На энергоблоке №3 (ВВЭР-1000) Ровенской АЭС, который находится в планово-предупредительном ремонте, начались функциональные и комплексные испытания по технологии корпорации «Holtec International» (США) – транспортеров HI-TRAC и вагона HI-STAR, предназначенные для обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ), а также пусконаладочные работы с оборудованием централизованного хранилища ОЯТ (ЦХОЯТ).
По словам начальника энергоремонтного подразделения (ЭРП) РАЭС Павла Сидоренко, работы выполняются в рамках программы внедрения американской технологии для хранения ОЯТ трех украинских АЭС (РАЭС, ХАЭС и ЮУАЭС) в ЦХОЯТ, которое сооружается на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Пусконаладочные работы с оборудованием ЦХОЯТ по технологии «Holtec International» состоят из комплексных испытаний с применением имитатора отработанной тепловыделяющей сборки (ОТВС), которые выполняются в транспортном коридоре и реакторном отделении энергоблока №3 Ровенской АЭС.
Функциональные испытания на энергоблоке №3 РАЭС ведутся с участием специалистов обособленных подразделений НАЭК «Энергоатом»: «Атомпроектинжиниринг» (АПИ), «Складское хозяйство», «Южно-Украинская АЭС», ООО «Холтек Украина» и ООО «ЮТЭМ-инжиниринг».
Рабочая программа индивидуальных, функциональных и комплексных испытаний оборудования ЦХОЯТ на энергоблоке №3 РАЭС проводится с целью подтверждения: соответствия характеристик оборудования и систем ЦХОЯТ требованиям качества и безопасности; возможности взаимодействия оборудования централизованного хранилища с технологическим оборудованием реакторного отделения; соответствия функционального назначения оборудования и систем требованиям, а также критериям проекта и технических спецификаций; подтверждение готовности систем (подсистем и отдельных узлов) энергоблоков электростанции выполнять предусмотренные функции по обращению с ОЯТ.
Как отметил главный инженер ЭРП РАЭС Олег Халандач, во время проведения наладочных работ на энергоблоке №3 РАЭС запланировано отработать транспортно-технологические операции, получить данные для возможной корректировки организационной, технической и эксплуатационной документации; необходимую информацию относительно организации работ и необходимых технических мероприятий при обслуживании контейнеров HI-STAR и HI-TRAC в шахте мойки и стыковочного устройства в транспортном коридоре и реакторном отделении (включая вспомогательные системы и оборудование).
«На энергоблоке №3 РАЭС начаты работы одного из основных этапов «Рабочей программы индивидуальных, функциональных и комплексных испытаний оборудования ЦХОЯТ». Срок его реализации – 6 августа текущего года. Недавно такие испытания по американской технологии состоялись на Хмельницкой АЭС, поэтому опыт коллег-атомщиков уже учтен. В свою очередь, опыт специалистов Ровенской АЭС пригодится для специалистов ЮУАЭС, поскольку вскоре такие операции будут проводиться и у них на площадке», - прокомментировал Олег Халандач.
В рамках подготовительных работ Ровенской АЭС выполнено комплектацию оборудования, разработано техническое решение по его вводу в эксплуатацию в составе подсистем. Смонтирована система электроснабжения. Сейчас на площадке ремонтно-строительного цеха электростанции персоналом АПЕ и ООО «ЮТЭМ-инжиниринг» проводятся подготовительные операции (подсистемы развертывания и испытания оборудования). 6-18 августа планируются испытания оборудования некоторых систем в рамках очередного этапа функциональных испытаний по американской технологии для энергоблоке №4 РАЭС.
Испытания заключаются в доставке контейнера HI-TRAC, внутри которого находится многофункциональный контейнер (БЦК) в транспортный коридор реакторного отделения энергоблока №3 РАЭС, который в дальнейшем будет поднят в центральный зал реакторного отделения. «Далее будет происходить перемещение контейнера HI-TRAC в шахту мойки, где в контейнер будет установлен имитатор отработанной тепловыделяющей сборки (ОТВС). После HI-TRAC с БЦК будет размещено в универсальное гнездо бассейна выдержки, проведены операции по установке и извлечению имитатора ВТВЗ, испытание перегрузочной машины путем перемещения имитатора по 31 ячейке БЦК. Успешное выполнение этих работ позволит завершить предпоследний этап рабочей программы – испытания системы управления перегрузочной машины, - прокомментировал Павел Сидоренко, - Далее этап сборки так называемой «пирамиды». Будет происходить загрузка имитатора БЦК, который воспроизводит полную загрузку ОТВС, поскольку соответствует весу самого БЦК с ОЯТ. Многоцелевой контейнер будет ставиться в HI-TRAC, затем в HI-STAR и будет вывозиться за пределы площадки электростанции. Успешные комплексные испытания оборудования и систем позволят проверить готовность и совместимость оборудования к выполнению работ по обращению с отработанной топливной сборкой. Слаженно отработанный процесс будет способствовать выявлению несоответствий с целью их устранения для дальнейшего выполнения технологических операций безопасным и надежным способом.
На сегодняшний день на энергоблоках №№1,2 РАЭС в полном объеме завершены испытания перегрузочной машины. В транспортном коридоре монтируется система электроснабжения, продолжаются строительно-монтажные работы. После завершения работ в ноябре на энергоблоках №№1,2 запланированные функциональные испытания Ровенской АЭС, а в октябре текущего года – на энергоблоке №4
Ход и выполнение всех запланированных работ находится под контролем заместителя главного инженера РАЭС по ремонту Александра Иванько. Курируют процесс начальник энергоремонтного подразделения (ЭРП) РАЭС Павел Сидоренко и главный инженер ЭРП Олег Халандач.
Отработанное ядерное топливо, что в дальнейшем будет храниться на площадке ЦХОЯТ, является стратегическим запасом Украины, которое в дальнейшем можно использовать в процессе производства электрической энергии в реакторных установках следующих поколений.
Централизованное хранилище ядерного топлива – это объект, эксплуатация которого позволит изменить существующую схему обращения с отработанным ядерным топливом отечественных атомных электростанций, позволит прекратить его вывоз на переработку в РФ и создаст надлежащие условия для длительного и безопасного хранения на территории Украины.