Стремительное развитие технологий БПЛА, обладающих значительными возможностями в части перемещения и разрушений, заставляет задуматься о средствах защиты потенциально опасных объектов как в мирное время, так и в особые периоды. Компания ООО «МЭТР» выступила с инициативой по разработке специальных нормативных требований по защите потенциально опасных объектов от беспилотных летательных аппаратов БПЛА.
Комментарий эксперта ООО «МЭТР» Александра Скворцова:
«С развитием технологий БПЛА возрастает вероятность повреждений потенциально опасных объектов при воздействии на них со стороны БПЛА. На сегодняшний день нормативных требований по защите от БПЛА потенциально опасных объектов недостаточно. В связи с этим назрела необходимость разработки специального нормативного документа.
В действующих нормативных документах по безопасности объектов использования атомной энергии, химических производств и других потенциально опасных объектов отсутствуют требования по защите от беспилотных летательных объектов (БПЛА). Так например для АЭС имеются требования по учету в проектной документации падения самолета и воздействия ударной волны при технологических взрывах на площадках. БПЛА следует рассмотреть как средства терроризма, а в некоторых случаях, как хулиганские действия неадекватной части населения, имеющей возможность приобретения и использования БПЛА.
Для правильного понимания проблемы необходимо разработать концепцию подхода к этому вопросу, а именно установить уровни опасности, разработать организационно-технические мероприятия ,а также требования к инженерным решениям, обеспечивающим заданный уровень безопасности. Указанные вопросы могут быть рассмотрены как в виде дополнения к существующим нормативным документам, так и в отдельном нормативном документе.
Предметом исследований ООО «МЭТР» является разработка также нормативного документа по определению точного ущерба и количества выбросов при радиационных авариях. Учитывая современные реалии, в том числе в зоне СВО, мы видим данный вопрос актуальным. Специалистами нашей организации, в процессе выполнения проектных работ для объектов использования атомной энергии, в том числе по выводу из эксплуатации реакторной установки БН-350 в г. Актау, Казахстан, и изучения вопроса установлено, что по состоянию на 2023 год не обнаружен узаконенный нормативный документ (или методические указания), которыми следовало бы руководствоваться проектировщикам при выполнении раздела проектной документации «Радиационная безопасность» (либо ОВОС), в части определения количества и состава выбрасываемых в окружающую среду радиоактивных веществ при максимальной радиационной аварии (при пожарах горючих и участии в пожарах негорючих радиоактивных веществ, при проливах испарении или вскипании радиоактивных жидкостей, при взрывах , при попадании в очаги горения ЗРНИ, при просыпях и т.д).
В настоящее время точность закладываемых в расчеты исходных данных зависит от квалификации специалиста проектной организации по радиационной безопасности и не подлежит проверке надзорными органами из-за отсутствия соответствующего нормативного документа и единой методики.
Учитывая отсутствие необходимых нормативных документов и методических указаний, проектировщики для определения количества и состава выбрасываемых/сбрасываемых РВ при авариях используют различные общепромышленные методики, формулы из технической литературы и учебников, материалы МАГАТЭ и т.д (не рекомендованные в установленном порядке для ОИАЭ). При этом, в расчеты доз облучения могут быть заложены некорректные исходные данные и соответственно получены не корректные конечные результаты.
При таком подходе результаты неправильно выполненных расчетов по рассеиванию радиоактивных веществ в окружающую среду могут приводить как к завышению, так и к занижению категории потенциальной радиационной опасности объекта.
С нашей инициативой согласились специалисты Ростехнадзора и ФМБА России. Мы готовим более развернутый научный материал по данной тематике».