Статьи 6 августа 2015
Atomic-Energy.ru

Роль международных организаций – МАГАТЭ, Евратом и СНГ – в области использования мирного атома

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является универсальной международной организацией в области мирного использования ядерных технологий и уникальной мировой площадкой научно-технического сотрудничества.

Впервые, острая потребность в решение проблем, связанных с ядерной энергией возникла уже на I сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 января 1946 года. В том же году была создана первая постоянная комиссии в системе ООН – Комиссии по атомной энергии. В 1947 году СССР выдвинул план сотрудничества государств по решению проблем, связанных с ядерным оружием. В плане было предложено: запретить использование ядерного оружия в мире, так как оно является оружием массового уничтожения; запретить государствам, имеющим ядерное оружие, передавать его другим государствам; и государства, не имеющие ядерного оружия, должны отказаться от его производства.

В 1957 г. было создано МАГАТЭ, в рамках ООН, в качестве автономной организации, с помощью которой государства-участники стали не только упорядочивать международное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии, но и следить за тем, чтобы созданная в рамках МАГАТЭ система контроля не давала возможности неядерным государствам использовать ядерную энергию в военных целях. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 154 государств-членов[1].

Одним из направлений деятельности Агентства является развитие ядерных технологий. Агентство стремится повысить роль ядерной науки и технологии в деле оказания поддержки устойчивому развитию через развитие передовых ядерных технологий. Это охватывает как повышение уровня знаний, так и их использование для преодоления стоящих перед миром злободневных проблем, таких, как голод, эпидемии, рациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и изменение климата. Деятельность Агентства связана с ядерной энергетикой, а именно безопасность и обращение с отходами, обеспечение использования ядерной технологии исключительно в мирных целях.[2]

МАГАТЭ способствует передаче ядерной технологии государствам-членам для ее использования в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, управлении водными ресурсами и для других применений. Многие из этих программ прямо или косвенно вносят свой вклад в достижение целей устойчивого развития и охраны окружающей среды, определенных в «Повестке дня на XXI век», принятой Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году. Агентство имеет две научные лаборатории, где осуществляется подготовка кадров и ведутся исследования в поддержку деятельности по техническому сотрудничеству и оказанию помощи. Многие из этих направлений деятельности реализуются во взаимодействии с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО). Агентство сотрудничает с ФАО в рамках объединенного отдела, занимающегося применением изотопов и излучений в продовольственной и сельскохозяйственной областях. Сюда входят такие направления, как селекция и генетика растений, борьба с насекомыми-вредителями, плодородие почв, ирригация и растениеводство, животноводство и сохранение пищевых продуктов.

Следующее немаловажное направление в деятельности МАГАТЭ стала ядерная безопасность и физическая ядерная сохранность. Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Программе МАГАТЭ по ядерной безопасности посвящена разработка норм безопасности ядерных установок и обеспечения сохранности радиоактивных источников, безопасной перевозки радиоактивных материалов и обращения с радиоактивными отходами[3]. Хотя МАГАТЭ и не является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной безопасности направлены на разработку многосторонних юридически обязывающих соглашений, которые становятся в последнее время механизмами повышения ядерной безопасности, радиационной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Рекомендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки своего национального законодательства. Разработаны положения и руководства по безопасности в отношение выбора площадки, проектирования, эксплуатации и качества АЭС. В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агентство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмотрение группами международных экспертов непосредственно на площадке вопросов эксплуатации АЭС.

Еще одним направлением деятельности МАГАТЭ стало нераспространение ядерного оружия. В рамках глобальных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия МАГАТЭ осуществляет проверку того, чтобы ядерные материалы не перебрасывались с законного мирного использования на военные цели. После того, как какое-либо государство-член становится участником соглашения о гарантиях, инспектора Агентства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах в стране участнике Соглашения, осуществляют дистанционное наблюдение и проверку учетных документов. Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными методами торговлю и передачу технологии. В настоящее время действует 225 соглашений о гарантиях с 141 государством.

В области физической ядерной сохранности МАГАТЭ помогает государствам-членам в обеспечении более высокой готовности к борьбе с угрозой ядерного терроризма. К основным приоритетам Фонда физической ядерной безопасности МАГАТЭ относятся: повышение физической ядерной безопасности посредством обеспечения надлежащей физической защиты и регулирующего контроля, эффективное запрещение незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов, объединение систем ядерной безопасности и физической ядерной безопасности, обеспечение готовности и реализации планов аварийного реагирования[4].

