Ещё на старте новой программы строительства атомных станций было понятно, что мощностей для производства специального оборудования АЭС в России не так много.
За годы застоя в отечественной ядерной промышленности ряд объектов перепрофилировали, где-то просто сократился объём производства. В итоге при размещении заказов монополисты, по сути, диктовали свои условия атомщикам. Из-за этого возник дисбаланс между стоимостью сооружения станций, заложенной в программу, и рыночными предложениями.
В 2007 году по статистике Росатома 85 % оборудования для АЭС поступало от монопольных поставщиков. Это не способствовало расширению строительства (ограниченная пропускная способность заводов), зато провоцировало необоснованный рост цен. В течение четырёх лет в отрасли велась плановая работа по увеличению количества участников рынка, и теперь конкурсы, на которые подана одна заявка, – редкость (кроме ряда позиций – их производители входят в систему госкорпорации). Росатом уже фиксирует снижение цен по сравнению с плановыми почти на 20 %, а с учётом инфляции – на все 50 %. В результате за три года деятельности фактическая экономия только на заказе основного оборудования АЭС достигла порядка 18 млрд. рублей.
Модернизация Петрозаводскмаша – очередной шаг в борьбе с монополизмом. Однако организация выпуска продукции первого класса безопасности – задача непростая. Поиск подходящего «кандидата» вылился в отдельный проект. Сначала была создана инжиниринговая компания «АЭМ-технологии», куда привлекались специалисты с большим опытом конструирования и изготовления оборудования для реакторных установок. Затем были проанализированы возможные площадки, в том числе в пределах стран СНГ.
В итоге в Росатоме сделали вывод, что Петрозаводскмаш идеально подходит для развёртывания нового проекта. Тогда предприятие занималось оборудованием для нефтехимической промышленности и обладало универсальными мощностями для изготовления практически любого крупногабаритного оборудования, в том числе и по индивидуальным заказам, а также персоналом высокой квалификации.
Один из важнейших факторов в подобной сфере деятельности – возможность транспортировки. На ПЗМ проблем с логистикой нет – завод построен на берегу Онежского озера и через Волго-Балтийский водный путь связан со всеми европейскими портами, к тому же изделия любых габаритов можно отгрузить с причала, который расположен менее чем в километре от производства.