Северодвинск (379)

Северодви́нск — город (с 1938 года) в России, с 1996 года образует муниципальное образование «Северодвинск» Архангельской области в Российской Федерации, Центр атомного судостроения России.

Расположен возле Никольского устьяСеверной Двины у её впадения в Белое море, в 35 км к северо-западу от города Архангельск.

Территория муниципального образования «Северодвинск», в которую входят город Северодвинск и близлежащие поселения, составляет 119 349 га. Площадь непосредственно города в границах городской черты — 12 051га.

Онега, НИПТБ

Акционерное общество «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» – одна из ведущих проектно-технологических организаций судоремонта российской судостроительной промышленности. В 1975 году бюро приступило к решению задач ремонта АПЛ ІІ поколения. Для технического сопровождения ремонта АПЛ на Дальнем Востоке в 1976 году создан Дальневосточный филиал НИПТБ «Онега» (ДВФ АО НИПТБ «Онега») на Дальневосточном заводе «Звезда», г. Большой Камень. Высокий технический уровень разработок и квалификация инженеров АО «НИПТБ «Онега» получили признание многочисленных партнёров, среди которых предприятия и организации ВМФ, судостроительной и атомной промышленности. В 1999 году коллектив специалистов АО «НИПТБ «Онега» удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники за работу «Совершенствование технологии и повышение экономической эффективности ремонта АПЛ за счет продления срока службы и ресурса оборудования». В 2004 году Генеральный директор АО «НИПТБ «Онега», д-р техн. наук В. С. Никитин удостоен Государственной премии РФ за научную работу «Разработка и промышленное освоение экологически безопасных технологий комплексной утилизации атомных подводных лодок на предприятиях Россудостроения». В 2009 году коллектив специалистов АО «НИПТБ «Онега» удостоен премии имени М. В. Ломоносова за научно-внедренческую работу «Экран биологической защиты для нормализации радиационной обстановки в блоках сухого хранения отработавшего ядерного топлива на технической территории филиала №1 ФГУП «СевРАО». Многочисленные разработки организации защищены в качестве объектов интеллектуальной собственности патентами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, свидетельствами о регистрации программ для ЭВМ, баз данных. Кроме того сотрудником организации получено свидетельство о регистрации одного научного открытия. Система менеджмента качества организации сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012 и других применяемых стандартов СРПП ВТ. На протяжении всей своей деятельности НИПТБ «Онега» совместно с судоремонтными и судостроительными предприятиями России решает задачи по поддержанию технической готовности кораблей ВМФ на протяжении всего жизненного цикла, а также обеспечивает технологическое развитие российских верфей.

