31 августа из порта Мурманск в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона отправился крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74800 тонн.
Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата, произведенного на Ковдорском ГОКе ОАО "Еврохим". Проводкой балкера займутся атомоходы Росатомфлота.
"Sanko Odyssey" принадлежит японской судовой компании "Sanko Line". Для японцев это будет первый случай использования Севморпути.
Напомним, что днём ранее танкер "Владимир Тихонов" типоразмера "суэцмакс" установил новый рекорд скорости прохождения Северного морского пути. Преодоление Севморпути заняло у него всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов. Он стал самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе.
Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса "Коммунары Николаева" привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.
Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ЗАО "ИК "Энергокапитал":
"Новая экономика диктует новые решения. Медленное посткризисное восстановление мировой экономики в условиях высоких цен на сырьевые товары и энергоносители заставляет коммерческие отделы крупнейших мировых промышленных групп формировать новые каналы поставок.
Если текущие параметры стоимости фрахта и позволяют говорить о транспортной экономии, то возможность снижения затрат на сырьё и продукцию при уменьшении транспортного плеча - следующий этап развития основных глобальных маршрутов перевалки грузов.
Одним из таких проектов в скором времени может стать Северный морской путь, фактически реанимированный за три года Атомфлотом (дочерняя компания российской атомной госкорпорации Росатом).
Фактически мы говорим о Новом Северном морском пути (СМП), объёмы перевозки по которому, обеспеченные отечественной инфраструктурой и технологиями потенциально до 2020 года, могут удваиваться каждые 2-3 года.
Стоит отметить, что в данном случае речь идет как о локальных проектах, таких как проводка рефрижераторов с рыбой по СМП, обеспечивающих развитие дальневосточного рыболовства, так и о крупнейших глобальных маршрутах перевалки энергоносителей и навалочных грузов. Высокая эффективность данного маршрута сформировала возможность выхода на серийность проводок по СМП.
Сейчас заинтересованность в данном проекте выражают представители крупнейших и наиболее эффективных азиатских экономик, таких как Китай и Южная Корея. Таким образом, Атомфлот реализует программу по созданию третьего в мировой истории крупнейшего транспортного проекта наряду с Суэцким и Панамским каналом.
Другими словами, активизация работы российской стороны по формированию инфраструктуры СМП станет залогом получения огромного роялти от нового короткого пути из Европы в Азию.
Собственно, на объём потенциальных доходов косвенно указывают оценки Шанхайского морского университета, на основании которых маршрут вдоль российского побережья может помочь Китаю экономить от $60 до $120 млрд. ежегодно, не говоря уже о развитии российских нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе.
В результате, мы вновь можем констатировать эффективность работы менеджмента Росатома, теперь уже в новом крупнейшем проекте, претендующем на статус профильного бизнеса Росатомфлота. Иначе говоря, именно участие российской атомной корпорации в реформировании атомного флота смогло обеспечить не только экономическую эффективность данного предприятия, но и долгосрочную стратегическую цель, достижение которой обеспечит выход России на лидирующие позиции в мировой транспортной индустрии".