3 октября 2010

О совершенствовании подготовленности работников атомной отрасли к обеспечению глобальной ядерной безопасности в условиях инновационного развития ядерных технологий и производств

Авторы

А.М.Агапов, директор Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности, д.т.н.

М.В.Михайлов, помощник Генерального директора ФГУП «АТЦ Минатома России»

Г.А. Новиков, зам. Генерального директора по научно-методической работе ФГУП «АТЦ Минатома России», д.т.н., профессор

Преамбула

По данным МАГАТЭ, не менее 60% происшествий на объектах использования атомной энергии (далее – объекты) в мире происходит именно по вине персонала. Еще выше составляющая человеческой ошибки в авиации - 70-80% всех происшествий или инцидентов случаются по вине человека (летный и наземный персонал).

И в этих, и в других отраслях человеческий фактор составляет основную причину всех аварий и катастроф, причем они вызываются не просто ошибками или невнимательностью работника, все названное является лишь следствием многочисленных факторов. Эти факторы, определяющие надежность персонала, не всегда очевидны и зависят от многих составляющих (рис 1).
Как невозможно в приказном порядке остановить или ускорить технический прогресс, так невозможно в одночасье изменить сознание людей, их морально-психологический облик. А именно последнее сейчас и необходимо обществу, так как мало изобрести новые технологии, новые машины и аппараты, человек еще должен своим сознанием и пониманием дорасти до того, чтобы использовать все это с минимальной опасностью для себя и окружающих.
 

Рис. 1.Факторы, влияющие на надежность персонала

Это требует систематической и разноплановой работы с персоналом, которая в атомной отрасли является одним из важнейших направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность объектов на всех стадиях их жизненного цикла.
Одним из основных механизмов воздействия на факторы, определяющие надежность персонала и действенность культуры безопасности в организации, являются подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
В данной статье рассмотрены возможности совершенствования этих механизмов в целях обеспечения глобальной ядерной безопасности в условиях инновационного развития ядерных технологий и производств. 
 

Система работы с персоналом в ГК «Росатом»

Работа с персоналом в Госкорпорации «Росатом» направлена на достижение и поддержание культуры безопасности, надежности и необходимой квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию объектов. Эта деятельность обеспечивается соответствующими ресурсами, организационной структурой управления и системой управления качеством, законодательной, нормативной правовой и методологической базой.
Работа с персоналом в Госкорпорации «Росатом» основывается на отечественном и международном опыте, регулируется рядом нормативных документов (/1/,/2/ и др.) и направлена на решение следующих основных задач:
  •  обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
  • формирование необходимых знаний и навыков перед допуском работника  к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
  •  сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;
  •  совершенствование знаний и навыков при изменении технологий и производственных условий;
  • формирование психологической устойчивости и профессиональной коммуникативности;
  •  постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности.
Для решения этих задач в Госкорпорации «Росатом» образована и действует комплексная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также подтверждения компетентности  специалистов в области использования атомной энергии в соответствии со стратегией развития отрасли.
В качестве элементов этой системы в Госкорпорации «Росатом» функционирует ряд организаций, которые специализируются на обучении и повышении квалификации специалистов атомной отрасли. Обучение ведется по таким направлениям, как эксплуатация ядерно и радиационно опасных объектов, строительство в атомной энергетике и промышленности, радиационный контроль, экология, экономика и безопасность предприятий атомной промышленности и ядерного оружейного комплекса, управление человеческими ресурсами. Организуются учебные курсы различной длительности, научно-технические семинары, совещания и конференции, в том числе с международным участием, проводятся стажировки по различным направлениям.
В рамках направлений, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, охраной труда и менеджментом качества, в этих организациях проводится обучение по вопросам культуры безопасности.
Госкорпорация «Росатом» осуществляет также и целевую подготовку молодых специалистов по профильным специальностям для организаций отрасли. Это позволяет организациям отрасли начать подготовку будущего работника с первого курса вуза, усилить его мотивацию, обеспечить требуемый характер его подготовки.
Ведется систематическая работа по формированию и поддержанию в актуальном состоянии отраслевого кадрового резерва.
Крупные объекты оснащены полномасштабными, локальными и обучающими тренажерами, способными моделировать любую ситуацию, которая может произойти при эксплуатации. На них же отрабатываются и пусковые операции.
Важным элементом подготовки персонала являются комплексные противоаварийные учения, которые проводятся ежегодно на одном из атомных объектов, включая атомные станции. Цель таких учений - проверка эффективности системы противоаварийной готовности, отработка вопросов оперативного реагирования при возникновении нештатных ситуаций например на атомной станции, а также проверка готовности персонала и технических средств к ликвидации последствий нештатной ситуации, отработка процедур взаимодействия участников противоаварийного реагирования на всех уровнях. 
 