Структура МАГАТЭ. Органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств — членов МАГАТЭ. В настоящее время в Совет управляющих входят 35 членов: 13 из которых назначаются Советом и 22 избираются Генеральной конференцией.

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год: в марте и июне, в сентябре — непосредственно до и после очередной ежегодной сессии Генеральной конференции — и сразу после сессии его Комитета по технической помощи и сотрудничеству в декабре. Он рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает заявления о приеме в члены Агентства. Утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм МАГАТЭ по безопасности, а также уполномочен назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией.

Генеральная конференция состоит из представителей всех государств членов. Созывается один раз в год для рассмотрения доклада Совета управляющих за предыдущий год, утверждения отчетности и программы и бюджета, а также утверждения любых заявлений о приеме в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета доклады по любым вопросам, относящимся к функциям Агентства. Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция проводит общую дискуссию по основным направлениям деятельности и по программе МАГАТЭ, рассматривает различные вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором и отдельными государствами-членами.

Структура Секретариата МАГАТЭ. Секретариат осуществляет программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией. В Секретариате МАГАТЭ работают 2300 сотрудников[5] категории специалистов и сотрудников поддержки. Секретариат возглавляет Генеральный директор, который является главным административным должностным лицом и назначается на четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального директора, возглавляющие шесть департаментов:

  1. Департамент ядерной энергетики занимается вопросами ядерной энергетики, топливного цикла и обращения с ядерными отходами.
  2. Департамент ядерной безопасности. Вопросы ведения - ядерная безопасность, радиационная безопасность и безопасность ядерных отходов, физическая ядерная безопасность.
  3. Департамент ядерных наук и использования занимается вопросами использования ядерных технологий в мирных целях: в здравоохранении, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.
  4. Департамент гарантий использования атомной энергии в мирных целях занимается проверкой мирного использования атомной энергии.
  5. Департамент технического сотрудничества отслеживает передачу технологий и устойчивое развитие в области атомной энергии в мирных целях.
  6. Департаменту управления подведомственны юридические и административные вопросы, бюджет, финансы, работа со средствами массовой информации.

В рамках МАГАТЭ были разработаны и приняты следующие документы: Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников (2004г.), Типовой дополнительный протокол к соглашению(ям) между государством(ами) и МАГАТЭ о применении гарантий (1998г.), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1997г.), Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб (1997г.), Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997г.), Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор 1995г.), Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Африке (Пелиндабский договор 1995г.), Конвенция о ядерной безопасности (1994г.), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992г.), Конвенция о физической защите ядерного материала (1979г.) и т.д.[6]

Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) был создан на основании Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (далее - Договор о Евратоме) 25 марта 1957 года в Риме и вступил в силу с 1 января 1958 года.  Ниццский договор от 26 февраля 2001 г.,  который вступил в силу с 1 мая 2003 г., внес ряд существенных поправок в Договор о Евратоме и в дальнейшем  применяется, как консолидированный текст с учетом Ниццских изменений.

В настоящее время Евратом является международной региональной специализированной организацией. Изначально Евратом объединял только шесть западноевропейских стран: Францию, ФРГ,  Италию, Бельгию, Голландию, Люксембург. Но по мере расширения Европейского союза все новые государства-члены присоединялись также и к Евратому. В настоящий момент членами Евратома являются все 28 государств-членов Евросоюза[7].

Договор о Евратоме предусматривал «создание общих расщепляющихся материалов, совместное строительство ядерных заводов, проведение научно-исследовательских работ, широкий обмен информацией, специалистами и оборудованием»[8]. Однако основной акцент в деятельности Евратома делался на праве распределения расщепляющихся материалов среди государств-членов, и принадлежало оно исключительно этой организации. Таким образом, «Евратом становился наднациональной организацией, которая получила возможность вмешиваться не только в ядерную промышленность стран-участниц, но и в любую отрасль их промышленности, связанную с ядерным производством»[9].

«В Договоре о Евратоме ничего не было сказано о запрещении использования расщепляющихся материалов для военных целей. Таким образом, те страны, которые стремились бы использовать расщепляющиеся материалы для военных целей, могли это сделать. Именно этим воспользовалась Франция. При подписании Договора о Евратоме она прямо заявила о своем праве заниматься вопросами применения ядерной энергии в национальном масштабе. Таким образом, самое значительное количество расщепляющихся материалов было выделено ею из-под контроля Евратома»[10].

