Научно-деловой портал «Атомная энергия 2.0» представляет экспертное тематическое интервью с исполнительным директором компании «МЭТР» Ладой Олеговной Якубович.
- Лада Олеговна, расскажите, пожалуйста, подробнее, что вы подразумеваете под готовыми технологическими решениями, почему именно МЭТР?
- Компания МЭТР с 2002 года выступает в качестве интегрированного подрядчика по выводу из эксплуатации первого в мире ядерного реактора на быстрых нейтронах РУ БН-350 в Казахстане. Мы были официально рекомендованы Республике Казахстан Министерством Российской Федерации по Атомной промышленности и успешно выполнили множество контрактов. Из последних, было разработано и получено положительное заключение Госэкспертизы РК на комплексное ТЭО «Вывод из эксплуатации РУ БН-350».
Основным заказчиком является ТОО «МАЭК-Казатомпром», но были также совместные контракты с ТОО «КАТЭП», в том числе по вывозу ядерного топлива на полигон Курчатовский. МЭТР выступали лидером консорциумов, где партнерами были такие институты и проектные организации, как ОАО «ГИ» «ВНИПИЭТ», ФГУП «Радон», АО «Альянс-Гамма, «РАОТЕХ», ОАО «Малая энергетика» и др. В 2003 году нами выполнена оценка сценариев развития атомной энергетики в Республике Казахстан для НЯЦ РК.
У МЭТР многолетний опыт работы именно по направлению вывода из эксплуатации атомных объектов и технологии переработки РАО, начиная с технологических решений переработки остатков натрия после дреннирования контура БН-350, заканчивая санитарно-защитной зоной и реабилитацией территории. Отдельные научные технические решения по переработке натрия, всех видов ЖРО, ТРО, разработка не стандартизированного технологического оборудования, дезактивация, демонтаж, подготовка к безопасному длительному хранению, РБ, СЗЗ и ЗН представляют собой завершенный комплекс работ. В процессе проектных проработок были сделаны выводы о приемлемости разработанных технологий для вывода из эксплуатации любого объекта использования атомной энергии по любой концепции: «немедленного» или «отсроченного» демонтажа («Коричневая лужайка», «Зеленая лужайка» и тд.).
В 2017 году АО «НИКИМТ-Атомстрой» Госкорпорации РОСАТОМ произвели оценку работ МЭТР и подтвердили практическую научную ценность конструкторских разработок и их применимость к любому типу ОИАЭ.
- Уточните, пожалуйста, какие именно решения вы предлагаете?
- Готовые комплексные и отдельные технические решения по выводу из эксплуатации будут предложены в зависимости от требований заказчика. Комплексные решения, при необходимости, могут быть практически встроены в проектную документацию уже при проектировании с полным жизненным циклом либо применяться только для вывода из эксплуатации ОИАЭ. Если проектной организации необходимы конкретные решения: переработка натрия, комплекс по переработке ЖРО, обращение с ТРО, СЗЗ И ЗН, технология дезактивации, подготовка зданий и сооружений к безопасному хранению, радиационная безопасность, то мы готовы предложить их отдельно, зависит от задач. Каждое отдельное решение представляет собой целый комплекс научных и практических технологий.
- Интересно, а что по поводу географии, может ли зарубежная компания приобрести ваши решения, применимы ли они законодательно для другой страны?
- Что касается законодательной и нормативной базы, то ограничений географии применения нет. Технологические решения компании МЭТР для вывода из эксплуатации ОИАЭ разработаны в соответствии с международными нормами и рекомендациями МАГАТЭ. Сами технологии, ноу-хау, конструкторские разработки адаптируются к нормативно-правовой базе того или иного государства, но фактически никак к ней не привязаны. Объем работ для определённого типа ОИАЭ зависит от выбранной концепции, которую утверждает государство, будь то «немедленный» или «отсроченный» демонтаж. В последнее время отдают предпочтение концепции «немедленный демонтаж», поскольку она позволяет снизить стоимость и сроки вывода из эксплуатации. В России, согласно Федеральному закону РФ от 11 июля 2011 года № 90-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами», для всех объектов использования атомной энергии принимается концепция вывода из эксплуатации «немедленный демонтаж».
При выборе концепции «отсроченного» демонтажа сроки консервации составляют от 30 до 100 лет, при этом объем РАО снижается незначительно. Если взять реакторную установку БН-350 в Казахстане, то в 1999 году правительством РК была принята и утверждена концепция «отложенного демонтажа». Выбор определен исходя из экономических условий на момент принятия решения, а также рекомендаций МАГАТЭ. С учетом требований, нами разрабатывались технические и конструкторские решения для реакторной установки и уже на их основе комплексное ТЭО вывода из эксплуатации РУ БН-350 в 2021 году.
При этом нужно понимать, что концепция «немедленный» демонтаж в сравнении с «отсроченным» требует непрерывного источника государственного финансирования в ограниченные сроки, а также наличие мест захоронения РАО. Сами же сроки вывода из эксплуатации по концепции «немедленного» демонтажа могут достигать 30 лет и более, в зависимости от сложности. К примеру, для АЭС «Игналинская», остановленной в 2009 году, заложены сроки вывода из эксплуатации по концепции «немедленного» демонтажа почти на 40 лет, со стоимостью 3 млрд евро.
- Лада Олеговна, расскажите про стоимость вывода из эксплуатации с применением ваших решений? Одинакова ли она будет в разных странах?