Эффективность работы с персоналом

Квалификация персонала, его компетентность и натренированность относятся к важнейшим факторам предотвращения нарушений ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), в т.ч. нарушений, приводящих к таким событиям в работе объектов, которые подлежат учету по Международной шкалы ядерных и радиологических событий (INES) /3/.
Оценку действенности системы работы с персоналом в Госкорпорации «Росатом» можно провести, используя данные о нарушениях ЯРБ, представленные в ежегодных отчетах Ростехнадзора /4/.
Данные о нарушениях ЯРБ подразделяются Ростехнадзором на три группы:
  • нарушения в работе действующих объектов (учетные события);
  • нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (ФНП);
  •  нарушения условий действия лицензий (УДЛ).
Нарушения УДЛ мы в дальнейшем учитывать не будем, т.к. УДЛ не являются нормативно-правовыми документами.


Сводные данные о нарушениях приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сводные данные о нарушениях ЯРБ в 2008 году[1],[2]

Полученные данные позволяют сделать ряд нетривиальных выводов.
Отметим, во-первых, что вклад ошибок персонала в причины нарушений работы объектов всех атомных объектов относительно невелик. На ядерных объектах организаций Госкорпорации «Росатом» по вине персонала произошло всего 14 нарушений в работе этих объектов, что составляет всего 21 % от общего числа нарушений. Это значительно меньше приведенных выше усредненных международных данных МАГАТЭ.
Этот факт является неопровержимым свидетельством высочайшей эффективности работы с персоналом в системе Госкорпорации «Росатом», в ее эксплуатирующих организациях и учебных центрах.
Учитывая, что по уровню безопасности российская атомная энергетика находится на одном из первых мест в мире, можно сделать вывод о том, что этим достижениям атомная отрасль в немалой степени обязана профессионализму, компетентности и натренированности работников ядерно и радиационно опасных объектов.
Однако, в перспективе следует прогнозировать возможность ухудшения ситуации и заблаговременно предпринимать соответствующие компенсирующие меры. Этот прогноз основывается на том, что отмеченные результаты получены в консервативных условиях эксплуатации в основном давно освоенных объектов персоналом, имеющим многолетний опыт работы на них. В этих условиях замена работников происходит в режиме, благоприятном для продолжительной подготовки персонала на рабочих местах с передачей опыта, использования механизмов наставничества и т.п. традиционных форм подготовки и повышения квалификации.
Решение задачи инновационного и интенсивного развития отрасли повлечет быстрый и массовый рост новых установок и технологий, использование которых предстоит освоить в относительно короткие сроки новому контингенту работников. В рамках действующей системы подготовки персонала, достаточно инерционной, нацеленной в основном на дополнительную подготовку уже принятых работников и в значительно меньшей мере ориентированной на обучение студентов как будущий кадровый состав отрасли, освоение вопросов обеспечения безопасности неизбежно будет отставать от темпов развития отрасли и с большой вероятностью приведет к росту нарушений в работе новых объектов, обусловленных ошибками персонала. Возможные способы избежать возникновения такой ситуации будут рассмотрены ниже.
Возвращаясь к результатам анализа нужно отметить, во-вторых, что количество нарушений требований ФНП значительно (в десятки и сотни раз) превышает число ошибок персонала, приводящих к нарушениям в работе объектов.
В /4/ отмечается, что наибольшее число нарушений ФНП приходится на нарушения, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, состоянием технической документации, состоянием организационно-распорядительных документов и с обеспечением радиационной безопасности. Анализ причин нарушений ФНП показывает, что в основном нарушения допущены в связи с низкой исполнительской дисциплиной персонала и являются следствием недостаточного ведомственного контроля со стороны технических служб и отделов администраций предприятий, а также обусловлены ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.
Следовало бы задаться вопросом о качественном составе требований ФНП, коль скоро их массовое нарушение практически не влияет на состояние ЯРБ. Возможно, эти требования имеют излишне прескриптивный характер и чересчур размельчены, что, конечно, удобно для контролирующих лиц и не требует от них особых знаний о предмете контроля, но препятствует эксплуатирующей организации выбирать оптимальные пути обеспечения ЯРБ.
По-видимому, настало время проанализировать состав требований ФНП и перевести часть из них в национальные стандарты. 
 

Кадровые основы обеспечения глобальной ядерной безопасности в условиях инновационного развития ядерных технологий и производств

С началом нового тысячелетия атомная отрасль Российской Федерации вступила в новую фазу интенсивного развития. Его этапы закреплены в нормативных актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в т.ч. в Программе деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации в 2008 году. Реализация этих актов предусматривает развитие оборонного, энергопромышленного, научно-технического комплексов и комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
Главной чертой развития атомной отрасли является ее инновационность, основанная на использовании достижений науки и передового опыта. Нужно отметить, что начиная с эпохи Первого атомного проекта и до настоящего времени дистанция от начала научных разработок до их реализации в атомных технологиях и производствах оставалась минимальной, несмотря на громадную наукоемкость этих технологий и производств.
Вместе с тем другой важнейшей особенностью атомной отрасли является то, что атомные технологии и производства основаны на использовании реакций деления атомного ядра, удельное энерговыделение которых несопоставимо  выше удельного энерговыделения химических реакций и других процессов в неядерных отраслях, а также наличие высокоинтенсивных излучений, сопровождающих использование ядерных и радиоактивных материалов. Поэтому утрата контроля над соответствующими процессами и объектами в атомной отрасли может приводить к катастрофическим последствиям глобального масштаба, примером чего является Чернобыльская авария.
Вообще говоря, любая научно-техническая инновация потенциально порождает и новые виды опасностей, связанных с возможными нарушениями нормальных режимов эксплуатации новых технологий и производств. Для достижения социально приемлемого риска инновационных технологий и производств требуется синхронное развитие специфических инновационных мер по обеспечению их безопасности в глобальном аспекте (рис.2).  
Рис.2. Кадровое обеспечение инновационного развития атомной отрасли
 
