Использование ядерных технологий требует крайне сложных и разносторонних знаний в различных областях фундаментальных и технических наук, юриспруденции, экономики, управления и т.д. Однако статус и управление ядерными знаниями находятся в неудовлетворительном состоянии. Отсутствуют эффективные механизмы их передачи от одного поколения другому. Некоторые знания могут быть утеряны навсегда.
В то время как определенные ядерные знания используются и развиваются, спрос на некоторые отсутствует. Одни широко распространены и находятся в свободном обмене, к другим доступ ограничен, а их распространение - запрещено. Например, знания в сфере ядерных технологий, которые используются в сельском хозяйстве, медицине, промышленности, развиваются достаточно успешно. Действенная система управления ими нужна в первую очередь для развития новых сфер применения таких технологий. Ядерная энергетика, однако, пережила десятилетия стагнации, даже упадка. Многие знания не были востребованы, и сегодня существует опасность потерять некоторые из них, причем достаточно важные. Поэтому управление знаниями - залог дальнейшего существования отрасли.
Важнейшее условие ренессанса
Сегодня атомная энергетика снова испытывает подъем, особенно в развивающихся странах. Например, к 2020 году Китай планирует увеличить вклад АЭС в производство электроэнергии до 4-5%, построив около 30 реакторов, способных вырабатывать по 1000 МВт электроэнергии в год. Новые энергоблоки появятся в Индии, Иране, Турции. О желании развивать ядерную энергетику заявляют Япония, Южная Корея, Вьетнам, Индонезия, Нигерия, ЮАР, Египет, Алжир, страны Персидского залива. Для государств, планирующих и начинающих развитие ядерных программ, очень важно международное сотрудничество - а это возможно только при наличии системы консолидации и управления знаниями.
Эффективного управления знаниями требуют и инновационные разработки, в первую очередь из-за больших временных и материальных затрат. Например, создание реакторов на быстрых нейтронах, без которых невозможен замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ), идет уже более 60 лет. За эти годы на НИОКР в различных странах было потрачено свыше $70 млрд, в работы оказались вовлечены 4 поколения исследователей. Потеря знаний и опыта в этой области обернется не только огромными экономическими убытками. Будут утрачены научные школы и экспериментальная база, разрушится система подготовки кадров. На «родине» проекта, в США, именно так и произошло. Могут быть утеряны и другие интеллектуальные ресурсы, необходимые для полномасштабного развития ядерной энергетики в будущем. Это знания, нужные для создания высокотемпературной (в том числе газотурбинной) и атомно-водородной энергетики - в области высокотемпературных газоохлаждаемых графитовых реакторов с матричным топливом; они накоплены в Великобритании и США (призматические топливные элементы), а также в Германии (шаровые топливные элементы). Необходимые для разментальная база, разрушится система подготовки кадров. На «родине» проекта, в США, именно так и произошло. Могут быть утеряны и другие интеллектуальные ресурсы, необходимые для полномасштабного развития ядерной энергетики в будущем. Это знания, нужные для создания высокотемпературной (в том числе газотурбинной) и атомно-водородной энергетики - в области высокотемпературных газоохлаждаемых графитовых реакторов с матричным топливом; они накоплены в Великобритании и США (призматические топливные элементы), а также в Германии (шаровые топливные элементы). Необходимые для развивающихся государств разработки и опыт эксплуатации реакторов малой мощности для автономных модульных ядерно-энергетических установок (ЯЭУ) в России, США и других странах. Производство и использование 233U для производства низкообогащенного топлива (наиболее последовательная концепция утилизации плутония и наработки 233U была развита в СССР и теперь реализуется в Индии).
Президент России В.В. Путин:
«Мы подошли к совершенно другому рубежу работ в сфере атомной энергетики. Я считаю, что это та отрасль, где у России есть совершенно очевидные преимущества, накопленные за предыдущие десятилетия, и мы не можем их утратить».
Независимо от подъема или спада атомной промышленности построенные энергоблоки существуют очень долго. При эффективном управлении реакторы могут функционировать до 60 лет; полный срок существования АЭС превышает 100 лет, включая проектирование, строительство и вывод из эксплуатации. Для успешного управления станцией в течение всего этого времени необходимо эффективное управление знаниями, касающимися создания и опыта работы АЭС, а также обеспечение их доступности для специалистов будущего (как минимум, 4-5 поколений), сотрудников регулирующих органов и т.д.
Во имя безопасности
В сфере использования ядерных технологий плата за ошибки (в результате некомпетентности или утери информации) слишком велика - как вследствие высокой стоимости объекта, так и из-за возможных последствий для населения и окружающей среды. Причем речь идет не только о крупнейших авариях (масштаба чернобыльской), большую опасность представляют также ошибки в выборе конструкции и режима эксплуатации установок. Следовательно, создание действенной системы управления ядерными знаниями необходимо и для обеспечения ядерной и радиационной безопасности.В области захоронения ядерных отходов и долговременного хранения отработавшего ядерного топлива необходимо сохранение не только сформировавшихся знаний, но и всей возможной информации, причем на столетия. Ошибки или некорректность в фиксировании и передаче любых сведений представляют реальную угрозу для будущих поколений.
Ядерная безопасность требует свободного обмена информацией и опытом для предотвращения повторения событий, ставших причиной аварий. Однако распространение и использование знаний в этой области строго контролируются и регламентируются в силу важности нераспространения чувствительных ядерных технологий. По мере развития международных программ контроль ядерных материалов и установок должен принять трансграничный характер. Таким образом, необходим баланс между требованиями безопасности и нераспространения, а значит, высокая степень участия государственных органов в управлении ядерными знаниями.
Как сохранить уникальные знания
В ядерной энергетике накоплен большой объем информации об эксплуатации реакторов, разработаны национальные базы данных действующих ядерных установок, установлены критерии оценки и повышения их производительности. Эффективное управление знаниями создаст «интеллектуальный фундамент» подъема отрасли и станет гарантией устойчивого развития как индустриальных, так и развивающихся стран.
Наиболее действенный механизм сохранения и передачи знаний - НИОКР, строительство и эксплуатация ЯЭУ, в том числе экспериментальных установок, созданных с использованием инновационных технологий (или их моделей, как в некоторых развивающихся странах). С этой точки зрения лучшим примером попытки сохранить накопленные знания является российский проект БН-800 - и в этом как раз есть одна из основных целей его реализации сегодня, пока еще не внедрены производство плутониевого топлива и замкнутый ЯТЦ. А при отсутствии или ограниченности финансовых средств необходима срочная интеграция научных и образовательных учреждений (проектов) для организации сбора, описания, анализа и систематизации знаний. В этот процесс должны быть вовлечены ведущие специалисты отрасли - пока они еще живы, ведь в России, например, средний возраст ядерщиков - докторов наук превышает 65 лет! Для эффективной передачи знаний нужно активно привлекать к таким работам также и молодых исследователей, инженеров, техников.
Но усилий ученых недостаточно. Управление знаниями и их сохранение должны стать задачей государства. Руководству Росатома и Министерства науки и образования нужно осознать необходимость активного участия России в соответствующих проектах МАГАТЭ. Кроме того, следует принять государственную (федеральную или отраслевую) программу по управлению ядерными знаниями. В ней должны быть определены организации, ответственные за каждое направление (где вероятность потери знаний наиболее высока и стоимость потери наиболее ощутима для будущего ядерной энергетики), для инвентаризации установок, учета технологий и специалистов. А для руководителей отрасли необходимо организовать специальные учебные курсы в технических университетах или на базе Государственного центрального института повышения квалификации.
Управление знаниями - комплексный системный подход, охватывающий идентификацию, обмен, защиту, распространение, сохранение и передачу знаний. Он влияет на управление персоналом, информационные и коммуникационные технологии, методы обработки и системы управления документами, корпоративные и национальные стратегии. Сегодня такой подход практикуется во всем мире, в подавляющем большинстве ведущих отраслей промышленности, учреждениях и международных организациях.
Знания могут быть явными или скрытыми. Явные поддаются определению и количественному измерению, их можно записать (в форме отчетов, инструкций и т.д.). Скрытые знания, формирующиеся на индивидуальном уровне, используются неосознанно. Поэтому их сложнее зафиксировать и выразить доступными средствами, передать другому лицу. Преобразование скрытых знаний в явные - достаточно сложный процесс, требующий тесного взаимодействия между специалистом и получателем информации. Передача таких знаний, как правило, происходит путем наставничества.
Управление знаниями включает их сбор, сохранение и распространение, определение приоритетов основных умений, которым следует научиться с учетом смены поколения специалистов, создание механизмов привлечения и подготовки молодых сотрудников. Его нужно интегрировать во все бизнес-процессы организаций. С целью эффективного применения существующих знаний для создания новых необходимо создать обстановку, стимулирующую инновации. Чтобы предотвратить потерю важных знаний, следует избегать пиков деятельности с высокими производственными затратами