Европейский Союз (ЕС) в области ядерной энергетики ставил себе задачу «создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности» (ст.1 Договора о Евратоме). Не нужно забывать, что идея создания в 50-х годах  атомного сообщества в Европе  была вызвана необходимостью восстановления народного хозяйства и промышленности после Второй мировой войны и требовалось много электроэнергии для дальнейшей индустриализации стран-членов ЕС. Такой традиционный энергоноситель, как уголь уже не мог решить возникавшие энергетические проблемы, да и количество его было недостаточным, а нефтью страны региона в необходимых количествах вообще не располагали. В сложившихся условиях атомная энергетика открывала колоссальные потенциальные возможности. В целях выполнения этой задачи ЕС начинает развивать:

  • исследовательскую работу и распространяет технические знания;
  • разрабатывает единые нормы безопасности для защиты здоровья трудящихся и всего населения, следит за их исполнением;
  • упрощает инвестиционный режим и обеспечивает, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в ЕС;
  • следит за регулярным и справедливым снабжением потребителей в ЕС ядерным топливом и рудой;
  • гарантирует, путем надлежащего контроля, невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;
  • использует право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющимися материалами;
  • обеспечивает широкий сбыт и доступ к лучшим техническим средствам путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также предоставлением свободного выбора места работы специалистам внутри ЕС;
  • устанавливает с другими странами и международными организациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии (ст.2 Договора о Евратоме).

Иными словами, ЕС решает поставленную задачу на основе интеграции знаний, технологий, инфраструктуры, возможностей финансирования производства атомной энергии при обеспечении необходимого уровня безопасности, а также осуществляя поставки ядерных материалов и оборудования при централизованной системе контроля.

Особый акцент Евратом делает на развитие исследований. Правовой регламентации этой деятельности посвящена глава I (ст.ст. 4-11). Здесь важную роль играет Еврокомиссия, которая обязана содействовать развитию ядерных исследований в государствах-членах ЕС, а также дополнять их осуществлением исследовательских и учебных программ. Такие программы разрабатываются на период, не превышающий пять лет. Еврокомиссия периодически публикует перечень областей в ядерных исследованиях, которые она считает недостаточно изученными. При этом ее консультирует Научный и технический комитет. В целях развития координации данного процесса  Еврокомиссия может обращаться со специальным или общим запросом к государствам-членам ЕС, отдельным лицам или предприятиям с просьбой о направлении ей программ, касающихся определенных исследований. Публикация программы без согласия вышеперечисленных лиц не допустима. С целью обмена информацией и проведения консультаций, Еврокомиссия может проводить совещания представителей государственных и частных исследовательских центров с привлечением экспертов, задействованных в аналогичных или смежных областях. Еврокомиссия имеет право для поддержания исследовательских программ оказывать им финансовую помощь, предоставлять на платной или безвозмездной основе сырье или специальные расщепляющиеся материалы, установки, оборудование или экспертную помощь, побуждать исполнителей программы к совместному финансированию.

В связи с тем, что атомная отрасль является капиталоемкой и требует постоянного вливания денежных масс, то стимулирование инициативы привлечения инвестиций в атомную отрасль физическими и юридическими лицами, участвующими в промышленной деятельности, подпадающей под действие Договора о Евратоме, был решен следующим образом. Они обязаны направлять в Еврокомиссию любые свои проекты инвестиций в новое оборудование и переоборудование производства. Далее Еврокомиссия обсуждает с физическими и юридическими лицами все аспекты их инвестиционных проектов и сообщает свою точку зрения заинтересованному государству-члену ЕС. Еврокомиссия также может опубликовать направленные ей инвестиционные проекты, если имеется разрешение заинтересованного государства-члена ЕС. Еврокомиссия «периодически публикует индикативные программы»(ст.40). На практике это содействует координации необходимого количества инвестиций.