Таким образом, инновационное развитие атомной отрасли осуществляется одновременно по двум взаимоувязанным и взаимопроникающим направлениям - инновационное развитие атомных технологий и производств, и инновационное развитие мер по обеспечению безопасности - в первую очередь по обеспечению специфической для атомной отрасли глобальной ядерной и радиационной безопасности.
 К числу современных инноваций в атомной отрасли, требующих повышенного внимания к обеспечению безопасности, относятся:
- создание новой национальной системы обращения с ОЯТ и РАО;
- снятие с эксплуатации ЯРОО и реабилитация территорий;
- строительство новых объектов использования атомной энергии, внедрение новых технологий и их обеспечение новым персоналом; смена поколений на ранее сооруженных объектах;
- широкое использование атомных технологий, установок и приборов в социально-хозяйственной сфере, прежде всего в медицине и для контроля производственных процессов и качества продукции и их кадровое обеспечение;
- интеграция в мировой рынок ядерных технологий и активное международное сотрудничество;
- совершенствование систем мониторинга воздействия атомной отрасли на окружающую среду и человека и системы взаимодействия с общественностью.
Главными направлениями, обеспечения безопасности, адекватными указанным инновациям, являются:
- экономика безопасности – обеспечение социально приемлемого риска на основе анализа затраты - выгода (в связи с переходом к рыночным отношениям и конкурентным условиям);
- современное научно-техническое и кадровое обеспечение безопасности на основе профессионализма и принципов культуры безопасности;
- совершенствование законодательства и нормативно-правовой документации, способствующей инновационному развития, и легитимной (воспринимаемой) для партнеров по международному сотрудничеству, на основе Концепции ядерного права России;
- совершенствование системы предотвращения и реагирования на ЧС природного, техногенного и террористического характера с учетом опыта реагирования на ЧС, в связи с пожарной обстановкой в августе 2010 г. и ликвидацией пожаров в районе расположения РФЯЦ ВНИИЭФ, РФЯЦ ВНИИТФ и ряда других стратегических объектов.
 
Важнейшим условием современного инновационного развития атомной отрасли и обеспечения глобальной ядерной и радиационной безопасности является кадровое обеспечение высокопрофессиональными специалистами и внедрение культуры ядерной безопасности в соответствии с принципами МАГАТЭ. Очевидно, что каждое из указанных направлений для своей реализации требует подготовки соответствующих специалистов.
Нужно отметить, что специализированной вузовской подготовке специалистов в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в настоящее время не уделяется достаточное внимание. По-сути, такие специалисты «вырастают» из специалистов-технологов в соответствии с потребностями обеспечения безопасности конкретных производств в процессе послевузовского дополнительного образования. Это ограничивает кругозор и возможности таких специалистов по безопасности «от станка» и, по большому счету, сужает возможности инновационного развития отрасли.
Актуальной задачей текущего этапа интенсивного и инновационного развития атомной отрасли, скорейшее решение которой необходимого для предотвращения новых «Три-Майл Айлендов" и «Чернобылей», включая потенциальные возможности международного терроризма, является формирование и реализация инновационной государственной политики в области подготовки персонала для атомной отрасли.
Эта политика должна быть направлена на подготовку широко эрудированных, компетентных и натренированных специалистов в сфере обеспечения глобальной ядерной безопасности на основе рекомендаций МАГАТЭ и практики мирового сообщества.
На государственном уровне должно быть признано, что деятельность по обеспечению безопасности, участие человека в высоко технологической сфере, защита его в условиях особо ядерно и радиационной опасных производств и объектов, физическая защита производств, специальных материалови информации являются абсолютно необходимыми направлениями системы подготовки кадров.
В числе традиционных вопросов МАГАТЭ и мировые лидеры атомной энергетики в последние годы проявляют особую озабоченность проблемами нераспространения ядерных материалов (ядерного оружия), являющимися составной частью общей проблемы обеспечения глобальной ядерной безопасности, включающей обеспечение физической защиты и сохранности ядерных материалов и радиоактивных веществ, учет и контроль за их наличием и перемещением, а также защиту связанной с этим информации.
В современных условиях возникает жесткая необходимость системного (комплексного) обучения специалистов и регулярного повышения их квалификации по указанным выше взаимосвязанным направлениям глобальной ядерной безопасности с условным наименованием «3-S» - safety (ядерная и радиационная безопасность, аварийная готовность), security (защита, учет и контроль), safeguards (нераспространение) (рис.3).
 
