В области атомной энергетики Россия имеет явные преимущества, которые были накоплены в годы существования СССР и которые мы обязаны сохранить. Неотъемлемая часть проблемы модернизации ядерного комплекса нашей страны – вопросы управления отходами.
Ограничения, накладываемые на развитие ядерной энергетики, в первую очередь, вызваны проблемой обращения с отработавшим ядерным топливом: где его хранить? как перерабатывать? насколько все это безопасно? Соответствующие концепции меняются, в зависимости от уровня развития технологий. Раньше речь шла только о надежном хранении и переработке ОЯТ. Но со временем появляется все больше научных исследований и технологических решений, касающихся полного восстановления урана, содержащегося в ОЯТ, для повторного использования. Это, конечно, предпочтительнее простой переработки, которая стоит недешево и, соответственно, приводит к удорожанию электрической и тепловой энергии, произведенной на АЭС. А цена на уран растет так же быстро, как и на ископаемые углеводороды.
Проблема обращения с отработавшим топливом актуальна для всего мира. За последние 50 лет на Земле произведено примерно 235 тыс. тонн ОЯТ (и с каждым годом добавляется почти 10 тыс. тонн), а переработано только около 80 тыс. тонн. Если накопление ОЯТ в таких объемах будет продолжаться, это может стать серьезной преградой развитию атомной энергетики.
Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу проект закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциям организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии». В нем предусмотрено радикальное реформирование всего российского ядерно-энергетического комплекса, создание условий для реализации наших конкурентных преимуществ в области атомной энергетики. Одно из главных достоинств этого документа – серьезные меры, предусмотренные для совершенствования управления ОЯТ.
Новый законопроект сохраняет право собственности зарубежных предприятий и государств на произведенное ими и ввезенное в нашу страну ОЯТ, не разрешая им, впрочем, обращение с топливом на территории РФ. Таким образом, принятие закона позволит создать правовые условия для организации в России международных центров по обогащению урана и международных хранилищ ОЯТ в форме совместных предприятий под контролем МАГАТЭ.
Предлагаемые в законопроекте правовые и организационные решения позволят осуществить безопасный режим сохранения «уранового ресурса» для многих стран. Кроме того, государство, разместившее на своей территории международные центры хранения и переработки отработавшего ядерного топлива, получит ощутимую выгоду. Например, сегодня хранение 1 кг ОЯТ стоит около 2500 долларов. С каждым годом центры будут приносить все больше дохода, поскольку уран долго еще будет оставаться первичным сырьем для выработки дешевой энергии, и, соответственно, дорожать.
В условиях накопления огромных запасов отработавшего топлива, складывается крупный мировой рынок обращения с ним, где наверняка будут действовать многие страны. Прежде всего, Россия и США, у которых имеется лицензионное право на основной объем произведенного ОЯТ.
Актуальность подходов к вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом, обозначенных в законопроекте, требует пристального внимания к этой инициативе. Было бы целесообразным провести в Москве международную научную конференцию по глобальным проблемам хранения и переработки ОЯТ для обсуждения экологических, геологических, технологических и логистических задач в этой области.
Новый законопроект сохраняет право собственности зарубежных предприятий на произведенное ими и ввезенное в нашу страну ОЯТ.