Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано подготовил очередной доклад по поводу осуществления гарантий в связи с ДНЯО в Исламской Республике Иран.
Текст доклада разослан во все страны, входящие в состав совета управляющих МАГАТЭ, и в другие заинтересованные государства. Его обсуждение включено в повестку дня мартовской сессии совета под пунктом 5(c).
Полный текст документа останется конфиденциальным до тех пор, пока совет управляющих не примет решения о снятии с него грифа. Электронное издание AtomInfo.Ru публикует основные данные, приведенные в докладе.
Обогащение урана
Завод FEP
По состоянию на 20 февраля 2011 года в цехе A разделительного завода FEP в Натанзе было установлено 53 каскада центрифуг, из которых 31 каскад был заполнен гексафторидом урана.
Исходно все каскады на иранских предприятиях состояли из 164 центрифуг, однако сейчас 12 из них модифицированы на конфигурацию из 174 машин. Все центрифуги на заводе FEP относятся к проекту IR-1.
Общее число центрифуг в 53 каскадах равняется примерно 8000. В состав 31 каскада, заполненного гексафторидом, входит 5184 центрифуги, однако в некоторых из них может не быть делящегося материала.
Работы по монтажу новых центрифуг в цехе A продолжаются. В цехе B таких работ не ведётся.
В докладе повторяются данные из предыдущего доклада, выпущенного в ноябре 2010 года, по общему количеству обогащённого урана. Как показал аудит, проведенный инспекторами МАГАТЭ 17 октября 2010 года, всего с момента начала эксплуатации завода в феврале 2007 года в центрифуги было загружено 34737 кг природного UF6 и получено 3135 кг низкообогащённого гексафторида урана.
По оценкам Ирана, в период с 18.10.2010 по 05.02.2011 на заводе был получен 471 кг низкообогащённого UF6. Это означает, что всего за всё время эксплуатации завод FEP произвёл 3606 кг низкообогащённого гексафторида урана.
Все ядерные материалы на заводе находятся под наблюдением МАГАТЭ. Агентство подтверждает, что эксплуатация завода ведётся в соответствии с его заявленными целями и задачами.
Завод PFEP
На опытно-демонстрационном заводе PFEP, также расположенном в Натанзе, ведутся работы по дообогащению НОУ до уровня (около 20%), необходимого при изготовлении топлива для исследовательского реактора TRR в Тегеране.
По результатам аудита, выполненного инспекторами МАГАТЭ 18 сентября 2010 года, Иран загрузил в каскады на заводе 352 кг UF6 низкого обогащения и получил 25,1 кг UF6 с обогащением чуть менее 20%.
Величина обогащения в получаемом продукте составляла, по измерениям инспекторов, 19,7%.
По утверждению Ирана, в период с 19.09.2010 по 11.02.2011 в два взаимосвязанных каскада на PFEP было загружено 135,2 кг низкообогащённого UF6 и получено 18,5 кг UF6 с обогащением чуть менее 20%. В этом случае, общее количество гексафторида, обогащённого до 20%, равняется 43,6 кг.
Иран планирует установить на PFEP два новых каскада для проведения НИОКР. Один из каскадов будет состоять из центрифуг IR-2m, другой - из центрифуг IR-4.
МАГАТЭ подтверждает, что эксплуатация завода ведётся в соответствии с его заявленными целями и задачами.
Завод FFEP
На заводе FFEP, расположенном на площадке Форду, продолжаются работы по строительству объекта.
Ранее Иран утверждал, что завод будет содержать 16 каскадов, объединяющих примерно 3000 центрифуг, и будет производить уран с обогащением до 5%. Впоследствии Иран внёс коррективы в свои декларации и добавил пункт о проведении в Форду НИОКР.
МАГАТЭ неоднократно обращалось к Ирану с просьбой предоставить дополнительную информацию по хронологии строительства FFEP. Иран утверждает, что принял решение о строительстве во второй половине 2007 года, в то время как у агентства есть информация о 2006 годе. До сих пор Иран не дал МАГАТЭ никаких дополнительных пояснений по этому вопросу.
По состоянию на 19 февраля 2011 года, в Форду не имелось ни одной центрифуги. Анализ взятых проб показывает отсутствие на объекте обогащённого урана. Ранее в Форду были обнаружены незначительные концентрации обеднённого урана.
В письме от 21 февраля 2011 года, иранская сторона уведомила МАГАТЭ о том, что планирует приступить к загрузке центрифуг делящимся материалом в Форду "этим летом".