Рис 3. Обеспечение глобальной ядерной безопасности на основе рекомендаций МАГАТЭ и практики мирового сообщества
 
К числу основных системных принципов государственной политики в области подготовки персонала для атомной отрасли следует отнести:
  •  непрерывность (вузовское, послевузовское, дополнительное профессиональное) образования;
  • комплексное обучение по тематике «3-S»;
  •  актуальность системы знаний и их практическое закрепление на современной технологической учебно-тренировочной базе;
  • международный уровень знаний и характер работ;
  • непосредственная связь с организациями Госкорпорации «Росатом», ФСБ, ФСТЭК, Минобороны России, ВВ МВД России, Минздравсоцразвития России;
  •  участие в исследовательских, аналитических, консультативных работах, экспертизе, сертификации, НИОКР.
Необходимость следовать этим принципам, которые коррелируют с документами МАГАТЭ и др., подтверждена опытом создания и развития атомной отрасли в России, опытом ведущих ядерных держав.
Так, только непрерывность и комплексность обучения может обеспечить его высокое качество.
Обучающие программы и учебные места (как в первичной системе образования, так и в дополнительной) должны базироваться на актуальных сведениях и действующих технологических комплексах, обеспечиваться педагогическим составом, непосредственно участвующим в выборе технологических решений и проведении научных исследований и практических работ.
Качество подготовки непосредственно зависит от непосредственного научно-методического участия преподавателей в работах по обеспечению глобальной ядерной безопасности. Для поддержания знаний преподавательского состава в актуальном состоянии в отношении задач в области безопасного использования атомной энергии в России необходимо их активное участие в постановке и ведении системных аналитических исследований и НИОКР по своим направлениям.
Стратегией подготовки персонала для атомной отрасли должны учитываться следующие целеполагающие факторы:
  • в атомной отрасли развиваются и востребованы новые технологии;
  • требуют решения, в том числе новых технологий, проблемы обращения с ОЯТ и РАО и окончательной изоляции РАО в геологических формациях;
  • проводится и будет проводиться в дальнейшем в больших масштабах ликвидация ЯРОО, исчерпавших свой ресурс и надобность, и реабилитация территорий;
  • будут проектироваться, сооружаться и эксплуатироваться новые ЯРОО атомного энергопромышленного комплекса, которые потребуют новых руководителей и специалистов.
  •  будет расширяться использование ядерных и радиационных технологий в различных сферах социально-хозяйственной деятельности, прежде всего в медицине и в средствах контроля технологических процессов и качества продукции;
  • будет совершенствоваться нормативно-законодательная база, система государственного управления и регулирования в области использования атомной энергии и система информирования и взаимодействия с общественностью атомной отрасли.
В условиях инновационного развития атомной отрасли особого внимания требует обеспечение профессионализма работников ядерного надзора. Существующая система их подготовки направлена исключительно на обучение административным процедурам лицензирования и надзора, что приводит к потере компетентности в сфере современных ядерных технологий. Требуется радикальная модернизация действующей системы отбора и подготовки работников ядерного надзора, включая, возможно, введение механизма ротации кадров между надзорными органами и эксплуатирующими организациями. 
 

Механизмы формирования и реализации государственной политики в области подготовки персонала для атомной отрасли

Наиболее эффективным и реалистичным механизмом формирования и реализации государственной политики в области подготовки персонала для атомной отрасли является, по нашему мнению, создание исследовательского образовательного института глобальной ядерной безопасности (ИГЯБ) в качестве филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ» (рис.4).
Рис.4. Механизмы формирования и реализации государственной политики в области подготовки персонала для атомной отрасли
Целью создания ИГЯБ является:
  • организация и совершенствование системы непрерывной и комплексной подготовки специалистов в области «3-S»;
  • сочетание процессов обучения и повышения квалификации (включающих тренировки в специализированных центрах и на действующих объектах) с экспертно-аналитическими, научно-исследовательскими и методическими работами, способствующими как повышению уровня профессиональной подготовки специалистов, так и уровня обеспечения безопасности в целом;
  •  унификация подготовки и повышения квалификации в области глобальной ядерной безопасности специалистов различных ведомств и организаций отраслей социально-хозяйственной деятельности в Российской Федерации;
  • актуализация образовательной деятельности в соответствии с международными стандартами, обеспечивающая признание выдаваемых дипломов и свидетельств на зарубежных объектах ядерной энергетики.
ИГЯБ должен одновременно являться и образовательным (обучающим), и исследовательским, аналитическим центром в области методологии обеспечения глобальной ядерной безопасности, разработки как учебных материалов, так и технологических решений, объединяющих все направления обеспечения безопасности, и нормативных документов, регулирующих безопасность соответствующих процессов, для обобщения передовых практик и регламентирования безопасного использования ядерной энергии.
В определенном смысле ИГЯБ должен быть некоторым аналогом американских и европейских университетов, сочетающих организацию и проведение учебного процесса с проведением научных исследований и подготовкой специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).
ИГЯБ должен опираться на существующую инфраструктуру подготовки и повышения квалификации специалистов для атомной отрасли (МИФИ, институты повышения квалификации ГК «Росатом», специальные технологические учебные участки и тренажеры на ядерных объектах), использовать достигнутый передовой опыт по обучению и проведению форумов, конференций и НТС, учений и тренировок по готовности к реагированию и реагированию на ЧС с международным участием; опыт создания и курирования работы организационно – технических систем обеспечения ЯРБ, учебно-методических разработок и разработок нормативных документов.
Необходимо отметить, что в России функционируют 12 органов государственного управления использованием атомной энергии и 5 органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, которые должны проводить единую государственную политику в области обеспечения ЯРБ в условиях их различной специализации и глубины погружения в проблемы обеспечения ЯРБ (профессионализма) и при отсутствии единой методологической базы. Большинство указанных органов не имеют собственных центров повышения квалификации в области обеспечения ЯРБ, а в случае их наличия, обучение в этих центрах проводится на разной научной и учебно-методологической базе, по разным программам, профессорско-преподавательским составом различной квалификации.
Представляется целесообразной определённая унификация процессов подготовки, путем осуществления их в едином центре – исследовательском образовательном институте глобальной ядерной безопасности.
Кроме этого, ИГЯБ мог бы стать ведущей научной структурой поддержки совершенствования систем государственного управления использованием атомной энергии и систем обеспечения безопасности при ее использовании.
В соответствии с целевым назначением основу структуры ИГЯБ могли бы составить научно-образовательные и аттестационно сертификационные центры (рис.5.)
 