Согласно ст. 45 Договора о Евратоме, предлагалось предприятиям, имеющим первостепенную важность для развития атомной промышленности, преобразоваться в совместные предприятия (СП), что и было сделано, и куда хлынули частные капиталовложения. СП являются юридическим лицом и в каждом государстве-члене ЕС наделяются широкой правоспособностью, признаваемой соответствующими национальными законодательствами за юридическими лицами. Таким образом, СП подпадает под действие правил, применяемых к промышленным и торговым предприятиям, если Договор о Евратоме или же собственный Устав СП не предусматривает иных положений. Устав СП также может содержать дополнительные ссылки на национальные законодательства государств-членов ЕС. Эти нормы Договора о Евратоме  дали возможность частному капиталу не только определять развитие ядерной энергетики, но и влиять на всю политику Евратома в целом.

В связи с тем, что полномочия Евратома строго ограничены вопросами мирного использования атомной энергии, то в Договоре о Евратоме особое правовое регулирование получили вопросы снабжение рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами (глава VI). Снабжение рудой, сырьем и специальными делящимися материалами обеспечивается в соответствии с «принципом равного доступа к ресурсам и при соблюдении единой политики в области снабжения» (ст. 52).  Евратом является монополией по осуществлению закупок и поставок руды, ядерного сырья и специальных расщепляющихся материалов, как из источников внутри Евросоюза, так и находящихся за его пределами. «Специальные расщепляющиеся материалы являются собственностью Евратома» (ст. 86). Причем право собственности ЕС распространяется на все специальные расщепляющиеся материалы, произведенные и импортированные государством-членом ЕС. Для осуществления снабжения рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами было создано Агентство по снабжению Евратома, которое наделено правом заключения соответствующих контрактов и организационно входит в состав Генерального директората Еврокомиссии по энергетике на правах отдельного директората, подчиняющегося напрямую Гендиректору.  Агентство обладает правом юридического лица и финансовой автономией.

Евратом может заключать соглашения о сотрудничестве. Так, в 1958 году было заключено Соглашение с США относительно мирного использования ядерной энергии. Согласно этому соглашению США брали на себя обязательства участвовать в строительстве энергетических установок, работающих на ядерной энергии в государствах-участниках Евратома. А в 1973 году Евратомом было подписано Соглашение с МАГАТЭ о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории стран ЕС.

Однако Еврокомиссия дает директивы Агентству, обладает правом вето на его решения и назначает генерального директора Агентства и его заместителя, а государства-члены ЕС сохраняют за собой большую часть компетенции в таких вопросах, как безопасность ядерных объектов, хранение радиоактивных отходов и нераспространение.

В настоящее время Евратом делает особый акцент на повышение ядерной безопасности и гарантий безопасности, а также на радиационной защите. В частности, идет работа по разработке декарбонизации энергетической системы. В 2013 году был принят документ «Горизонт 2020», своего рода Программа действий Евратома на 2014-2020 гг., в которой были закреплены три приоритета: передовая наука, лидерство в промышленности и борьба с социальными проблемами. Приоритетными разработками Евратом определил следующие темы: ядерное деление, радиационную защиту, термоядерные исследования, направленные на разработку магнитного термоядерного синтеза в качестве источника энергии.

Программа действий Евратома на 2014-2020 гг. («Горизонт 2020») поставила конкретные задачи:

  • поддержка безопасности ядерных систем,
  • участие в разработке безопасности долгосрочных решений по управлению радиоактивными отходами,
  • поддержка развития и устойчивости ядерной экспертизы и передового опыта в ЕС,
  • поддержка радиационной защиты и развития атомной медицины, в том числе, в частности, в надежной и безопасной поставке и использования радиоизотопов,
  • обеспечения перехода к использованию в качестве источника энергии будущих термоядерных установок,
  • заложить основы для будущих термоядерных электростанций по разработке материалов, технологий и концепции дизайна,
  • содействие инновациям и конкурентоспособности промышленных предприятий,
  • обеспечение наличие и использование научно-исследовательских инфраструктур панъевропейской значимости[11].

Основные направления деятельности Евратома в настоящее время.

