Международная политика (412)

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭс)

Международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Задачи Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования Обеспечение свободы движения капитала Формирование общего финансового рынка Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования Разработка и реализация межгосударственных целевых программ Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы Формирование общего энергетического рынка Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон Предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории Сближение и гармонизация национальных законодательств Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

МГИМО

МГИМО является одним из старейших университетских центров страны по подготовке специалистов международного профиля. Датой создания университета принято считать 14 октября 1944 года, когда Совнарком преобразовал созданный годом ранее Международный факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в самостоятельный институт. Первый набор в МГИМО составил 200 студентов. С 1946 года на учебу в МГИМО стали направляться студенты из зарубежных стран. В первые годы в вузе существовало три факультета: международный, экономический и правовой. В 1954 году в МГИМО было открыто восточное отделение. Это произошло в результате слияния с одним из старейших российских вузов — Московским институтом востоковедения, преемником Лазаревского училища, созданного в 1815 г. К МГИМО отошла и знаменитая Лазаревская библиотека, которая не имела себе равных по составу востоковедческой литературы в Москве. В 1958 г. в МГИМО влился Институт внешней торговли МВТ СССР, созданный в 1934 г. в Ленинграде, а затем переведенный в Москву. В результате был существенно расширен экономический факультет, усилилась его ориентация на подготовку специалистов для внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В 1969 году были созданы Международно-правовой факультет и факультет Международной журналистики. В 1991 г. в Институте открыт факультет Международного бизнеса и делового администрирования, а в 1998 году учрежден Факультет политологии. С 1994 г. решением Правительства России Университету поручено осуществлять подготовку специалистов в области государственного и муниципального управления из числа лиц с высшим профессиональным образованием, работающих в органах государственного управления. Эти программы подготовки реализуются новым структурным подразделением университета — Международным институтом управления. В феврале 2000 г. по инициативе крупнейших нефтяных, газовых и энергетических компаний России в структуре МГИМО был образован Международный институт энергетической политики и дипломатии. Целью создания Института стала подготовка кадров для развития международного энергетического сотрудничества. В 1994 г. институт получил статус университета. За шесть десятилетий МГИМО стал крупным учебным заведением и исследовательским центром, где изучают и преподают десятки дисциплин по 12 образовательным программам: международные отношения и дипломатия, регионоведение и мировая политика, мировая экономика и коммерция, международное публичное, частное и финансовое право, право ЕС, политология, государственное и муниципальное управление, журналистика и связи с общественностью. В структуре МГИМО-Университета 7 факультетов и 6 институтов, здесь преподается 53 иностранных языка. В настоящее время в Университете учатся около 6 тысяч студентов из 60 субъектов Российской федерации и 64 зарубежных стран. За время своей деятельности МГИМО обучил свыше 30 тысяч студентов, в том числе около 5 тысяч иностранных граждан. Среди известных российских выпускников МГИМО - государственные и политические деятели, дипломаты, ученые (20 членов и членов-корреспондентов РАН), бизнесмены и журналисты. Более двух третей сотрудников российской дипломатической службы окончили МГИМО. Выпускниками Университета являются Президент Азербайджана И.Г.Алиев, министры иностранных дел Украины, Белоруссии, Казахстана, Словакии, Монголии, другие видные государственные и политические деятели. С момента основания МГИМО на его кафедрах работали выдающиеся ученые. Здесь сложились научные школы, которые продолжают традиции основателей научных направлений в отечественной и мировой науке. Многие годы здесь трудились академики Е.В.Тарле, Л.Н.Иванов, В.Г.Трухановский, С.Л.Тихвинский, Н.Н.Иноземцев, Ю.П.Францев и другие. Сегодня здесь преподают известные ученые Е.М.Примаков, Н.П.Лаверов, Н.А.Симония, В.К.Пивоваров. Всего же в МГИМО работают более тысячи профессоров и преподавателей, в том числе 122 доктора наук и профессора, более 400 кандидатов наук и доцентов, около 20 академиков и членов-корреспондентов РАН, заслуженных деятелей науки. Профессорами МГИМО внесен существенный вклад в развитие науки международных отношений, страноведения, международного права, международных экономических отношений, политологии, подготовлены и выпущены сотни учебников, тысячи научных работ (монографий, диссертаций, словарей). Фундаментальные труды ученых МГИМО хорошо известны и за рубежами нашей страны, они переведены на многие иностранные языки. Многие из них получили почетные звания и награды иностранных государств за вклад в развитие научных и культурных связей между народами, за свои работы в области истории, экономики, права, культуры, литературы, языков зарубежных стран. МГИМО-Университет поддерживает партнерские научные связи со многими университетскими и учебными заведениями не только в СНГ, но и в дальнем зарубежье. Университет выполняет функции координатора деятельности вузов России и республик СНГ по ряду направлений научной и учебной работы: международные отношения, регионоведение, связи с общественностью и реклама. Партнерские связи с иностранными университетами (США, Франции, Германии, Японии, Индии, Китая) имеют целью внести вклад в создание общего образовательного пространства, реализовать сотрудничество в рамках Болонского процесса. Ряд иностранных ученых, государственных и общественных деятелей зарубежных стран стали Почетными докторами МГИМО. В то же время университет активно сотрудничает с российскими научными и учебными заведениями, в частности, с Московским, Петербургским и Казанским университетами, где учреждены факультеты международных отношений, а также с институтами Российской академии наук.