Тяжёловодный проект
На площадке под Араком продолжается строительство исследовательского реактора IR-40. По данным, полученным инспекторами МАГАТЭ, существенного прогресса в работе по сравнению с концом 2010 года не наблюдается.
По утверждениям Ирана, реактор IR-40 должен вступить в строй в конце 2013 года.
В письме, датированном 6 февраля 2011 года, Иран проинформировал агентство о том, что в середине февраля 2011 года начнутся холодные испытания без привлечения делящихся материалов технологических линий конверсионного завода UCF в Исфахане, предназначенных для производства природного UO2, который, в свою очередь, необходим для фабрикации топлива для IR-40.
Другие вопросы
Эксплуатация конверсионного завода UCF в Исфахане, остановленная 10 августа 2009 года, всё ещё не возобновлена. Таким образом, общее количество произведенного здесь природного гексафторида урана по-прежнему остаётся равным 371 тонне.
В ходе проверки, проведенной 8-9 февраля 2011 года на UCF, инспектора МАГАТЭ определили, что Иран до сих пор не приступил к монтажу оборудования для конверсии UF6 с обогащением до 20% в U3O8 - форму, необходимую для фабрикации топлива для реактора TRR.
Иран утверждает, что монтаж данного оборудования должен быть закончен в июле 2011 года.
В ходе этой же проверки инспектора наблюдали семь 200-литровых ёмкостей, в которых, по утверждениям Ирана, находится урановый концентрат, полученный на ГОК в Бандар-Аббасе.
12 февраля 2011 года инспектора провели проверку на заводе FMP в Исфахане, отвечающем за фабрикацию ядерного топлива в Иране. По результатам проверки было выяснено, что иранские специалисты пока не приступали к монтажу оборудования, необходимого для фабрикации топлива для TRR.
15-16 февраля 2011 года агентство провело инспекцию на Бушерской АЭС и верифицировало ядерные материалы, присутствующие на объекте. 23 февраля 2011 года Иран проинформировал агентство, что топливные сборки из активной зоны будут выгружены. Агентство и Иран достигли соглашения по необходимым с точки зрения гарантий мерам.
Анализ спутниковых фотографий подтверждает, что никаких признаков ведения строительных работ на площадке Дархуин, предназначенной для строительства энергоблока с реактором IR-360, не ведётся.
Анализ спутниковых фотографий показывает, что Иран продолжает добычу и концентрацию урана в районе Бандар-Аббас, равно как на урановом руднике "Саганд" и ГОК "Ардакан".
Вопросы по видам деятельности, которые могли бы иметь военное применение
Генеральный директор МАГАТЭ отмечает в своём докладе отсутствие прогресса в расследовании прошлых видов деятельности в Иране, которые могли бы иметь военное применение. Иран отказывается давать ответы на большинство вопросов, возникших в этой связи у агентства.
"Основываясь на продолжающемся в агентстве изучении информации, как предоставленной от государств-членов, так и собранной силами МАГАТЭ, агентство сохраняет обеспокоенность по поводу возможного существования в Иране в прошлом или настоящем недекларируемых видов ядерной деятельности с участием военных организаций, в том числе, работ по созданию ядерной БЧ для ракет", - говорится в докладе.
"Как ранее отмечалось генеральным директором МАГАТЭ, есть признаки того, что некоторые из этих видов деятельности могли продолжаться после 2004 года", - подчёркивается в докладе.
Юкия Амано заявил также, что МАГАТЭ получило "новую информацию", касающуюся предполагаемых иранских исследований в ядерной области. Амано не стал раскрывать ни содержания информации, ни её источников.
Выводы и заключения
МАГАТЭ продолжает осуществлять в Иране гарантии в связи с ДНЯО.
Вместе с тем, агентство отмечает, что Иран не выполняет ряд своих обязанностей, включая применение дополнительного протокола к соглашению о гарантиях и пункта 3.1 дополнительного соглашения, приостановку работ по обогащению урана и тяжёловодному проекту и разъяснение оставшихся у МАГАТЭ вопросов по поводу возможного военного направления в иранской ядерной программе.
Агентство подтверждает, что все продекларированные Ираном ядерные материалы и объекты не используются в мирных целях. Вместе с тем, Иран не настолько сотрудничает с агентством, чтобы МАГАТЭ могло бы сделать вывод об отсутствии в этой стране тайной ядерной деятельности.