 
Рис.5. Структура ИГЯБ
 
Образовательно-исследовательские центры создаются в ИГЯБ по следующим направлениям:
  •  радиационной безопасности и охраны труда;
  • аварийного реагирования и мониторинга;
  • безопасности ядерных технологий;
  • физической защиты и защиты информации;
  • учета и контроля ЯМ, РВ и РАО;
  • атомного права.
В состав этих центров войдут учебные и тренировочные базы.
Аттестационно сертификационные центры ИГЯБ предназначаются для:
  • аттестации аварийно-спасательных формирований;
  • аттестации работников ядерных объектов;
  •  сертификации перевозок ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  •  сертификации оборудования, изделий, технологий и систем менеджмента качества.
Сформулированные выше предложения о создании ИГЯБ как основного механизма формирования и реализации государственной политики в области подготовки персонала для атомной отрасли являются, очевидно, предварительными и нуждаются в заинтересованном (и доброжелательном) обсуждении со всеми, кому дорога атомная отрасль, ее неуклонное развитие, сопряженное с презумпцией высочайшей безопасности, и завоеванный трудом предшествовавшего и настоящего поколений атомщиков престиж атомной науки и технологии. 
 

Пополнение кадров – важнейшая задача инновационного развития отрасли.

В организациях отрасли происходит естественное старение и уход опытных специалистов, что требует их замещения молодыми, менее опытными и требующими особенно тщательного подхода при обучении и аттестации на право проведения и организации ядерно и радиационно опасных работ. Не следует забывать, однако, что сроки обучения, необходимые для работы в атомной отрасли, составляют в отдельных случаях до 10 лет, и поэтому процесс подготовки квалифицированных кадров займет длительное время.
Старение и уход опытных специалистов без должного пополнения молодыми прерывает преемственность и передачу знаний – то, что в науке называется «школой», а в производстве «наставничеством». В инновационный период возрастает роль таких механизмов, как конференции и семинары, особенно такие, как традиционный сентябрьский (ежегодный) «Международный ядерный форум» и молодежный форум «Полярное сияние», проводимые в г. Санкт-Петербурге.
Безусловно важным и необходимым является также привлечение молодых сотрудников к участию в заседаниях секций НТС Госкорпорации «Росатом» по безопасности, а также публикации сборников трудов указанных форумов, конференций, заседаний секций НТС и статей в тематических журналах и на сайтах Росатома.
Как общее правило, в процессе смены поколений необходимо сохранить важные элементы, утрата которых наносит социуму необратимые потери – это традиции, культура, этика, система нравственных ценностей.
В Советском Союзе атомная отрасль представляла четко выраженную иерархическую организационную культуру с важными чертами высокого профессионализма, уважения традиций и авторитетов, «корпоративной гордости».
В настоящее время в организационную культуру атомной отрасли все более внедряются черты и признаки рыночной культуры, рыночного менеджмента и для сохранения высокого профессионализма, надежности персонала требуются дополнительные усилия по сохранению традиций и внедрению культуры безопасности, корпоративной культуры и этики.
Исключительно важным в кадровой политике является социально-психологическое воспитание и адаптация молодого сотрудника в атомном корпоративном сообществе («артели», по выражению Е.П. Славского) профессиональных работников, осознающих свою сопричастность к обеспечению национальной безопасности (научной, оборонной, энергетической, экономической и социальной) и гордящихся работой в государство образующей отрасли.
Средствами этого воспитания и адаптации, кроме воспитания в коллективе, может быть преподавание истории великих научных физических открытий, послуживших основой создания атомной отрасли, истории создания атомных технологий и объектов использования атомной энергии, реализовавших научные открытия, и персоналии отцов-основателей, организаторов, учёных и тружеников атомной отрасли. «Тренажерами» в таком воспитании могут служить архивное дело и музейное дело.
Архивное дело в атомной отрасли всегда было закрытым в СССР и только в России началась работа по его систематизации и публикации. Примером такой деятельности могут быть публикации документов и материалов Атомного проекта СССР, подготавливаемых редакционной коллегией по председательством        Л.Д. Рябева и выпускаемых РФЯЦ ВНИИЭФ, например /5,6/. И хотя в анонсе издания написано, что оно «предназначено для всех интересующихся историей советского атомного проекта», фактически это издание рассчитано всё же на специалистов, а не на широкую публику. В силу этого оно не имеет большого воспитательного значения. Фактически нужна, кроме того, действительно общедоступная, популярная и увлекательная история атомной отрасли как сочетание величайших физических открытий, грандиозных и драматических трудовых подвигов и достижений и жизнеописания людей, внёсших определяющий вклад в её создание и развитие.
В этом смысле гораздо большее воспитательное значение имеют издания, связанные с персоналиями (примеры великих людей), такие как книги об академике Ю.Б. Харитоне – человеке столетия /7/, академике Ю.А. Трутневе, посвятившем жизнь укреплению ядерного щита СССР /8/, главном конструкторе ЯБП А.А. Брише, ставшем человеком – легендой /9/, о ряде создателей американского ядерного проекта, например, Лео Сцилларде – гении в тени /10/ и др., которые целесообразно использовать в учебном курсе по истории атомной отрасли.
В последнее время появилось много публикаций о создателях атомной отрасли, научно-популярных и просто популярных, рекламно-выставочных и справочных изданий и даже энциклопедий, например, /11-16/.
Но, к сожалению, учебников по истории атомной отрасли ещё не создано, хотя  потребность в них зреет и даёт первые плоды /17,18/.
Более наглядным практическим средством воспитания является музейное и выставочное дело. Здесь можно упомянуть весьма интересные музеи РФЯЦ ВНИИЭФ (рис.6) и РФЯЦ ВНИИТФ (рис.7), которые, к сожалению, являются малодоступными для широкой публики и посещаются, как правило,  участниками различных семинаров – совещаний, что всегда вызывает большой эмоциональный интерес и отклики не только у молодых участников.
Есть также музей в НОУ ИДПО «Атомпроф», который следует использовать как обязательную демонстрационную часть программ любых научных и учебных мероприятий, проводящихся в «Атомпрофе», придав этому более привлекательную познавательность.
 
Рис.6. Участники семинара – совещания в музее РФЯЦ ВНИИЭФ
 
Рис.7. Участники семинара – совещания в музее РФЯЦ ВНИИТФ
 
В настоящее время в Госкорпорации «Росатом» разворачивается работа по созданию новых и модернизации имеющихся музеев организаций Госкорпорации «Росатом», а также по созданию центрального музея атомной отрасли. Хотелось бы, чтобы эта работа носила характер серьёзного научного исторического исследования, а не конъюнктурной рекламной пиар акции, чтобы ею занимались серьёзные профессионалы в области истории науки и техники и музейно-выставочного дела, а результаты оказали мощное воздействие на возрождение интереса к физике вообще и атомной отрасли в частности и на стремление молодёжи к занятию этой отраслью науки и техники, как это было в 50 – 60-ые годы в СССР.
Ещё раз подчеркнём важность социально психологической адаптации каждого вновь приходящего сотрудника в коллектив атомной отрасли, его приверженность традициям атомной отрасли, надёжность в работе и высочайшую личную ответственность за результаты работы и безопасность её исполнения.
Действительно наиболее сложные и опасные работы в атомной отрасли исполняются не одиночками, но хорошо сработавшимися коллективами. Для отдельных работ даже установлены правила двух и трёх лиц. При коллективной работе очень важно чувствовать «локоть друг друга», быть уверенным в профессионализме, надежности и товарищеской помощи своих коллег, которые невозможны без глубочайшего осознания личной ответственности и чувства долга.
Социально-психологическое воспитание должно содержать и элемент воспитания и повышения уровня общей культуры, стремления к расширению знаний не только в узко профессиональной сфере, но пробуждения вкуса и интереса к жизни. Кроме воспитания гармоничной личности, которой является каждый настоящий профессионал, стремящийся внести заметный вклад в работу своей организации и атомной отрасли в целом, это имеет и чисто утилитарное значение, т.к. подлинная культура безопасности организации не может быть реализована малокультурными людьми.  
 

