Новый саркофаг над Чернобыльской атомной станцией Украина обещает достроить к концу 2017 года. Он будет защищать от радиоактивного излучения на протяжении 100 лет.
Украинская зона отчуждения также станет крупнейшим местом хранения отработанных ядерных материалов. И по этому поводу в стране уже разгорелись споры.
Спустя 29 лет четвёртый энергоблок Чернобыльской атомной станции всё ещё остаётся потенциально опасным. Ведь повреждённое ядерное топливо осталось внутри. А защитное сооружение, известное как саркофаг, которое возводилось сразу после взрыва, уже устарело. В 2023 году срок эксплуатации старого «Укрытия» вовсе закончится. Сейчас на монтажной площадке собирают новый безопасный конфаймент. Арка должна закрыть собой энергоблок и защищать от радиоактивного излучения на протяжении 100 лет.
Первоначально предлагалось, что грандиозная стройка завершится к 2012 году. Но из-за нехватки финансирования сроки сдачи объекта всё время переносятся: теперь – на конец 2017 года. Кроме того, растёт и стоимость проекта. Сумма уже перевалила за полтора миллиарда евро.
Главные доноры – страны Евросоюза. Украине нужно будет профинансировать лишь 8% от стоимости нового «Укрытия». Но даже если хватит денег запустить проект «Арка», специалисты говорят, что до сих пор нет готовых решений, что делать с четвёртым энергоблоком дальше, как безопасно извлечь остатки ядерного топлива из повреждённого реактора? Такой технологии ещё не придумали. Чернобыль – задача и для будущих поколений.
Владимир Каштанов, главный инженер проекта «Новый безопасный конфаймент»:
«Первые 50 лет нужно проблему с долгосрочным хранилищем, нужно разрабатывать стратегию извлечения топливосодержащих материалов, стратегию окончательно разборки этой конструкции. Ну и в последние 50 лет это должно быть реализовано».
Только сейчас, с большим опозданием, на ЧАЭС официально приступили к этапу окончательного закрытия и консервации станции. Он продлится ещё 10 лет. Сейчас вовсю идёт строительство нового специального хранилища для отработанного ядерного топлива с Чернобыльской станции – из неповреждённых (второго, третьего) реакторов. Если испытания пройдут успешно, объект запустят в конце 2016 года. Инженеры уверяют, конструкции сухого хранилища выдержат и землетрясение, и возможные террористические атаки.
Владимир Дуда, заместитель руководителя проекта «СХОЯТ-2» («Второго сухого хранилища отработанного ядерного топлива»):
«С точки зрения безопасности он полностью соответствует современным требованиям. Он прошёл экспертизу, в том числе и по физической защите. МАГАТЭ здесь активно участвует».
В перспективе вблизи Чернобыльской станции, в зоне отчуждения, должно появиться ещё большее Центральное хранилище отработанного ядерного топлива со всех четырёх атомных электростанций Украины. Пока выбраны лишь площадка и главные инвесторы проекта – американская компания. Центральное хранилище уже стало предметом жарких споров общественных активистов в Украине. Одни уверяют, что высокотехнологичный проект не представляет угрозы, подобные хранилища есть в Финляндии, Испании, Чехии, Бельгии. Другие выступают резко против, называют объект опасным могильником. Отсюда до Киева – не больше 100 километров, до границы с Беларусью – ещё ближе.
Ярослав Задесенец, сопредседатель Ассоциации зелёных Украины:
«Нам важно понимать, что это согласовано на всех уровнях, нам важно понимать, что люди, которые будут жить, в принципе, в Украине, не против этого, и третье – это соблюдение всех правил безопасности при строительстве этого объекта».
Много споров и о том, что делать дальше с 30-километровой зоной отчуждения вокруг Чернобыльской станции. 29 лет это закрытая территория и режимный объект. Депутаты Верховной рады предлагают теперь сократить особо охраняемую зону до 10 километров и создать радиационно-экологический заповедник, как это было сделано в Беларуси сразу после аварии. Ведь природа первая оправилась от катастрофы. В эти места вернулись волки, медведи. Прижились даже дикие лошади Пржевальского, которых завезли сюда в 90-х годах в качестве эксперимента. Недавно пара лошадей покинула зону отчуждения и добровольно решила остановиться на постой в соседнем селе (это редкий случай). Возвращаться на отчуждённую территорию пока лошади наотрез отказываются.
Александр Сирота, активист, руководитель общественной организации «Центр Припять.ком»:
«Дважды пытались. Один раз при помощи батальона охраны зоны. Они привели своего жеребца и пытались заманить их за «колючку», думали, что всё на этом. Часа через два они уже были тут».
Учёные, эксперты, активисты только «за» создание Чернобыльского заповедника по белорусскому примеру. Но самый «больной вопрос»: как это будет реализовано в Украине? Из-за коррупции и политических проблем в стране многие проекты, не только чернобыльские, рискуют так и остаться на бумаге.