Строительство головного суперледокола "Лидер" и следующего за ним уже серийного атомохода мощностью 120 МВт намечено профинансировать из Фонда развития: сумма в 33,25 млрд рублей заложена на 2023 год.
Минимальная и пока что предварительная информация об этом стала доступна вместе с материалами к проекту федерального бюджета на 2019-2021 годы.
А чуть раньше вице-премьер Юрий Борисов окончательно снял сомнения и кривотолки относительно того, как и где будут строить самый большой в мире атомный ледокол оценочной стоимостью в 70 миллиардов рублей. Эта честь, а с ней и большая ответственность ложатся на только еще формируемый коллектив судостроительного комплекса "Звезда" - новой специализированной верфи, которая в муках рождается на действующей инфраструктуре одноименного судоремонтного завода в городе Большой Камень в Приморье.
Предположений на этот счет высказывалось много. Сначала заместитель министра промышленности и торговли России Олег Рязанцев, а затем и глава минпромторга Денис Мантуров назвали Дальний Восток и конкретно новую верфь в Большом Камне наиболее вероятным местом строительства атомного ледокола большой мощности. Такого, который был бы способен создавать во льдах судоходный канал достаточной ширины для надежной и коммерчески оправданной по затратам и скорости проводки сухогрузов, танкеров и газовозов океанского класса по трассе Севморути и, в частности, в восточном секторе Арктики.
Вперед забегать никто не хотел - ждали, что авторитетную точку в этом вопросе поставит на Дальневосточном экономическом форуме президент России. А он по каким-то причинам делать этого не стал, хотя новую верфь в Приморье в очередной раз посетил и с людьми в Большом Камне пообщался. Спрашивал про загрузку, перспективные заказы и особо - про контракты, что уже смогли заключить…
Тем временем в публичном пространстве уже обсуждался вопрос, кто мог бы стать заказчиком ледоколов типа "Лидер". Глава "Росатома" Алексей Лихачев на форуме во Владивостоке свое видение изложил так:
"Здесь возможны варианты. Может быть, это будет минпромторг, может быть, мы. По тем ледоколам, которые сейчас строятся на Балтийском заводе, мы - госзаказчики, поэтому нас это не пугает". И там же, отвечая коллегам из ТАСС, констатировал, что на сегодняшний день "готового завода, способного строить такие ледоколы, как "Лидер", нет".
Мощности Балтийского завода планируется привлечь к реализации проекта по строительству сверхмощного ледокола "Лидер". Об этом со ссылкой на гендиректора верфи Алексея Кадилова сообщает ТАСС. По словам Кадилова, вопрос уже обсуждался в ходе рабочих совещаний с руководством минпромторга и на уровне заместителя председателя правительства Юрия Борисова. Было обещано найти "приемлемые решения" для того, чтобы сохранить ключевые компетенции Балтийского завода.
По словам Лихачева, "любой завод, какой бы ни взялся, должен наращивать у себя и компетенции, и производственные мощности". С этим, пожалуй, согласятся все, кто знаком с реальным положением дел на российских верфях и понимает, насколько непростой и по-хорошему амбиционный проект предлагают разработчики нового суперледокола в ЦКБ "Айсберг". Тем более что предлагается построить не один своего рода экспериментальный образец, а серию из трех атомоходов, которым не преграда даже паковые льды толщиной в два человеческих роста.
Напомним, что изначально на постройку "Лидера" претендовали две верфи. Прежде всего, конечно, Балтийский завод в Петербурге, где еще в советское время строились атомные ледоколы и где сейчас по проекту 22220 строятся три универсальных атомохода - "Арктика", "Сибирь" "Урал", а головной уже спущен на воду для достроечных работ на плаву и последующих испытаний.
Там же, на Балтзаводе, при крайне напряженной финансовой ситуации смогли-таки достроить головной энергоблок первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов". Сейчас плавучий энергоблок уже в Мурманске, на базе "Росатомфлота", откуда в скором времени должен отравиться по Севморпути к месту постоянной работы в порт Певек на Чукотке.
Вторым и более явным претендентом на большой ледокольный заказ стала приморская "Звезда". Более явным потому, что сама эта верфь на Дальнем Востоке задумывалась и проектировалась с прицелом на совершенно новый технологический уклад и методы судостроения, которых нет, увы, на Балтзаводе при всем уважении к его историческим заслугам.
Да, сегодня в активе ССК "Звезда" - политическая поддержка руководства страны да мощный ресурс в лице "Роснефти", "Роснефтегаза" и Газпромбанка, образовавших консорциум под этот проект. В 2016-м "Роснефть" подписала первый контракт на изготовление четырех судов снабжения ледового класса, а сегодня имеет с судоверфью "Звезда" эксклюзивное соглашение о размещении здесь всех своих заказов на строительство новой морской техники и судов.
Верфь на Дальнем Востоке задумывалась с прицелом на новый технологический уклад и крупноблочный метод судостроения Пресс-служба ЦС "Звезда"По данным на сентябрь этого года, численность штатных сотрудников на новой верфи в Приморье не достигала 1,5 тысячи человек. А к 2024 году с учетом ожидаемой загрузки должно быть не менее 7,5 тысячи. Откуда взять в условиях Дальнего Востока такое количество подготовленных специалистов - большой вопрос.
А время не ждет. По словам генерального директора ЦКБ "Айсберг" Александра Рыжкова, чтобы сдать головной "Лидер" в 2027 году, его строительство надо начать в 2020-м. А к созданию рабочей документации приступать надо уже сейчас - в четвертом квартале нынешнего или самом начале 2019 года.