Парламентская ассамблея Совета Европы (PACE)

Парламентская ассамблея является одним из двух главных уставных органов Совета Европы и представляет интересы основных политических партий, существующих в государствах-членах Организации. В рамках Ассамблеи осуществляют сотрудничество представители парламентских структур 47 демократических государств нашего континента, входящих в Совет Европы. «Демократическая совесть» Европы Парламентская ассамблея Совета Европы стала первым европейским парламентским форумом в истории нашего континента. Имея в своем составе делегации 47 национальных парламентов, она является одним из самых представительных парламентских форумов Европы. Будучи свободной в определении своей повестки дня, Ассамблея рассматривает актуальные и перспективные вопросы, которые касаются проблем современного общества и различных аспектов международной политики. Результаты работы Ассамблеи играют важную роль в определении направлений деятельности Комитета министров, а также межправительственного сотрудничества в рамках Совета Европы. Кроме того, члены Ассамблеи доводят их до сведения своих национальных парламентов и тем самым оказывают влияние на свои правительства. Исторические события в государствах Центральной и Восточной Европы в начале 90-х годов поставили перед Ассамблеей уникальную задачу: внести свой вклад в дело интеграции этих стран в семью европейских демократий и способствовать подлинному сотрудничеству парламентариев всех стран Европы. Таким образом, Ассамблея вносит конкретный вклад в строительство Европы без разделительных линий. Благодаря учрежденному Парламентской ассамблеей в 1989 году статусу «специально приглашённого», парламентские делегации зарождающихся плюралистических демократий Центральной и Восточной Европы, которые не являлись полноправными членами Организации, смогли принимать участие в пленарных заседаниях Ассамблеи и в работе её комиссий без права голоса. Установленные таким образом контакты и обмены содействовали процессу демократизации в этих странах и ускорили их прием в Совет Европы. Структура и организация: отражение европейской демократии 318 членов Ассамблеи и 318 их заместителей избираются или назначаются национальными парламентами из их собственного состава. Число парламентариев от каждой страны варьируется от 2 до 18 в зависимости от численности ее населения. Состав национальных делегаций в Ассамблее должен пропорционально отражать все основные политические силы или группы, представленные в национальном парламенте. В Ассамблее представлены пять политических групп: Группа социалистов (СОЦ), Группа Европейской народной партии / христианские демократы (ЕНП/ХД), Группа европейских демократов (ГЕД), Альянс либералов и демократов в поддержку Европы (АЛДЕ), а также Группа объединённых европейских левых (ОЕЛ). Некоторые парламентарии не принадлежат ни к одной из указанных политических групп. Четыре раза в год в зале заседаний Дворца Европы в Страсбурге проходят недельные пленарные заседания Парламентской ассамблеи. Они открыты для публики. Председатель Ассамблеи избирается из числа её членов, по традиции на три последовательных одногодичных срока. Председатель и его заместители (их в настоящее время 18), руководители пяти политических групп, а также председатели Комиссий ПАСЕ составляют Бюро Ассамблеи. Помимо этого, Ассамблея избирает Генерального секретаря Совета Европы, его заместителя, Генерального секретаря Парламентской ассамблеи, судей Европейского суда по правам человека, а также Комиссара по правам человека. Ассамблея работает с материалами, специально подготовленными для неё профильными комиссиями, курирующими следующие направления: политические вопросы, юридические вопросы и права человека, социальные вопросы, вопросы здравоохранения и семьи, культуры, науки и образования, охраны окружающей среды и сельского хозяйства, обустройства территорий и местного самоуправления, вопросы экономики и развития, миграции, беженцев и демографии, равенства возможностей для мужчин и женщин, а также соблюдения государствами-членами обязательств. Основная работа Парламентской ассамблеи проводится в рамках следующих комиссий: - Расширенная совместная комиссия - Постоянная комиссия - Комиссия по политическим вопросам - Комиссия по юридическим вопросам и правам человека - Комиссия по экономическим вопросам и развитию - Комиссия по социальным вопросам, здравоохранению и делам семьи - Комиссия по миграции, беженцам и народонаселению - Комиссия по культуре, науке и образованию - Комиссия по окружающей среде, сельскому хозяйству, местным и региональным вопросам - Комиссия по равенству возможностей женщин и мужчин - Комиссия по правилам процедуры и иммунитетам - Комиссия по выполнению обязательств государствами-членами Совета Европы (Комиссия по мониторингу) Процедура мониторинга После вступления государства в Совет Европы Парламентская ассамблея следит за тем, как эта страна выполняет взятые на себя обязательства. В 1997 году для этой цели была создана специальная Комиссия по мониторингу. Эта комиссия следит также за тем, как страны-члены выполняют обязательства, взятые