Севмаш

Основные направления деятельности: судостроение; производство морской техники для добычи нефти и газа; изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности; гарантийный ремонт, модернизация кораблей, утилизация; проектирование судов, морских сооружений, судового оборудования, техники для добычи нефти и газа. АО «ПО «Cевмаш» – один из крупнейших судостроительных комплексов России (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), динамично развивающаяся верфь, успешно сочетающая многолетний опыт судостроения и современный подход в производстве. Мощности предприятия и опыт трудового коллектива дают возможность реализовывать высокотехнологичные и наукоёмкие проекты: от выпуска транспортно-упаковочных контейнеров для отработавшего ядерного топлива до создания современных атомных подводных лодок и морских инженерных сооружений. Выполнение государственного оборонного заказа – основное направление деятельности северодвинской верфи. Масштабная кораблестроительная программа реализуется на предприятии с 1939 года. За свою историю Севмаш передал Военно-морскому флоту страны 133 атомные подводные лодки, 40 дизельных подводных лодок и 45 надводных кораблей. Завод дал жизнь кораблям, установившим рекорды подводной скорости, глубины погружения, подводного водоизмещения. Атомные ракетоносцы, созданные корабелами верфи, стали основой морской составляющей ядерных сил России. С распадом Советского Союза Севмаш фактически остался единственным предприятием в России и на постсоветском пространстве, осуществляющем весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. В 2012 году Военно-морскому флоту передан головной атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» (пр. «Борей»). В 2013 году – атомоход «Александр Невский» (пр. «Борей»). В декабре 2013 года подписан приемный акт о принятии Военно-морским флотом в опытную эксплуатацию АПЛ «Северодвинск» (пр. «Ясень»). 17 июня 2014 года на этом современном подводном атомоходе поднят Военно-морской флаг. 19 декабря 2014 года состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага еще на одном атомном подводном ракетном крейсере (АПРК) нового поколения «Владимир Мономах» (пр. «Борей»). В настоящее время по проекту "Борей-А" ведется строительство кораблей "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III", "Князь Пожарский"; по проекту "Ясень-М" - кораблей "Казань", "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь", "Ульяновск". Кроме строительства АПЛ АО «ПО «Севмаш» осуществляет ремонт надводных кораблей. Так, ведется ремонт корабля проекта 11442М. На проведение этих работ Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ в 2013 году. В рамках военно-технического сотрудничества северодвинская верфь работает с зарубежными заказчиками. В 2003-2005 гг. построены 2 дизель-электрические подводные лодки пр. 636. По межправительственному соглашению России с Республикой Индия предприятие провело ремонт и модернизацию авианосца «Викрамадитья» (пр. 11430). 16 ноября 2013 года авианосец был передан Военно-морским силам Республики Индия. Севмаш также освоил производство высокотехнологичной гражданской продукции и, прежде всего, морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений Арктики. Уникальная в своем классе морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» в мае 2013 года передана в управление заказчику - ПАО «Газпром». В 2007-2008 гг. для инозаказчика построены и переданы две морские полупогружные платформы «MOSS». На Севмаше была построена океанская мегаяхта проекта А1331 и в сентябре 2013 года передана заказчику Высокая квалификация коллектива Севмаша подтверждена государственными наградами. Предприятие награждено пятью орденами, двумя благодарностями Президента РФ, Почетной грамотой Председателя Правительства РФ. 23 корабела в разные годы были удостоены званий Героев: Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, Труда РФ. 42 работника удостоены звания Лауреата Государственной премии, более шести тысяч – награждены государственными наградами. Но кроме производственных задач Севмаш уделяет большое внимание социальной сфере. Корабелы отдыхают и поправляют свое здоровье в оздоровительно-лечебных пансионатах предприятия: «Северный» (г. Евпатория), «Орбита» (г. Адлер), санатории-профилактории (г. Северодвинск). У Севмаша замечательная спортивная база (ФОК «Севмаш») с современными спортивными кортами и бассейном. А Дом инженерно-технических работников и Дом корабела АО «ПО «Севмаш» является средоточием творческой жизни не только предприятия, но и города.

Звездочка

«Звездочка» является многопрофильным современным машиностроительным предприятием. Более 10 тысяч рабочих мест делают «Звездочку» одним из градообразующих предприятий Северодвинска. Предприятие занимает площадь более 147 гектаров. Верфь имеет два крытых эллинга, имеющих 7 стапельных мест, рассчитанных на ремонт и постройку кораблей и судов весом до 18000 тонн. Эллинги оборудованы мостовыми кранами грузоподъемностью 32, 50 и 100 тонн, позволяющими формировать корпус из блоков весом до 180 тонн. Эллинги оснащены необходимыми энергосистемами и системами микроклимата, обеспечивающими нормальные условия работы на стапеле в течение всего года. Док-камера (наливной док) обеспечивает подъем-спуск судов шириной до 25,5 метра и длиной 170 метров. Стапели оснащены необходимым электропитанием, лесами и портальными кранами грузоподъемностью 30 и 80 тонн. Огромный потенциал и фундаментальная техническая база находят себе применение в различных областях, связанных с корабельным и морским профилем завода: ремонт подводных лодок и надводных кораблей, гражданское судостроение и судоремонт, сотрудничество в области освоения нефтегазовых месторождений, производство гребных винтов, комплексная утилизация атомных подводных лодок, производство судовой мебели, огранка алмазов и ювелирное производство. За время деятельности «Звездочка» дала вторую жизнь 113 подводным кораблям, 80 из которых с атомной энергетической установкой, 40 надводным кораблям (в том числе и атомному ледоколу «Ленин»). Построено 223 судна и плавсредства, в том числе плавучие причалы, плавучий док, плавучие мастерские, понтонный мост, плавучий завод для приготовления обезвоженных кормов, 6 корпусов портовых буксиров для иностранного заказчика, 5 сухогрузных судов проекта 16900, современные траулеры мирового уровня. В последние годы с заводских стапелей верфи сошли атомные подводные лодки проекта 667 БДРМ «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула». Летом 2003 года после ремонта от причала «Звездочки» ушел на Север эскадренный миноносец «Бесстрашный». Завершается плановый ремонт АПЛ «Брянск». Начаты ремонт и модернизация РПКСН «Карелия». Ведутся подготовительные работы по приему в ремонт АПЛ третьего поколения.