Мирный атом — основа основ российского высокотехнологичного экспорта. Но кто на Западе плетет интриги против нашего мирного атома? Кто ближе к победе в мировой гонке — мы или американцы? Как страны «золотого миллиарда» завели человечество в тупик? Когда ядерная медицина и уникальные лекарства станут доступными всем? Что обеспечит светлое будущее России? На эти и другие вопросы в интервью программе «Поздняков» ответил глава Курчатовского института Михаил Ковальчук.
О конкуренции на рынке мирного атома
Если сопротивление есть и оно усиливается, это означает, что мы двигаемся правильно и хорошо. Мы строим станции в Китае, в Индии, в Иране, Вьетнаме, Пакистане, Бангладеш, Турции, Финляндии, Венгрии и далее везде. Пакет заказов, который сегодня имеет «Ростатом», — сотни миллиардов долларов — превосходит все мыслимые размеры. Значит, мы исключительно успешны на этом очень жестком, очень конкурентном рынке. Это связано с тем, что правильная политика выбрана, а главное — надежность, безопасность и в определенном смысле простота сложнейших установок, которые генерируют электроэнергию.
Об использовании атомной энергетики в Арктике
Освоение Арктики и устойчивое развитие связано с достаточным потреблением энергии. Достаточное потребление энергии обеспечивает прогресс, только это. У вас должна быть принципиально другая генерация — маленькие, маломощные генераторы энергии, которые работали бы как некая электрическая батарейка. В Курчатовском институте все время велись работы по созданию атомных станций малой мощности.
Применительно к Арктике есть такие вещи принципиально новые, новый тип атомной станции на прямом преобразовании энергии. Мы уже имеем опыт нескольких десятилетий — действующий макет такой установки в Курчатовском институте. И мы с «Росатомом» активно продвигаем такой базовый вариант снабжения небольших поселков в Арктике. У нас накоплен колоссальный опыт практической деятельности.
О сокровище нации
Сегодня ценность главная — это мозги, которые производят фундаментальные знания, и умение правильно вести исследования и их использовать. Копировальщиков много, а придумывальщиков очень мало. И мы всегда были придумывающей нацией. Когда мозги разъезжаются, вы, с одной стороны, делитесь идеями и создаете мир, основанный на том, что вы придумали. Если вы себя правильно ведете и хорошо развиваетесь, то это ваше достояние, это ваше богатство. Мы должны сегодня четко понимать, что наука не имеет границ, нет национальной науки — она едина.
Но с другой стороны, есть национальный интерес, который вытекает из этой науки. Когда начался бум в ядерных исследования в 30-х годах, появилось огромное количество публикаций в мире. А потом эти публикации вдруг исчезли. Почему? А потому что занялись бомбой. Вот и сегодня точно так же хорошо известно, что резко сократился объем публикаций западных, американских, например, в области нанотехнологий. Значит, надо помнить, знать историю, помнить, как это было, и просто иметь голову на плечах.
О доступности ядерной медицины
Мы как великая ядерная держава, как пионеры в этой области стояли у истоков этих технологий, и даже сегодня, несмотря на провал прошедших десятилетий, мы являемся чуть ли не одними из лидеров по числу пациентов, которые прошли этот вид медицинского лечения.
У нас был определенный провал, сегодня мы восстанавливаемся. Сегодня есть государственная программа, которая развивается полным ходом. Мы имеем хороший потенциал для этого. Естественно, это требует времени, но уже сегодня вы на территории нашей страны можете получить практически любой вид высокотехнологичной и помощи, и диагностики. Теперь надо наши умения и знания превратить в массовый товар и продукт. Это делается, идет непросто, небыстро, но идет, и у нас вся база для этого есть.
Об импортозамещении
Должна быть политика государства, которое нацелено на это. Мы слишком умные, творческие и щедрые. Мы это все придумывали, а дальше у нас интерес к этому пропадал. Но мы должны при этом очень четко понимать, что существует в любом случае международное разделение труда. Нужно отчетливо понимать, что является стратегически важным и необходимым, а в чем можно иметь взаимозависимость. Не надо оголтело. Как только вы начинаете делать все, вы переходите к натуральному хозяйству. А это напоминает первобытно-общинный строй и самоизоляцию.
Об ускоренном дизайне лекарств
Для того, чтобы сделать полный дизайн лекарства, вам надо иметь всю биохимическую часть и медико-биологическую, а потом начинается целый цикл испытаний этих лекарств. Мы — одна из немногих стран, у которых в одном месте на этой площадке есть все. У нас есть синхротронный источник, у нас есть суперкомпьютер, у нас есть здесь белковая фабрика, есть химическое подразделение. И сейчас у нас есть возможности доклинических испытаний. И теперь мы делаем так, чтобы можно было это двигать полным ходом и клинику до конца.
Это очень важно — иметь цепочки полностью все, от начала до конца, если мы хотим иметь результат, а не разрозненно опубликовать результаты, что мы расшифровали структуру такого-то белка или вырастили впервые в мире самый хороший кристалл в условиях невесомости. Это уникальный результат, чем мы всегда гордились. Но нам важно, чтобы это превратилось в продукт, который дошел бы до каждого человека, а это требует выстраивания сложных цепочек.
О путях выхода из ресурсного коллапса
Логика развития цивилизации привела к тому, что за последнее десятилетие в силу глобализации и всего остального половина населения земного шара втянулась в то, что было предназначено для «золотого миллиарда». И в мире наступил ресурсный коллапс. Если двигаться так, как есть, жить в рамках этой техносферы, то мы придем фактически к первобытному безресурсному существованию через череду кровавых войн за передел мира, за доступ к ресурсам. И мы сегодня видим, что этот уже передел начался и активно идет.
Есть ли альтернатива этому пути или нет? Есть. Это создание природоподобных технологий, которые станут естественной частью природного ресурсооборота. Фактически мы сделаем так, что будет восстановлен естественный обмен веществ в природе.
У нас с вами в руках коробка с пазлами, в которой лежат пазлы — отдельные дисциплины, в каждой из которой мы очень глубоко все понимаем. А теперь мы можем вот эту единую картину природы понять — складывая ее из этих пазлов на уровне глубинного знания. И вот это и есть путь через конвергенцию отдельных узкоспециальных искусственно выделенных знаний, построения природоподобных технологий.
О секрете процветания нации
Любая новая вещь меняет качество жизни, но улучшая ее, она имеет обратную сторону. Мы проникли благодаря фундаментальной науке вглубь биологического и биоорганического материаловедения. Мы стали очень много и глубоко знать и понимать о живом.
Но существует одна опасность. Дело в том, что двойные применения в конвергентных природоподобных технологиях присутствуют с самого начала, и они не различимы. Эти технологии будут улучшать систему жизни, качество жизни. Но при этом они могут быть использованы во вред.
Вы должны перейти к контролю не за вооружениями, а за технологиями. Переход к новому технологическому укладу создаст принципиально новое общество, процветающее. У вас будет равный доступ к энергии во всем, у вас будет колоссальное качество жизни и все остальное. Но при этом совершая это, вы должны помнить о том, что есть и возможные негативные последствия вот такого вот бума этого важного, как всегда и было, ничего нового нет.