на себя уже после вступления в Совет Европы. Комиссия по мониторингу обязана раз в год предоставлять Ассамблее отчет об основных итогах своей деятельности. Обсуждение европейских и международных событий В повестку дня каждой сессии вносятся на обсуждение актуальные европейские и международные события, а также широкий спектр вопросов, решения по которым принимаются на европейском уровне. Активное участие в обсуждении этих событий принимают видные деятели всего мира. В обсуждении вопросов в Ассамблее также принимают участие представители различных международных организаций, таких, например, как ОЭСР, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейское космическое агентство и некоторые специализированные учреждения Организации Объединённых Наций. Неправительственные организации принимают участие в работе некоторых комиссий в качестве наблюдателей и тем самым вносят ценный вклад в осуществление важных мероприятий, проводимых Ассамблеей. Парламентская ассамблея действует особенно активно в области защиты прав человека. За последние несколько лет она приняла резолюции по следующим вопросам: создание международного суда для рассмотрения преступлений, совершенных в военное время; секты и новые религиозные течения; права меньшинств; права детей; положение лесбиянок и гомосексуалистов; защита прав лиц, ищущих убежища в другой стране; СПИД и права человека; торговля детьми и другие формы эксплуатации детей и так далее. Парламентская ассамблея сыграла решающую роль в принятии Комитетом министров ряда конвенций, соглашений, резолюций и рекомендаций. Ее предложения об отмене смертной казни в мирное время, о Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унизительного обращения или наказания, Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств были в дальнейшем рассмотрены Комитетом министров и стали юридическими инструментами Совета Европы. Инициативы, направленные на достижение конкретных результатов С 1989 г. Ассамблея оказывает содействие в урегулировании кризисных ситуаций по всей Европе. Проходящие в ее рамках политические дебаты, как правило, основываются на результатах поездок, миссий, направляемых ею в регионы, охваченные конфликтами, а также диалога, ведущегося с государствами, в которых эти конфликты возникают. Таким образом, данная деятельность Ассамблеи ведет к укреплению политической роли Совета Европы. Ассамблея принимает документы, которые являются руководством к действию для Комитета министров, национальных правительств, парламентов, политических партий и других важных институтов общества. Кроме того, по инициативе Ассамблеи были разработаны многие международные договоры, известные как европейские конвенции, а также другие правовые инструменты, которые закладывают основы подлинной европейской системы законодательства. Наиболее известной из них является Европейская конвенция о правах человека, открытая для подписания в 1950 г. Ассамблея проводит консультации с Комитетом министров по всем проектам конвенций до момента их принятия. Помимо вышесказанного, Ассамблея регулярно проводит конференции, коллоквиумы и открытые парламентские слушания по важнейшим проблемам современности, в частности, по проблемам насилия, нетерпимости, окружающей среды, иммиграции, наркотиков, биоэтики и средств массовой информации. Эти слушания проходят в форме диалога между парламентариями и специалистами. Государства-члены Совета Европы и их представители в Парламентской ассамблее Австрия (6), Азербайджан (6), Албания(4), Андорра (2), Армения (4), Бельгия (7), Болгария (6), Босния и Герцеговина (5), Венгрия (7), Германия (18), Греция (7), Грузия (7), Дания (5), Ирландия (4), Исландия (3), Испания (12), Италия (18), Кипр (3), Латвия (3), Литва (4), Лихтенштейн (2), Люксембург (3), «бывшая Югославская Республика Македония» (3), Мальта (3), Молдова (5), Монако (2), Нидерланды (7), Норвегия (5), Польша (12), Португалия (7), Россия (18), Румыния (10), Сан-Марино (2), Сербия (7), Словакия (5), Словения (3), Соединенное Королевство (18), Турция (12), Украина (12), Финляндия (5), Франция (18), Хорватия (5), Черногория (3), Чехия (7), Швейцария (6), Швеция (6), Эстония (3). Статус наблюдателя Статус наблюдателя в Парламентской ассамблее имеют парламенты Канады, Израиля и Мексики. Статус «специально приглашенного» Действие статуса «специально приглашенного» для Белоруссии было приостановлено 13 января 1997 года.

Организация Объединённых Наций (ООН)

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают Организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 192 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения. О деятельности ООН знают в самых отдаленных уголках планеты. Общеизвестны успехи Организации Объединенных Наций в таких областях деятельности, как поддержание мира и гуманитарная помощь. Однако существует целый спектр других областей, где ООН и организации ее системы содействуют улучшению положения в мире и тем самым влияют на ход нашей повседневной жизни. Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Плюс, многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений.