Разработана концепция Томской агломерации, которая должна обеспечить лучшее качество жизни в Сибири
Тема агломерационного развития территорий набила всем оскомину еще лет десять назад. В Томске ее дискутируют с 2002 года, но только сейчас она получила разумное и обоснованное продолжение. Институт территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург) разработал для томичей концепцию социально-экономического и пространственно-территориального развития агломерации «Томск — Северск — Томский район». В этом более чем трехсотстраничном труде с несколькими томами приложений качественно проанализированы все процессы, необходимые для достижения заданной цели. От проектов экономического развития и транспортной инфраструктуры до отлова собак и системы кладбищ.
Томск хочет стать идеальной агломерацией в пять этапов к 2030 году.
Ключевыми источниками финансирования являются средства на мероприятия программы «ИНО ТОМСК», Общая сумма расходов на все реализуемые проекты до 2035 года составит примерно 1,255 трлн рублей.
Ядерный уклон
Не секрет, что создание агломерации «Томск — Северск — Томский район» ведется в рамках соглашения между администрацией Томской области и госкорпорацией «Росатом». Заинтересованность атомной корпорации в этом процессе подтвердили и петербургские исследователи, назвав органы исполнительной власти Томской области и ЗАТО Северск, а также «Росатом» главными стейкхолдерами создания томской агломерации.
Интерес «Росатома» к реализации такого проекта очевиден. В первую очередь потому, что в подотчетном ему закрытом городе Северске (физически находящемся за колючей проволокой) после начала реорганизации градообразующего предприятия ОАО «Сибирский химический комбинат» высвободилось огромное количество рабочей силы. Только за последние пять лет на территории ЗАТО сократилось шесть тысяч рабочих мест. И этих людей некуда направить, кроме как в Томск. В противном случае не исключены протестные явления и некоторая социальная напряженность, что «Росатому» в связи со строительством экспериментального атомного реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-300 (в рамках проекта «Прорыв» по созданию новейшего топлива, на котором атомная энергетика будет работать после 2020 года) и намерением открыть в пригороде Северска новое хранилище радиоактивных отходов, совсем не нужно. Поэтому — в Томск. Поэтому — агломерация.
Если еще несколько лет назад в структурах «Сибирского химического комбината» работало около 30% трудоспособного населения города, то сегодня этот показатель составляет около 7%. Высвобождение квалифицированной рабочей силы в Северске, либерализация пропускного режима и возникновение новых рыночных отношений в девяностые привели к поиску жителями Северска работы в соседнем Томске. Специалисты института «Урбаника» констатируют, что к 2010 году сформировался единый рынок труда Томска и Северска, а значит, и Томской агломерации. Увеличилась маятниковая миграция Северск — Томск и возникла маятниковая миграция Томск — Северск. По экспертным оценкам, ежедневно на работу и учебу из Северска в Томск выезжает около 20 тысяч человек, из Томска в Северск — около двух тысяч. То есть ЗАТО Северск, как и Томский район, характеризуются отрицательным сальдо трудовой миграции: порядка 30–40% трудоспособного населения отправляется в ежедневном режиме на работу в город Томск. Сегодня общая занятость на территории агломерации составляет 308 тыс. рабочих мест. На долю Томска приходится 86%, на долю ЗАТО Северск — 10%, на долю Томского района — 4% от общего числа рабочих мест.
В общем, создание агломерации в некоторой степени решает важную проблему трудоустройства северчан. Но это лишь один из моментов, объясняющих участие «Росатома» в проекте. Второй момент — развитие кластера ядерных технологий, который стал одним из пяти направлений экономического развития агломерации. Помимо него «точками роста» стали научно-образовательный комплекс, промышленно-технологический комплекс, потребительский рынок и агропромышленный комплекс. В общем-то, вполне приличные направления, но почему из шести кластеров Томской области выбрали ядерный — вопрос риторический. Некоторые соображения на эту тему высказали специалисты института «Урбаника». «В рамках кластера планируется реализация проектов в таких перспективных областях, как химия и редкоземельные металлы, фторидные технологии, комплексная переработка концентратов редкоземельных элементов, — указывают они в концепции. — В кластер также входит центр ядерной медицины на основе имеющейся инфраструктуры и возможностей производства изотопов и радиофармпрепаратов».
Поскольку Томская агломерация находится в плотном конкурентном поле практически по всем возможным макрорегиональным специализациям, то разработчики выяснили, что наибольшим потенциалом обладает развитие научно-образовательного и инновационного комплекса (с учетом концепции «ИНО Томск»), а также развитие именно ядерного инновационного кластера. В любом случае, в процессе создания агломерации такую структуру, как «Росатом», лучше иметь в качестве партнера. Администрация Северска самостоятельно такие вопросы не решит, а у администрации области попросту не хватит для этого ресурсов.
«Колючий» вопрос
Понятно, что реализация схемы развития агломерации неотвратимо натолкнется на ряд объективных препятствий. По мнению разработчиков концепции, усилия по развитию Томска в качестве центра опережающего инновационного роста, предпринимаемые на протяжении многих лет, дают ограниченный эффект. Изолированное расположение и слабая интенсивность транспортного сообщения сдерживает приход новых компаний. Кроме этого, большинство выпускников томских вузов находит работу в других регионах. Несмотря на наличие налоговых льгот, площадки особой экономической зоны технико-внедренческого типа недостаточно заполнены резидентами. При этом во время реализации значимых проектов возникает дефицит привлекательных земельных участков и инфраструктурных мощностей, недостаток квалифицированных кадров и бюджетных ресурсов. При реализации проектов, затрагивающих, как минимум, два муниципальных образования, возникают административные барьеры.
«Потенциал экономического развития и необходимые ресурсы неравномерно распределены по территории муниципальных образований, входящих в состав Томской агломерации, — указывает институт «Урбаника». — Научно-образовательный, общественно-деловой и культурный потенциалы агломерации сосредоточены преимущественно в центральной части города Томска. Концепция развития агломерации призвана осуществить инвентаризацию территории и инвестиционных проектов в целях выработки оптимальной и согласованной пространственной и управленческой модели развития территории в интересах создания условий для опережающего экономического развития и повышения качества жизни».
И здесь, в общем-то, все понятно. Заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов заметил, что концепция развития агломерации позволит «приземлить» заявленные в рамках «ИНО Томска» задачи на уровень муниципалитетов и зафиксировать их в муниципальных стратегиях. Он также считает, что важное значение имеет формирование единой цепочки развития производств: особая экономическая зона — индустриальные парки — территория опережающего развития в ЗАТО Северск. Но проблема еще и в том, что никакого опережающего развития в Северске нет. И в достаточной степени именно этот факт и статус закрытого города тормозят создание агломерации.
Сами разработчики концепции взглянули на эту краеугольную проблему достаточно широко. Про маятниковую миграцию уже было сказано. Но не менее значимую роль играет целый ряд факторов. Например, темпы ввода жилья и планы строительства. Если они сохранятся на нынешнем уровне, то перспективная численность населения Томской агломерации увеличится за пятнадцать лет с 779 тыс. человек до 943,4 тыс. (увеличение на 23%). При этом перспективное население Томска увеличится на 29% до 750 тыс. человек, население Томского района увеличится на 44% до 102 тыс., а население ЗАТО Северск сократится на 21% до 91 тыс. человек. Потому что им просто негде будет жить. Да и захотят ли там жить люди, если уже сегодня, например, источники питьевого водоснабжения ЗАТО Северск не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. В отличие от Томска.
Да, к сожалению, и единого рынка жилья в Томской агломерации пока не существует. Это связано, в первую очередь, с особым статусом Северска. Приобретение жилья в обнесенном по периметру колючей проволокой Северске не дает право на гарантированное получение пропуска на въезд в город. Более того, чтобы продать жилье в Северске, продавцу необходимо разрешение Росатома! Такой антирыночный нонсенс трудно представить. Именно поэтому в Северске очень дешевые квартиры. В то же время рынок недвижимости и земли Томского района является наиболее привлекательным на нынешний день и скрывает в себе большой потенциал.
«Закрытый статус ЗАТО Северск препятствует «свободному» созданию рабочих мест в городе, поскольку отсутствует доступ томского малого и среднего бизнеса к площадкам на территории ЗАТО, а также препятствует созданию единого рынка труда для научных сотрудников Томска и Северска, — указывается в концепции. — Одним из ключевых барьеров в развитии агломерации является закрытый статус ЗАТО Северск, который влияет на качество и устойчивость экономических связей внутри агломерации, а также определяет размещение инфраструктурных объектов и объектов городских сетей и т.д».
Впрочем, разработчики уточняют, что специализация территории Северска может существенно измениться в случае отмены пропускного режима на территории города. По их мнению, данный сценарий представляется достаточно вероятным после 2018 года, исходя из заявлений «Росатома». Снятие ограничений на въезд в Северск существенно повлияет на развитие всей Томской агломерации. Пока, увы, это ограничение только тормозит агломерационный процесс.
Думай о хорошем
Невзирая на привязанный к ногам агломерации камень в виде закрытого города, процесс все-таки идет. Причем начался он по объективным причинам совершенно стихийно. Без приказов «сверху». Сегодня в агломерации сосредоточено лишь 4% площади территории области, но более 71% населения, 94% работников обрабатывающей промышленности, 66% работников сельского хозяйства, около 68% основных фондов, 87% жилищного строительства, 94% оборота розничной торговли региона и более 46% всех инвестиций. Для управления всем этим хозяйством предлагается реализовать модель с участием координационного совета, который обеспечит «политическую координацию» усилий всех участников агломерации и выработку согласованной политики в части выбора приоритетных проектов. По словам Андрея Антонова, развитие агломерации — это проект стратегической важности, и если в следующие 10 лет не поддерживать агломерационные процессы, то регион замедлит свое развитие и не получит существенный объем инвестиций. А это в сухом остатке — главное, за что всегда боролась Томская область. Больше инвестиций — больше проектов, больше комфорта. В общем, деньги нужны.
Но, например, только строительство дороги «Томск–Тайга», предусмотренное концепцией, обойдется в 6,8 млрд рублей. Создание туристско-рекреационной зоны между дорогой «Северск–Томск» на участке площадью 105 гектаров будет стоить 9 млрд рублей. И это только жалкие ростки на грядке будущей агломерации. В среднем на реализацию мероприятий до 2035 года необходимо не менее 60 млрд рублей ежегодно. Для сравнения — доходная часть Томского областного бюджета составляет 52 млрд рублей.
Конечно, деньги большей частью потекут не из бюджета. Не из областного, по крайней мере. Это средства, заложенные в различных программах, и на них область будет совершать свой инфраструктурный подвиг и повышать инвестиционную привлекательность территории агломерации. Учитывая недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, дефицит и высокий уровень износа энергетических мощностей и объектов коммунальной инфраструктуры, а также сравнительно небольшой (в масштабах Сибирского федерального округа) объем потребительского рынка, сделать это будет не очень просто.
И как заметил мэр Северска Григорий Шамин, рассуждая о постепенной либерализации пропускного режима в свой город:
«Мы можем сколько угодно говорить про агломерацию, но де-юре это пока невозможно».
Может быть, получится де-факто.