Проблемы нормативно-правового обеспечения

8 июня в Москве, в рамках II Международного форума "Атомэкспо-2010" прошел круглый стол, посвященный законодательному обеспечению развития атомной отрасли.
В его организации участвовали: экспертный Совет по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли при комитете по энергетике Государственной думы РФ, экспертно-консультационный Совет по законодательному обеспечению безопасного развития атомной энергетики при Совете Федерации РФ и Комиссия по законопроектной деятельности Госкорпорации «Росатом».
В выступлениях докладчиков отмечались отдельные недостатки действующего законодательства, создающие излишние административные барьеры на пути инновационного развития атомной отрасли или оставляющие неурегулированными отдельные аспекты деятельности в области использования атомной энергии, вносились различные предложения по устранению этих недостатков /19/.
Общие подходы к проблеме законодательного обеспечения развития атомной отрасли были представлены в докладе /20/.
Как отмечалось в докладе, одной из первоочередных задач совершенствования законодательства в области использования атомной энергии в современных условиях модернизации и инновационного развития атомной отрасли является создание современной научно обоснованной Концепции его развития - Концепции атомного права России.
Базовыми элементами атомного законодательства должны быть несколько системообразующих законов, содержащих общие положения, определяющие основы правового регулирования в сфере использования атомной энергии. Прежде всего - это, конечно, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», периодически меняющийся и дополняющийся (иногда не в лучшую сторону), и нуждающийся сегодня в концептуальном, системном обновлении. Основные направления его развития хорошо известны: совершенствование государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, модернизация механизмов разрешительной деятельности, регулирование особенностей осуществления контроля и надзора в атомной области, развитие системы ответственности и т.д.
К другим законам, относящимся к атомному праву, авторы доклада относят федеральные законы «Об обращении с радиоактивными отходами», «Об обращении с отработавшим ядерным топливом», «О выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии», «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении» и закон с условным названием «Об использовании атомной энергии в оборонных целях». Задачей Концепции атомного права является всесторонняя проработка вопросов, связанных с созданием указанных и некоторых других законопроектов, составляющих обновленную правовую базу использования атомной энергии в России. При этом особое внимание должно быть уделено регулированию глобальной ядерной опасности.
Предложение разработать Концепцию атомного права Российской Федерации было включено в рекомендации «круглого стола», подписанные первым заместителем Председателя Совета Федерации А.П Торшиным, заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике К.Б. Зайцевым и заместителем генерального директора ГК «Росатом» Т.Л. Ельфимовой /21/.
Так как проблемы законодательного обеспечения кадрового состава атомной отрасли на «круглом столе» не рассматривались, нужно дополнительно отметить, что вопросы, связанные с подготовкой персонала как одним из факторов, определяющих надежность персонала в целях обеспечения безопасности ядерных объектов и технологий, в федеральном законодательстве /22-25/ практически не отражены. Фактически «белым пятном» в нем является и правовое обеспечение требований к составу и содержанию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области использования атомной энергии с учетом инновационного развития отрасли. А между тем именно профессионализмом, культурой безопасности и чувством ответственности персонала обеспечивается безопасность ядерных объектов и производств.
Отметим, что по этим вопросам имеются документы международных организаций /26-28/, однако они имеют лишь рекомендательный характер.
Не отражены в законодательстве и вопросы внедрения культуры безопасности, которая является одним из основных механизмов обеспечения ЯРБ. В своей практической реализации этот механизм тесным образом увязан с ответственностью эксплуатирующей организации, а также со всеми аспектами нормативного регулирования и контролем за безопасной эксплуатацией объекта.
Внедрение культуры безопасности является важнейшим фактором обеспечения безаварийной работы организаций Госкорпорации «Росатом».
Совершенствование законодательного и иного нормативно-правового обеспечения в сфере работы с персоналом и культуры безопасности должно быть направлено в первую очередь на формирование и поддержание культуры безопасности на корпоративном уровне, а также на проведение контроля и оценки уровня культуры безопасности в организациях Госкорпорации «Росатом» с целью выявления и внедрения перспективных форм работы с персоналом в этой сфере. В случае создания ИГЯБ проведение соответствующего анализа и проработок нормативного обеспечения могло бы стать важной частью его деятельности.
 В Госкорпорации «Росатом» начата работа по выдаче свидетельств на право ведения работ в области использования атомной энергии осуществляющим такую деятельность работникам организаций Корпорации. Несмотря на некоторые издержки начального этапа, процедуры выдачи свидетельств станут еще одним полезным для обеспечения ЯРБ элементом работы с персоналом.
Вместе с тем в настоящее время эти процедуры дублируются Ростехнадзором при выдаче работникам объектов использования атомной энергии разрешений на право ведения соответствующих работ. Это дублирование должно быть устранено на законодательном уровне, поскольку ответственность за подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала несет эксплуатирующая организация и работодатель /23,25,26/. 
 

Выводы

Проведенный анализ состояния и тенденций развития системы подготовки персонала для атомной отрасли позволяет сделать следующие выводы.
1) Система работы с персоналом в ГК «Росатом» обеспечивает в настоящее время высокую надежность персонала, однако интенсивное инновационное развитие отрасли требует синхронного инновационного развития и этой системы (рис.1,2).
2) В современных условиях возникает жесткая необходимость системного (комплексного) обучения специалистов и регулярного повышения их квалификации по взаимосвязанным направлениям глобальной ядерной безопасности с условным наименованием «3-S» - safety (ядерная и радиационная безопасность, аварийная готовность), security (защита, учет и контроль), safeguards (нераспространение) (рис.3).
3) Наиболее эффективным и реалистичным механизмом формирования и реализации государственной политики в области подготовки персонала для атомной отрасли является, по нашему мнению, создание исследовательского образовательного института глобальной ядерной безопасности (ИГЯБ) в качестве филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ» (рис.4).
4) В условиях смены поколений работников атомной отрасли и внедрения в нее рыночных механизмов необходимо обеспечить передачу опыта и знаний, сохранение лучших традиций отрасли, компетентности, культуры безопасности и профессиональной этики, что требует проведения социально-психологического воспитания и адаптации сотрудников, приходящих в атомную отрасль.
5) Инновационное развитие атомной отрасли (включая ее блок обеспечения глобальной ядерной безопасности) требует адекватной законодательной поддержки. Одной из первоочередных задач совершенствования законодательства в области использования атомной энергии в современных условиях модернизации и инновационного развития атомной отрасли является создание современной научно обоснованной Концепции его развития - Концепции атомного права России, в которой в полной мере должны быть отражены вопросы кадрового обеспечения атомной отрасли. 
 

