Ирландский бизнесмен предлагает новый проект жидкосолевого реактора

12 февраля 2016

Ирландский бизнесмен и инженер Рори О'Саливан вместе с британской компанией "Moltex Energy" борются за грант британского правительства на сумму 10 миллионов евро, необходимый им для разработки перспективного варианта ЖСР.

В коротком интервью ирландскому изданию "Independent.ie" О'Саливан назвал основной задачей атомной отрасли радикальное снижение капитальных затрат.

"Чистые энергетические технологии сегодняшнего дня не могут справиться с глобальной энергетической бедностью при сегодняшних ценах. Для крупномасштабной чистой энергетики необходимо радикальное снижение цен",

- полагает ирландский специалист.

Проект, который предлагают О'Саливан и его британские партнёры, носит название "Stable Salt Reactor" (SSR). На международных конференциях его представляет доктор Ян Скотт.

Биография Скотта сама по себе интересна. Он начинал обучение по атомной специальности в Кембридже, но после первого курса переключился на биологию, где венцом его карьеры стала должность руководителя научного отдела в компании "Unilever".

В 2012 году Скотт вновь вспомнил о своём юношеском увлечении и основал компанию "Moltex Energy", занявшуюся направлением ЖСР.

SSR - быстрый реактор бассейнового типа, его предшественниками авторы называют две концепции, в своё время предложенные в ORNL. Причём одна из концепций предлагалась американцами для авиационных реакторов.

Проект SSR среди большинства остальных ЖСР выделяет принятое в нём решение отказа от движущегося топлива.

Раствор урана в хлориде натрия заливается в трубки и остаётся в них неподвижным. Трубки монтируются в бассейне, который также заливается соляным раствором - но уже без топлива. В какой-то мере, проект SSR напоминает по своим техническим решениям традиционные LWR с их твёрдым топливом в твэлах.

Отказ от движения топлива позволяет резко сократить потребности в насосах и ином циркуляционном оборудовании.

Отказ от давления в теплоносителе и быстрый спектр нейтронов делают SSR намного более безопасным по сравнению с LWR. С другой стороны, заимствование у LWR идеи о твэлах упрощает в SSR перегрузку по сравнению с другими ЖСР - её можно реализовать на манер перегрузок в легководниках.

Охлаждение активной зоны в SSR осуществляется за счёт воздушной естественной циркуляции, что также идёт на пользу безопасности проекта при аварийных ситуациях.

Как и положено, в конструкции SSR применён модульный принцип, что позволяет собирать блоки с мощностями от 150 до 1500 МВт.