Судоремонтный завод «Нерпа» расположен в бухте Кут Кольского залива в 30 километрах к северо - западу от крупного морского порта и железнодорожной станции Мурманск, по автомобильной дороге - 73 км.
Благодаря ветви теплого течения Гольфстрим бухта Кут и подходы к ней свободны ото льда даже в условиях суровых полярных зим. СРЗ «Нерпа» имеет выход не только на Северный Морской Путь, но и возможность круглогодичного морского выхода в Атлантику.
Кроме морских путей завод связан автомобильными путями со всеми промышленными центрами региона и имеет выход на международные автомагистрали, связывающие Мурманскую область со странами Скандинавии.
Ввиду удаленности от крупных промышленных и густонаселенных центров СРЗ «Нерпа» является градообразующим предприятием, а специфика производства обусловила присвоение городу-спутнику, заводу и прилегающим территориям статуса ЗАТО. В 4-х километрах от него построен город Снежногорск с развитой социальной инфраструктурой. К услугам жителей и гостей города Дворец Культуры, гостиница, спортивный комплекс, сеть магазинов и городской рынок, 10 детских садов, 3 общеобразовательные школы, один из крупнейших в области больничный комплекс.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
По мере увеличения на Северном Флоте количества подводных лодок с ядерными энергетическими установками, развития науки и техники, возникла необходимость круглогодичного ремонтно - профилактического обслуживания и переоборудования их , непосредственно в местах базирования. С целью решения этой проблемы Правительством СССР 14.02.1964 года было принято решение о строительстве в незамерзающей бухте Кут Кольского залива Северной сдаточной базы, а с 08.09.1964 года судоремонтного предприятия и поселка судоремонтников. Решение этой задачи было возложено на рабочих, служащих и военных строителей Северовоенморстроя КСФ. В 1966 году строящийся завод получил наименование СРЗ «НЕРПА» и организационно включен в состав 1- го Главного Управления Минсудпрома СССР, а с сентября 1968 года в состав вновь созданного 12 Главного Управления Минсудпрома СССР.
СРЗ «Нерпа» начал свою производственную деятельность в 1970 году. С начала 1980 года завод полностью удовлетворяет потребности СФ в ремонте и переоснащении АПЛ определенных проектов . Таким образом, на протяжении 20- ти лет вплоть до середины 90- х годов основным направлением производственной деятельности судоремонтного завода «Нерпа» являлся ремонт подводных лодок и надводных кораблей. На предприятии в течение нескольких лет создавалась структура производства, обеспечивающая выполнение работ по этому направлению.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Производственные мощности СРЗ «Нерпа» позволяют качественно и своевременно выполнять работы по основным направлениям деятельности предприятия.
Производственные цеха и объекты СРЗ «Нерпа» обеспечивают следующие виды ремонта плавсредств:
• навигационный;
• текущий;
• доковый;
• межпоходовые регламентные работы.
• переоборудование и модернизацию
Для обеспечения качественного выполнения работ СРЗ «Нерпа» имеет как своих высококвалифицированных специалистов, так и поддерживает связи с многочисленными контрагентами.
В распоряжении предприятия находятся:
• Монтажно - сборочное производство , представляющее собой крытый эллинг;
• Корпусообрабатывающее производство , на базе которого имеется линия первичной обработки металла , автоматизированные установки плазменной резки металлопроката и др.;
• Утилизационный комплекс с высокопроизводительной гильотиной, установкой по переработке кабеля , транспортно - погрузочной техникой и оборудованием;
• Механоремонтное производство, имеющее большой станочный парк и др.;
• Трубомедницкий цех;
• Энергетическое производство;
• Водный и транспортные цеха;
• 2 плавдока, плавсредства, складское хозяйство, крановое оборудование и многое другое.
На предприятии имеются в наличии автоматизированные складские помещения для хранения различных грузов, общей площадью 30 тысяч кв.м.
Возможна организация новых видов производств по предложениям заказчиков на имеемых свободных производственных площадях.
СУДОРЕМОНТ
С момента своего создания, СРЗ «Нерпа» предназначался для технического обеспечения, ремонта и модернизации атомных подводных лодок Советского Военно - морского флота. В период с 1974 года, по настоящее время заводом отремонтировано и сдано Военно - морскому флоту более 50 атомных подводных лодок, также отремонтировано и сдано более 80 надводных, военных и гражданских судов и других плавсредств.
В цехах предприятия проводился весь комплекс работ по поддержанию технической боеготовности кораблей . На сегодняшний день, работы по контрактам с Министерством обороны РФ являются приоритетными направлениями в деятельности предприятия.
