Гитанас Науседа, советник президента банка SEB, экономист (Литва):
Наши планы по строительству АЭС базируются на долгосрочных целях, то есть, мы имеем в виду то, что в перспективе 10-15 лет будет дефицит электроэнергии не только в Восточной Европе, но даже и в западноевропейской части, и, я думаю, будет тенденция роста цен на электроэнергию. Это экономический мотив, который всегда имеется в виду, когда мы говорим о строительстве атомной электростанции в Литве.
Вторая часть вопроса – это политическая часть: мы рассматриваем атомную электростанцию как очень важный элемент энергетической независимости. И тут даже не имеется в виду Россия. Мы пока очень сильно зависим от одного поставщика, которым является, конечно, Россия, и для нас диверсификация и введение энергомощностей были бы важным мотивом для энергетической независимости. Я даже затрудняюсь сказать, который из этих аргументов - экономический или политический - является более важным. В идеальном варианте хотелось бы, чтобы атомных электростанций в нашем регионе было бы меньше, чтобы страны кооперировались, к сожалению, я пока не вижу ни с одной, ни с другой стороны, чтобы решение этой проблемы рассматривалось бы совместно, то есть, с принятием участия в проекте другой страны. Я думаю, что это связано, конечно, с геополитической ориентацией моей страны.
Как вы знаете, у нас появились даже два стратегических инвестора, которых мы выбрали для дальнейших консультаций, в частности, японский инвестор Hitachi, но пока рано говорить о том, на каких условиях этот инвестор будет принимать участие в строительстве атомной электростанции. Я думаю, что мы найдем компромисс и для Литвы, и для других стран, и для стратегического инвестора и тогда, я думаю, будут частично инвестиции самого инвестора и частично тех стран, которые будут участвовать в этом проекте. А пока все страны заявили, что они будут готовы участвовать, но как вы знаете Латвия немножко забеспокоилась… Так что пока, я думаю, очень рано говорить о чьем-либо участии. На политическом уровне они заявили свою готовность, но когда будет конкретное решение, тогда и посмотрим, насколько они готовы, пока никто из них не отказался.
Мощность Висагинской станции будет около 1500 мегаватт, то есть средняя мощность, но она соответствует тем потребностям, которые будут в Литве, Польше и других Балтийских странах. Было бы логично ожидать, что реактор будет японский. Я бы сказал, что меня беспокоит не столько техническая часть, но мне хотелось бы знать более подробно об экономических условиях этого проекта. Технологически Литва готова, может, даже больше чем Калининградская область или Белоруссия для строительства атомной электростанции, поскольку у нас уже есть готовая инфраструктура для АЭС, подобрано стабильное место во всех отношениях для строительства, где минимален риск природных катаклизмов, у нас есть специалисты, и, конечно, мы уже продвинулись по этому пути, был конкурс, на котором был найден стратегический инвестор и все уже движется к завершению контракта на строительство. Но экономическая часть пока еще очень и очень неясная, неясна перспектива экономических условий и инвестиций.