских политиков по-прежнему «есть вопросы» и по-прежнему они не хотят услышать ответы. Можно только догадываться, с чем это может быть связано.
Пока же у меня по этому поводу возникает только такое мнение, что это либо сознательная политика, либо отсутствие политического консенсуса внутри самой литовской власти. Наверное, на этот вопрос лучше ответят политологи, однако не могу не заметить, что все страны, которые действительно заинтересовались вопросами безопасности Балтийской АЭС – Германия, Польша, Эстония, Латвия и Белоруссия – такие слушания у себя уже провели и все интересующие их вопросы задали.
Думаю, что главная причина всех этих литовских метаний заключается в том, что сама Литва никак не может определить будущее собственной атомной станции, для которой у нее пока никак не получается найти инвестора. Уже очевидно, что по времени Литва серьезно проигрывает России в строительстве АЭС, и, думаю, что все эти разночтения со слушаниями по Калининградской станции есть не что иное, как попытка затянуть время для решения собственных проблем.