  1. Ядерная безопасность (nuclear safety). В рамках этого направления ЕС продвигает высокие стандарты ядерной безопасности по всей Европе и за её пределами.
  2. ЕС играет важную роль в выводе из эксплуатации ядерных установок (decommissioning of nuclear facilities).
  3. ЕС устанавливает требования по безопасности при долгосрочном обращении с радиоактивными отходами и отработанным топливом (radioactive waste and spent fuel).
  4. Гарантии, исключающие несанкционированный доступ (safeguards to avoid misuse) -  ядерные гарантии того, что ядерные материалы используют только в мирных целях.
  5. Радиационная защита (radiation protection). ЕС стремится защитить людей от вредного воздействия ионизирующего излучения, а именно проводит мониторинг радиоактивности в окружающей среде: в воздухе, воде, почве и продуктах питания; обеспечивает безопасность транспортировки радиоактивных материалов; отслеживает соблюдение стандартов медицинского воздействия ионизирующего излучения; радиологическое воздействие (при строительстве новой АЭС, Комиссия ЕС должна оценить ее потенциальное радиологическое воздействие  на другую страну ЕС), следит за соблюдением правил радиоактивности в питьевой воде и осуществляет контроль закрытых радиоактивных источников[12].

На пространстве бывших республик СССР с 1991 г. действует международная региональная организация Содружество Независимых Государств (СНГ), в рамках которой функционируют два отраслевых органа Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения и Комиссия государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях.

Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения образована Соглашением СГГ СНГ о создании Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения от 9 октября 1992 года.

Участники:  Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Наблюдатель: Азербайджан. Правовое положение – это консультативный орган. Состоит из полномочных представителей государств-участников СНГ. Председательство осуществляется государствами-участниками СНГ в алфавитном порядке. Заседания: по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Функции комиссии: согласование действий по выполнению соответствующих обязательств в рамках международных соглашений; обмен мнениями и информацией; изучение и обобщение практики выполнения многосторонних соглашений; консультации по вопросам инспекционной деятельности в ходе выполнения многосторонних соглашений; соглашение других вопросов в пределах компетенции Комиссии (ст.2 Соглашения).

Вопросы, которые рассматривает данная Комиссия: Подготовка к Совещанию по рассмотрению выполнения Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями (ЛСО) во всех ее аспектах и борьбе с ней; О разработке международного договора о торговле оружием (МДТО); Задачи дальнейшего укрепления режима ядерного нераспространения. Перспективы переговорного процесса по разработке нового Договора по контролю над обычными вооружениями в Европе, а также дальнейшего взаимодействия по тематике выполнения резолюции Совета Безопасности ООН 1540 (2004), в которой подтверждено, что распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его доставки представляет угрозу для международного мира и безопасности. Итоги второй сессии подготовительного комитета Обзорной конференции 2015 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, обсуждение проблематики военного космоса и вопросы экспортного контроля, а также вопросы, касающиеся Договора о торговле оружием, продвижения Декларации о безъядерном мире и модернизации Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности.

Комиссия государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях[13]. Образована Решением СГП СНГ о Перспективном плане развития сотрудничества государств-участников в мирном использовании атомной энергии, повышении безопасности ядерных установок от 17 января 1997 года и Решением Экономического Совета СНГ было принято Положение о Комиссии государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях о 14 марта 2003 года[14].

Комиссия является межправительственным координационно-консультативным органом. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.  Комиссия активно работает уже 15 лет. В 2011 году Комиссия состояла из 6 рабочих групп, в настоящее время их насчитывается уже 12[15].

В рамках одной из рабочих групп была разработана Концепция ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, которая была принята Решением СГП СНГ 21 ноября 2014 года. Концепция стала ключевым документом, в котором закреплены основные принципы и задачи сотрудничества стран-участниц СНГ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также приоритетные направления их реализации.

В Концепции закреплены три термина «ядерная и радиационная безопасность», «радиационный риск» и «персонал». Под «ядерной и радиационной безопасностью понимается состояние защищенности персонала, населения и окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения, при котором степень этого воздействия, оцененная по современным научным данным, соответствует приемлемым рискам с учетом социальных и экономических факторов». «Радиационный риск» - «вредное воздействие радиационного облучения на здоровье человека, а также возможность такого воздействия и другие угрозы возникновения вредных последствий, связанных с облучением или потенциальным облучением». «Персонал» - «лица, подвергающиеся радиационному облучению в процессе своей работы с техногенными источниками или работающие на радиационном объекте». Таким образом, Концепция на пространстве СНГ унифицировала единую терминологию по ядерной и радиационной безопасности, что является важным шагом для формирования единого подхода к этой проблеме.