Ссылки

/1/ Организация работы с персоналом на атомных станциях (утв.приказом Росатома от 15.02.2006 №60)
/2/ Руководство по безопасности «Рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации оперативного персонала объектов ядерного топливного цикла» РБ-034-05. Ростехнадзор, 2005
/3/ The International Nuclear and Radiological Event Scale. User’s Manual (2008)
/4/ Годовые отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
/5/ Атомный проект СССР. Документы и материалы под общей редакцией Л.Д. Рябева. Том II. Атомная бомба 1945 – 1954, книга 7. Наука. Физматлит., ВНИИЭФ. Москва – Саров, 2007
          /6/ Атомный проект СССР. Документы и материалы под общей редакцией Л.Д. Рябева. Тои III. Водородная бомба 1945 – 1956, книга 2. Наука. Физматлит., ВНИИЭФ. Москва – Саров, 2009
          /7/ Человек столетия: Юлий Борисович Харитон. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией В.Н. Михайлова. Москва, Изд.АТ, 2009
          /8/ Жизнь для России (к 80-летию академика РАН Ю.А. Трутнева).
Главный редактор директор РФЯЦ ВНИИЭФ академик РАН Р.И. Илькаев.
Редактор составитель И.А. Андрюшин. ФГУП РФЯЦ ВНИИЭФ, 2007.
          /9/ Аркадий Адамович Бриш. Серия: Творцы ядерного века. Под общей редакцией д.т.н., проф. Г.А. Смирнова. Москва Изд.АТ, 2007.
         /10/ Уильям Лануэтт. Гений в тени. Биография Лео Сцилларда. Саров: РФЯЦ ВНИИЭФ, 2003.
         /11/ Создание первой советской ядерной бомбы. (Научно-популярное издание). Главный редактор В.Н. Михайлов. Москва, Энергоатомиздат, 1995.
         /12/ Советская военная мощь от Сталина до Горбачева. Ответственный редактор, руководитель авторского коллектива А.В. Минаев. Москва, Издательский дом «Военный парад», 1999.
         /13/ А.И. Йойрыш. Бомба. ЦНИИ Атоминформ, Москва, 2000.
         /14/ Стратегические ядерные силы. Том I. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Под общей редакцией Министра обороны РФ, Маршала Российской Федерации Игоря Сергеева. Москва, Издательский дом «Оружие и технологии», 2000.
         /15/ Атомный проект СССР. К 60-летию создания ядерного щита России. Каталог выставки. Организационный комитет под председательством Генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко и Руководителя федерального архивного агентства В.П. Козлова.
         /16/ Ядерный оружейный комплекс. Том XIV. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Под общей редакцией Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Иванова.  Издательский дом «Оружие и технологии», Москва, 2007.
         /17/ История науки (атомные проекты) Учебное пособие. Иркутск: ЦОП БИБММ ИГУ, 2007.
         /18/ Н.П. Волошин. К истории отечественного атомного проекта. Курс лекций для слушателей учебных заведений «Росатома». Редакция вторая, исправленная. Москва, Изд.АТ, 2009.
         /19/ А.М. Агапов, М.В. Михайлов, Г.А. Новиков. Правовое обеспечение безопасности инновационного развития ядерных технологий в Российской Федерации (доклад на форуме, опубликован на сайте http://www.atomic-energy.ru).
         /20/ О концепции развития ядерного права России в современных условиях. Г.А.Новиков, О.А. Супатаева http://www.atomic-energy.ru/articles/2010/06/04/11379
         /21/ К.Б. Зайцев, Ю.В. Егоров, Г.А. Новиков. Актуальные проблемы законодательного обеспечения развития атомной отрасли. http://www.atomic-energy.ru
         /22/ Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»
         /23/ Трудовой кодекс Российской Федерации
         /24/ Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»
         /25/ Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
         /26/ Набор, квалификация и подготовка персонала для АС. NS-G-2.8. МАГАТЭ (2005)
/27/ Повышение компетентности в области радиационной защиты и безопасного использования источников излучения. RS-G-1.4. МАГАТЭ (2005)
/28/ Рекомендация № 150 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (принята в г. Женеве 23.06.1975 на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[1] Среди нарушений в работе объектов аварий и происшествий с радиационными последствиями не зафиксировано.
[2] К 61 случаю нарушений работы РОО в [4] отнесены 11 случаев нарушений требований по учету и контролю РВ и РАО, что не соответствует критериям Международной шкалы ядерных и радиологических событий (INES).