- Стоимость вывода из эксплуатации по предложенным МЭТР решениям для разных стран будет отличаться. Когда оценивали приблизительную стоимость вывода из эксплуатации всех этапов работ для РУ БН-350 Казахстана, с учетом международного опыта, то предварительная оценка составила 500 млн долларов. Бюджет же на вывод из эксплуатации РУ БН-350 по смете получился в два раза ниже. В зависимости от курса тенге к доллару 115 млрд тенге в ценах 2030 года, плюс минус, составляет 250 млн долларов. Безусловно, мы считаем, что это существенно ниже мирового опыта и экономически выгодно, учитывая, что инвестиционной привлекательности в выводе из эксплуатации нет. Дорожная карта рассчитана на 10 лет при последовательном непрерывном цикле проектирования и строительства. Тут еще важно отменить, что в стоимость работ входит очередь по переработке остаточного натрия, так как это реактор на быстрых нейтронах, а также безопасное хранение на 50 лет.
Снизить затраты мы смогли сократив частично автоматизацию и использование робототехники, поскольку срок службы, например, установки по переработке натрия полгода, а потом она демонтируется и захоранивается вместе с остальным оборудованием и зданиями. Мы посчитали экономически не оправданным лишние затраты, поскольку в Казахстане пока других атомных объектов нет и дальнейшее использование той же установки по переработке натрия не предполагается. Использование нового дорогостоящего оборудования, в том числе робототехники, было заложено приоритетно в целях защиты персонала при обращении с радиоактивными отходами, а также населения и окружающей среды от радиационного воздействия. Для других же стран, где ОИАЭ больше одного, увеличенные затраты на автоматизацию и робототехнику оправданы, поскольку могут использоваться на нескольких объектах. Соответственно, это также более актуально для концепции «немедленного» демонтажа.
Так, например некоторые решения, как обращение с холодными фильтр-ловушками (ХФЛО) для РУ БН-350, которые являются основными устройствами очистки натрия в контурах быстрых реакторов, но не являются приоритетными для концепции «отложенного» демонтажа, оставлены на стадию демонтажа, после длительного хранения через 50 лет. В проекте для РУ БН-350 фильтр-ловушки отсекаются от коммуникаций, заполняются азотом, герметезируются и остаются на месте с остальным оборудованием в режиме контролируемого, длительного безопасного хранения. К этим срокам уже можно спокойно сделать научные исследования и принять дальнейшее решение, с учетом актуальных технологических возможностей.
- Такими моментами, как оптимизация затрат и отличаются концепции вывода из эксплуатации ОИАЭ.
- Ну и конечно, первое, что влияет на стоимость - это тип и мощность реактора, количество накопленных жидких и твердых РАО, законодательная база того или иного государства, сборники цен, стоимость технологического оборудования, стоимость проектных работ, уникальность и сложность объекта, и т.д.
- В чем уникальность предлагаемых вами решений?
- Уникальность решений МЭТР заключается в в том, что их может применять любая проектная организация, которая будет выполнять работы по выводу из эксплуатации ОИАЭ. Есть пошаговые решения, подробно описаны все технологические процессы работ, остается только применить в проекте к объемам и посчитать. Проектировщики никак не будут к нам привязаны, мы можем только оказывать консультации, если возникнут вопросы. Нужно понимать и учитывать тот факт, что срок жизни новых технологий в атомной отрасли не такой быстрый. Все, что связано с высокотехнологичными проектами занимает годы и требует существенных финансовых и человеческих ресурсов. Будь то ИИ, атомная отрасль или та же робототехника. Нашей компании потребовалось более 10 лет, чтобы разработать комплекс решений для вывода из эксплуатации и это совместно с проектными и научными институтами, а не в одиночку. РОСАТОМ недавно анонсировал обсуждение выбора технологии переработки натрия при выводе из эксплуатации БН-600 и БН-1200М Белоярской АЭС, чтобы разработать уникальные решения к 2040 году. То есть, закладывают на научные исследования и подготовку почти 20 лет. С учетом этого, мы считаем оправданным брать уже готовые решения и возможно вносить еще какие-то свои ноу-хау. Наши решения базовые и практичные, не нужно «изобретать велосипед», они уже есть. Если брать решение сразу для нескольких ОИАЭ, то с финансовой точки зрения это безусловно выгодно любой стране, не только России.
- Как вы оцениваете общие перспективы и решения МЭТР для вывода из эксплуатации ОИАЭ?
- МЭТР проводили достаточно серьезные исследования по выводу из эксплуатации, включая изучение бюджетов на вывод отдельных объектов ОИАЭ в мире. Более 150 ядерных реакторов были окончательно остановлены или находятся в процессе вывода из эксплуатации. Более половины из 448 ядерных реакторов, работающих в настоящее время старше 30 лет. Хотя многие из них будут продолжать безопасно работать еще несколько лет, некоторые из них также будут выведены из работы в течение следующих двух десятилетий. Кроме того более 100 исследовательских реакторов и критических сборок, а также аналогичное количество установок топливного цикла были окончательно остановлены и уже в процессе вывода из эксплуатации. Стоимость вывода из эксплуатации ОИАЭ очень разная и по нашим исследованиям занижена. Реализация текущих проектов в мире показала, что реальные затраты по выводу из эксплуатации приближены к 37% от стоимости нового объекта. С учетом этого, можно сделать выводы, что комплексные решения по выводу из эксплуатация объектов использования атомной энергии, которые предлагает компания МЭТР, востребованы и останутся актуальными.