14 февраля – особый день в истории крупнейшего предприятия Кольского полуострова. Пятьдесят шесть лет назад Советом министров СССР было принято решение о строительстве на полуострове северной сдаточной базы. Ей было присвоено условное наименование "Нерпа".
Официально завод узаконил свое наименование годом позже - 10 мая 1965-го, поэтому в этом году самый крупный филиал "Звездочки" - судоремонтный завод "Нерпа" - будет отмечать свой 55-летний юбилей.
Своим рождением судоремонтный завод "Нерпа" обязан бурному развитию атомного флота. С середины 60-х годов на флот стали поступать новые типы кораблей и, в первую очередь, подводные лодки с ядерными энергетическими установками всех трех классов - многоцелевые и с баллистическими, крылатыми ракетами.
Атомоходы почти не задерживались у берегов, а несли круглосуточные боевые вахты в морских глубинах. После многодневных океанских дорог им требовалась передышка в заводских доках для восстановления сил. Разумнее всего это было сделать в местах базирования лодок, где сходятся пути Белого и Баренцева морей, а теплое течение Гольфстрим не дает льдам сковывать подходы к укромным бухтам, где легче спрятать от посторонних глаз стальные туловища атомных исполинов с секретными ядерными установками.
На площадке, где впоследствии выросли заводские корпуса, стоял постоянный грохот. Шум большой стройки сопровождался взрывами - под будущую заводскую территорию необходимо было взорвать и переместить более 500 кубических метров скального грунта. Вначале возводили казармы для военно-строительных отрядов и подъездные пути, одновременно велись работы по углублению узкого пролива на входе в бухту.
"Нерпа" в своем роде уникальный завод. Он вырос буквально в одночасье в безлюдной бухте, не имеющей даже приличной береговой линии. Решительно отвоевав место у скал под свои корпуса и производственные площадки, завод начал быстро развиваться.
Сегодня заводские корпуса располагаются на территории более 100 га, что соизмеримо по площади 143 футбольным полям.
Производственная деятельность предприятия началась в 1970 году с ремонта дизельных подводных лодок проекта 629А. Тогда на заводе работали всего 400 человек, включая дирекцию, технических специалистов и рабочих.
Через четыре года, в марте 1974-го, от заводского причала ошвартовалась первая атомная подводная лодка проекта 671 РТМ ("Щука"). И с тех пор на протяжении десятилетий "Нерпа" трудилась по своему основному предназначению - ремонтировала, переоборудовала и модернизировала атомные подводные лодки. В середине 80-х на заводе уже работали около 6 тысяч человек.
Сегодня в архиве отдела кадров предприятия хранится более 29 тысяч личных дел работников, которые за эти 55 лет трудились на "Нерпе" и были причастны к корабельному делу.
За более чем полвека завод вернул в боевой строй флота более 50 субмарин и около 30 надводных кораблей, выполнив ремонт различной степени сложности. Это и текущие, и средние ремонты с переоборудованием, модернизацией. Лодки в заводские доки вставали и по аварийному случаю.
Тот запас прочности, что достался "Нерпе" от рождения, позволил и в трудные 90-е годы, когда конверсионные процессы свели почти на нет военный госзаказ, не только выстоять, но и развить новые направления - гражданский судоремонт, малое судостроение, освоить комплексную утилизацию атомных подводных лодок и надводных кораблей, выведенных из боевого состава.
Большая заслуга в этом бывшего директора завода "Нерпа" Павла Стеблина. Масштабы его личности определили и масштаб развития самого предприятия в самые трудные перестроечные годы. В условиях глубокого общегосударственного кризиса и фактически развала судостроительной отрасли Павел Григорьевич сумел сохранить завод и коллектив, положил начало новым направлениям деятельности "Нерпы".
Стоит отметить, что его именем названа главная улица города судоремонтников - Снежногорска. У мемориальной доски, установленной на его доме, постоянно лежат живые цветы. Премией Павла Стеблина ежегодно награждаются золотые и серебряные медалисты школ ЗАТО Александровск.
Отдельной страницей в истории завода является реализация радиационно-экологических программ. Первые пилотные проекты по утилизации АПЛ, выведенных из боевого состава флота, были осуществлены в 1992 году. Специалистами завода выполнены сложнейшие в техническом плане операции по переводу на предприятие аварийного АПРК "Курск", выгрузке оружия, отработавшего ядерного топлива и последующая комплексная утилизация субмарины в 2002 году.
Подтверждением высокого профессионализма коллектива судоремонтного завода "Нерпа" стала реализация масштабного международного проекта по утилизации плавтехбазы "Лепсе", долгие годы являющейся самой трудной проблемой в сфере обеспечения ядерно-радиационной безопасности Северо-Западного региона и предметом нападок экологических организаций.
Последнее десятилетие, вернувшись на круги своя, "Нерпа" под руководством директора Аркадия Оганяна активно наращивает производственную программу по военному судоремонту, активно сотрудничает с ГК "Росатом", неся свою экологическую миссию и реализуя проекты по радиационной реабилитации знаменитых ледоколов "Арктика" и "Сибирь", уже отработавших свой срок.
Знаковым заказом для заводчан стала модернизация большого морского транспорта "Яуза". Ремонт этого надводного корабля стал проверкой на профессионализм коллектива. Впервые в истории "Нерпы" работы велись на корабле с таким водоизмещением, практически от пустого корпуса до насыщения современным оборудованием, что дало заводским корабелам уникальный опыт в области судостроения. Ремонт и глубокая модернизация БМСТ "Яуза" обеспечили Военно-морской флот современным кораблем, способным решать задачи по предназначению не только в привычном театре действий в Арктике, но и в дальней морской зоне.
Не менее сложные технические задачи впервые пришлось решать заводским специалистам и при ремонте АПЛ "Обнинск", "Псков", "Гепард", "Вепрь". Уникальные наработки, полученные в ходе модернизационных работ на этих заказах, позволили значительно сократить сроки ремонта и сэкономить материальные ресурсы.
Сегодня кораблями полностью занята вся причальная стенка "Нерпы", без устали трудятся и заводские доки. Участие в федеральных целевых программах, дало возможность заняться техническим перевооружением трубомедницкого и механоремонтного производств, а также оснастить новым оборудованием рабочие участки других подразделений. На следующие годы запланировано более масштабное техническое перевооружение большинства объектов основного и вспомогательного производств, значительное обновление станочного парка, приобретение мобильного переносного оборудования, что в значительной степени расширит возможности предприятия и уменьшит сроки ремонта кораблей.