Ростехнадзор заинтересован в минимизации аварийности при одновременном снижении "административного пресса". Об этом заявил руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Алексей Алёшин, выступая на Форуме-диалоге «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», который проходит в Москве.
По его словам, Ростехнадзор последовательно реализует курс на внедрение новых методов контроля, включая риск-ориентированный надзор. Первым этапом модернизации системы государственного регулирования в области промышленной безопасности стало внедрение т.н. "статической" модели риск-ориентированного надзора.
«Совместно с "депутатским корпусом", бизнесом и общественностью была выполнена большая работа по корректировке законодательства»,
- отметил Алёшин. Во исполнение принятых решений проведена перерегистрация опасных производственных объектов с присвоением классов опасности, при которой широко использованы современные формы электронного взаимодействия с эксплуатирующими организациями. Количество зарегистрированных Ростехнадзором опасных производственных объектов (ОПО) в соответствии с изменившимися критериями сократилось почти на 111 тысяч (более, чем на треть). Сегодня под надзором Службы:
- 2 046 объектов I класса опасности (1,2%);
- 7 041 объект II класса опасности (4,4%);
- 88 656 объектов III класса опасности (52,4%);
- 70 964 объектов IV класса опасности (42%).
С 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора (впервые в практике российских надзорных органов) дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах. Как результат, количество плановых проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, сократилось почти на 58 %, общее количество плановых и внеплановых проверок – на 27%.
При этом текущая ситуация в области промышленной безопасности характеризуется в целом стабильными показателями.
Основными причинами аварий и несчастных случаев явились как всегда низкий уровень технологической дисциплины, недостаточная квалификация персонала, устаревшее оборудование, а также его некачественный монтаж и ремонт. Но в целом в 2014 году аварийность и количество погибших снизились на 4% и на 11% соответственно.
«Ростехнадзором ведется постоянный мониторинг правоприменительной практики измененного законодательства. С учетом его результатов мы видим определенные проблемы и готовим предложения по "тонкой настройке" отдельных инструментов регулирования»,
- отметил руководитель Службы.
«Так, в соответствии с Федеральным законом Ростехнадзор с 1 января 2014 года не утверждает заключения экспертизы промышленной безопасности, а регистрирует их в уведомительном порядке. При этом вопросы подтверждения надлежащей компетентности экспертов и экспертных организаций не были решены»,
- отметил он.
По словам Алёшина, для того, чтобы возможность нечистоплотных квазиэкспертов "порешать вопросы", оформив "липовые" заключения, ушла в прошлое, реализован комплекс мер по совершенствованию регулирования в этой сфере: в частности, повышены требования к экспертам, внедрена принципиально новая система их аттестации, "на подписи" проект постановления Правительства, повышающий лицензионные требования к экспертным организациям.
«Эти меры будут способствовать защите производственного бизнеса от недобросовестных экспертных организаций»,
- отметил руководитель Ростехнадзора.
«В свою очередь, обращаю внимание самих эксплуатирующих организаций на необходимость ответственно подходить к выбору экспертных организаций, заблаговременно проверяя их соответствие новым требованиям. А все заинтересованные эксперты приглашаются непосредственно познакомиться с процессом прохождения аттестации»,
- добавил Алёшин.
По его словам, другим проблемным вопросом, требующим законодательного урегулирования, является организация контроля за соблюдением требований по обязательному страхованию владельцами опасных объектов, на которые мы теперь не выходим с плановыми проверками. Службой разработан законопроект, предусматривающий реализацию механизма автоматической фиксации факта отсутствия договора обязательного страхования у владельца опасного объекта, автоматической подготовки соответствующего документа о факте отсутствия договора обязательного страхования и его направлении в адрес владельца опасного объекта.
«Вся необходимая инфраструктура для этого создана»,
- сказал Алёшин.
По его словам, определенный "пробел" возник в регулировании безопасной эксплуатации лифтов, исключенных из категории ОПО: действующий технический регламент предусматривает решение ряда вопросов национальным законодательством, а его уже нет. В этой связи разработан законопроект ("О внесении изменений в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации"), предоставляющий Правительству соответствующие полномочия.
«Вопросы аттестации и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в электроэнергетике в должной мере законодательно не урегулированы. Как результат: при расследовании аварий выясняется, что свидетельства у допустивших их работников есть, а знаний и навыков – нет. Для многих эксплуатирующих организаций характерна не организация обучения требованиям безопасности, а его профанация. Поэтому Службой разработан законопроект, ориентированный на совершенствование процедур аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и работников. В частности, мы планируем широкое применение IT-технологий в этой сфере»,
- отметил глава Ростехнадзора.