Концепция определила основные задачи в этой области, а именно:

  • дальнейшее совершенствование регулирования ядерной и радиационной безопасности;
  • создание основных объектов инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, другими видами ядерных материалов и радиоактивных веществ, в том числе при их транспортировке;
  • создание систем необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации АЭС и при авариях;
  • повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия;
  • практическое решение проблем, связанных с деятельностью ядерно- и радиационно опасных объектов в предыдущие периоды, включая: реабилитацию загрязненных территорий, вывод из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов, утилизацию отработавших источников ионизирующего излучения, обеспечение безопасности при обращении с ранее накопленными радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение;
  • обеспечение единства измерений.

Были выработаны основные принципы при совместном решении задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Концепция четко формулирует основополагающий постулат, что совместная деятельность по обеспечению ядерной и радиационной безопасности должна строиться на базе основополагающих принципов безопасности, рекомендованных МАГАТЭ. При решении государствами – участниками СНГ совместных задач обеспечения безопасности должны, безусловно, соблюдаться следующие принципы: законность, государственная ответственность, обязательность, обоснованность, презумпция опасности и совместность действий.

В Концепции закреплены основные области ее применения, а именно в таких областях:

I. Технологии ядерного топливного цикла, включая: добычу и переработку природного урана, изготовление ядерного топлива, генерацию тепловой и электрической энергии на АЭС, транспортные ядерные энергетические установки, переработку и захоронение отходов, вывод из эксплуатации.

II. Применение радиационных технологий в неядерных отраслях: в промышленности, в т. ч. на предприятиях по добыче нефти, газа и других органических и минеральных ресурсов, по созданию радиоизотопной продукции, в промышленной дефектоскопии и др.; на транспорте; в технике и технологии, в т. ч. при создании новых материалов, в геологоразведке, в системах измерения и связи; в сельском хозяйстве и пищевой промышленности; в здравоохранении, в т. ч. при использовании ионизирующих излучений для  целей диагностики, терапии, а также стерилизации медицинского оборудования и материалов.

III. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ, в том числе при их трансграничном перемещении.

IV. Реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате хозяйственной деятельности, ядерных и радиационных аварий.

V. Применение ионизирующих излучений для целей образования и научных исследований.

В настоящее время в целях реализации Концепции вырабатываются Программы совместных действий и Плана первоочередных мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

План первоочередных мероприятий будет включать целевые проекты и соглашения по перспективным направлениям сотрудничества в этой области государств-участников СНГ. Финансирование работ будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах, а также за счет привлечения внебюджетных источников на договорной основе. Механизмом совместного решения задач Концепции также может стать создание совместных предприятий за счет финансовых средств, предусмотренных в национальных бюджетах государств-участников СНГ, а также внебюджетных источников.

Рассмотрев роль международных организаций МАГАТЭ, Евратом и СНГ в области использования мирного атома, можно сказать, что каждая из этих организаций на своем уровне, на международном или региональном, вносит свой огромный вклад, бесценный опыт и аккумуляцию знаний на этом направлении человеческой деятельности.

Ссылки


[7] Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

[8] Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

[9] Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

[10] Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

[11] ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/official documents

[12] ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy

[13] Новым председателем Комиссии был избран заместитель Министра энергетики Республики Беларусь М.И.Михадюк. Данное решение вступило в действие с 1 января 2015 года.

[14] Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

[15]

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

3. Модернизация и развитие радиационной терапии и ядерной медицины. В рамках этой рабочей группы функционирует секция "Радиофармацевтические технологии". Данная рабочая группа в настоящее время разрабатывает Концепцию модернизации и развития атомной медицины в СНГ.

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств - участников СНГ. Рабочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.

7. Создание транснациональной телемедицинской сети государств – участников СНГ для дистанционной диагностики онкологических заболеваний.

8. Атомное содружество XXI.

9. Разработка Концепции ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.  Данная рабочая группа успешно разработала Концепцию, которая была принята Решением СГП СНГ 21 ноября 2014 года. В настоящее время проводит разработку Программы совместных действий и Плана первоочередных мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

10. Совместная реализации проекта создания и осуществления программы научных исследований на специализированном токамаке КТМ, предназначенном для исследований перспективных материалов термоядерных реакторов. 

11. Сотрудничество в области производства, использования и продвижения изотопной продукции государств - участников СНГ.

12. Создание платформы для практического сотрудничества в области вывода из эксплуатации ядерно и радиационно-опасных объектов, обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами (РАО) и отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и реабилитации территорий.