В течение 90-2000-х годов на СРЗ «Нерпа» была отремонтирована целая серия надводных военных и гражданских судов, в их числе: научно - исследовательские суда, СРТ, БМРТ, буксиры, баржи, плавкраны, плавказармы и другие плавсредства, в частности, такие суда как НИС «Академик Лазарев», НИС «Геофизик», «Бункеровщик 1», госпитальное судно «Свирь» и др.. Океанские буксиры «Нефтегаз -57 » и «Тумча» , переоборудованы суда пр .503 в морозильные траулеры («Ярославец», «Вариант» «Дистинкт» и др.). В 2010-15гг завод выполняет доковые ремонты судов атомного ледокольного флота и «Росморпорта»(ледоколы «Диксон», «Дудинка»,судно специального назначения «Россита»).
Для ремонта и переоборудования судов завод имеет оснащенную производственную базу, в том числе два плавучих дока, параметры которых позволяют производить в них докование судов водоизмещением до 12 тысяч тонн. С 2007 года завод активно занимается техническим перевооружением и модернизацией производства по федерально-целевым программам.
Доля военного судоремонта с каждым годом увеличивается. В 2008 году флоту была сдана АПЛ «Нижний Новгород»( проект945 А)
В 2014 АПЛ «Обнинск» (проект 671 РТМК)
Знаковым заказом для предприятия стала модернизация большого морского транспорта «Яуза» (проект 550М) который 25 мая 2015 года был передан Военно -морскому флоту.
СУДОСТРОЕНИЕ
Производственные возможности нашего предприятия позволяют строить суда и плавсредства различного назначения со спусковым весом более 10000 т и длиной более 100 м . Завод уже имеет опыт постройки плавпричалов, плавемкостей, плавучих контрольно - дозиметрических пунктов, судоподъемных понтонов, рыболовных судов. Спущен на воду и предъявлен Морскому Регистру Судоходства РФ корпус рыболовного траулера. Строятся и успешно эксплуатируются малые рыболовецкие суда, проектов PC 02, PC 03 и PC 04, по контрактам с Мурманскими рыбодобывающими фирмами. Налажен выпуск секций понтонов плавучих причалов «KUT» и «URA» различных модификаций. Накопленный опыт позволяет строить суда различного назначения и степени готовности как полностью готовые к эксплуатации корабли, так и корпуса предназначенные к дальнейшему дооснащению.
Для выполнения работ в рамках судостроительной программы внедрены и освоены технологии по:
• первичной обработке металлопроката,
• грунтовке и окраске поверхности корпуса,
• автоматической вырезке деталей на установке тепловой резки «Кристалл»,
• сборке секций и автоматической сварке конструкций с использованием сварочных агрегатов фирмы «Линкольн» (США), сварочных автоматов марки АДФ (Россия).
Специализированные цеха и участки обеспечивают работы по изготовлению, испытанию и монтажу общекорабельных систем, окраску, монтаж электрооборудования, МСЧ.
На предприятии используется система автоматизированной плазовой подготовки, производства с использованием компьютерной программы «ПК - Плаз - ПК». Проектирование и изготовление МСЧ с использованием программного обеспечения «Компас», АСУ - ПУР - МСЧ.
Технологические возможности по поточно - позиционному методу постройки на СРЗ «Нерпа» достаточны и включают в себя изготовление деталей, подготовку металлопроката в цехах, сборку секций в объем в специализированном цехе, монтаж, окраску и оснащение судна до 80%-ой готовности в крытом эллинге и достройку у набережных завода.
УТИЛИЗАЦИЯ
Производственные мощности, созданные на СРЗ «Нерпа» для утилизации АПЛ и формирования реакторных отсеков с помощью российских органов исполнительной власти и международных инициатив правительств США, ФРГ, Италии, Великобритании, Норвегии и Швеции позволили реализовать наиболее значительные и неотложные проекты в области радиационной безопасности по программе комплексной утилизации АПЛ.
Пик международного сотрудничества в области утилизации АПЛ пришелся на 2003-2008 годы.
За эти годы на заводе утилизировано более 80 АПЛ, надводных кораблей и судов обеспечения, в том числе и атомного технологического обслуживания.
Отдельной строкой в программе утилизации СРЗ «Нерпа выделены сложнейшие в техническом плане операции по переводу на завод аварийного АПРК «Курск», выгрузке оружия, отработавшего ядерного топлива и последующая комплексная утилизация субмарины.
В настоящее время на предприятии реализуется масштабный международный проект по утилизации плавтехбазы «Лепсе», долгие годы являющейся самой трудной проблемой в сфере обеспечения ядерно-радиационной безопасности Северо-западного региона.