Кроме того, внедряется инструмент обоснования безопасности опасного производственного объекта. Ростехнадзором совместно с бизнес-сообществом и научными организациями ведется разработка методологической базы анализа риска.
«11 методик утверждены, ещё одна – в процессе подготовки. Однако, когда этот вопрос обсуждался, бизнес говорил, что внедрение института обоснования безопасности даст экономию около 1 триллиона рублей, которая может быть направлена на инвестиции. Ростехнадзором на основании поступивших заявлений в 2014 году зарегистрировано 312 заключений экспертизы промышленной безопасности обоснований безопасности (из которых реально документов, отвечающих обязательным требованиям – не больше 60), а за истекший период 2015 года – только 102. Активность бизнеса в данном вопросе пока значительно ниже ожидавшейся»,
- подчеркнул Алёшин.
«У нас есть предложения по совершенствованию смежного законодательства, регулирующего отдельные функции Службы. Подготовлены и внесены в Правительство законопроекты, предусматривающие: внедрение "статической" модели риск-ориентированного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; нормативное определение государственного надзора в сфере теплоснабжения; комплекс мер в целях повышения ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за соблюдение обязательных требований их членами»,
- подчеркнул руководитель ведомства.
Общество и бизнес требуют от нас не останавливаться на достигнутом и развивать дальше инструментарий риск-ориентированного надзора, переходя от "статической" к "динамической" его модели. Для этого Ростехнадзор проводит мероприятия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий. Мы хотим "увязать" информационные системы, созданные в эксплуатирующих организациях, с нашими информационными ресурсами. На этой базе мы сможем не только качественно прогнозировать возникновение аварий, но и давать рекомендации эксплуатирующим организациям, а также "распределять" наши проверки по объектам с учетом изменяющихся рисков эксплуатации,
- отметил Алёшин.
«В целом, область промышленной безопасности – та сфера, где административные барьеры и "административный пресс" уже сегодня значительно ниже, чем в большинстве других поднадзорных областей. Но эта дорога должна иметь двухстороннее движение: передавая ответственность бизнесу, мы ожидаем и встречного движения. Встречая на проверках факты недобросовестного поведения внешне вполне добропорядочных компаний (например, оформления реконструкции объекта как его капитального ремонта), у многих наших инспекторов возникает желание "закрутить гайки" обратно. Новые инструменты могут дать максимальную отдачу только тогда, когда и в бизнес-среде появится нетерпимость к нарушениям требований безопасности, когда мы создадим полноценную культуру безопасности.
Основополагающим элементом такой культуры должна стать нетерпимость к коррупционным действиям. Ростехнадзор последовательно "вычищает" эту заразу из своих рядов, однако наша работа не достигнет максимальной эффективности без изменения поведенческих моделей бизнеса. Мы знаем, что во многих компаниях сформированы даже специальные бюджеты на "общение" с инспекторами. Поверьте: для них же выгоднее направить эти средства на устранение нарушений. Для нас любая информация о коррупционных действиях компании – не только основание для действий в рамках соответствующего законодательства, но и "сигнал" о наличии серьезных нарушений, о необходимости удвоить и утроить внимание к её объектам. Если же наши сотрудники позволяют себе "склонять" эксплуатирующие организации к неким "взаимоотношениям" – просим немедленно информировать об этом центральный аппарат Службы»,
- отметил глава Ростехнадзора.
«В свою очередь, и общественным институтам необходимо найти свое место в общей системе предупреждения аварийности. Одной из наиболее продуктивных форм такой работы может стать общественный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности,
- подчеркнул Алёшин. -
Возрастает необходимость расширения партнерства государства, бизнеса и науки в решении научно-технических задач обеспечения промышленной безопасности. Как развитие производственных технологий, так и внедрение новых инструментов надзора требуют все более сложного инструментария регулирования».
Уважаемые коллеги! Условия, в которых мы с вами работаем сегодня, требуют от нас формирования новой "повестки дня". В соответствии с требованиями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Ростехнадзору предстоит разработать проект основ государственной политики в области промышленной безопасности. Этот документ должен определить основные "векторы" развития общенациональной системы обеспечения промышленной безопасности до 2025 года. Приглашаю всех принять максимально активное участие в этой работе»,
- заключил глава Ростехнадзора.