Программа технического сотрудничества (ТС) МАГАТЭ – эффективный инструмент международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Участие в программе выгодно для всех. Развивающиеся страны получают помощь, развитые – возможность продвижения и применения своих ядерных технологий, оборудования и знаний. Последние, проводя соответствующую технологическую политику, могут достаточно эффективно реализовать собственные интересы на рынках развивающихся стран.
За время своего существования программа ТС непрерывно расширялась и совершенствовалась, достаточно гибко и оперативно реагировала на изменяющиеся условия. Первоначально она предусматривала предоставление экспертных консультативных услуг и оборудования. В 1960 году в ее рамках осуществлялось 28 проектов (в 16 государствах-членах МАГАТЭ) – по использованию радиоизотопов в медицине и сельском хозяйстве, физике твердого тела, нейтронной и медицинской физике, радиобиологии, радиохимии, ядерной геологии и электроники, дозиметрии. Программой 2006 года охвачено уже свыше 780 проектов в 115 странах. Ее основное направление – укрепление потенциала национальных ядерных органов и организаций, обеспечение их большей самостоятельности. Важную роль при этом играет помощь в разработке и введении норм безопасности при использовании ядерных технологий.
Дальнейшая реализация программы обязательно должна учитывать обозначившуюся в последние годы тенденцию роста интереса к ядерной энергетике.
Статус-кво
Программа ТС финансируется за счет регулярного бюджета МАГАТЭ (фонда технического сотрудничества, ФТС), внебюджетных средств и неденежных вкладов («натурой»). В 2006 году общий объем средств, выделенных на ее реализацию, составил $101 млн, в том числе $76,8 млн фонда, $22,3 млн внебюджетных средств и $1,9 млн «натурой».
Размер взноса каждого государства-члена в ФТС определяется Генеральной конференцией МАГАТЭ. Российский вклад крайне незначительный – около 1,1 % общего объема регулярного бюджета Программы ТС. (Для сравнения: США вносят 25 %, Япония – около 19 %, Германия – около 8,5 %, Франция и Великобритания – по 6 %, Италия – около 5 %, Китай – около 2 %). Поэтому влияние России на выбор проектов и целевое использование взноса весьма ограничено и, при сохранении такой ситуации, вряд ли может быть усилено в ближайшее время.
Тем не менее, за последние пять лет интерес к российскому опыту и технологиям несколько возрос. Секретариат МАГАТЭ заключил с рядом российских компаний контракты на поставку в рамках программы ТС услуг и оборудования в бывшие социалистические страны, учитывая, прежде всего, общее советское прошлое, сохраняющуюся общность языка и единую школу подготовки. В их числе контракты: с ОАО «Техснабэкспорт» – на поставку спецконтейнеров в Грузию ($91 тыс.), создание системы радиационного контроля в районе Армянской АЭС ($218 тыс.) и поставку в Армению медицинского ускорителя ($1 500 тыс.); с ФГУП «Изотоп» – на модернизацию онкологических центров в Белоруссии, Молдавии и Грузии ($800 тыс.) и утилизацию РИТЭГов в Белоруссии ($100 тыс.); с ОАО «Корпорация «ТВЭЛ» – на поставку в Польшу ядерного топлива для исследовательского реактора «Мария» (около $2 000 тыс.); с ООО НПФ «Сосны», ПО «Маяк» и ОАО «Техснабэкспорт» – о вывозе ОЯТ сербского исследовательского реактора «Винча» ($9 763 тыс.).
В национальных интересах России как можно более полно использовать возможности технического сотрудничества для выхода и закрепления на ядерно-энергетических рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Самыми крупными секторами содействия таким странам в рамках программы 2006 года являются здравоохранение (на соответствующие проекты в 2006 году было выделено $27,9 млн), ядерная наука ($13,7 млн), продовольствие и сельское хозяйство ($11,2 млн), радиационная безопасность и безопасность перевозок ($8,4 млн).
Интерес к атомной энергетике чрезвычайно быстро растет в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь существует потребность в организации долгосрочного сотрудничества с ведущими мировыми державами, в частности, для проектирования и строительства первых АЭС. В Африке, несмотря на довольно значительные природные энергетические ресурсы, чрезвычайно низкая обеспеченность энергией. Целый ряд африканских стран нуждаются в поддержке исследований различных вариантов развития энергетики и разработки национальных стратегий, включая помощь в создании инфраструктуры ядерной энергетики. Страны Латинской Америки также проявляют устойчивый интерес к получению технической помощи для разработки долгосрочных планов развития энергетического сектора и соответствующей подготовки кадров.
Российская ядерная отрасль по-прежнему является одной из самых авторитетных в мире, а по некоторым научным и технологическим направлениям занимает лидирующие позиции. В рамках технического сотрудничества Россия может предложить развивающимся странам реализацию комплексных проектов в области промышленного опреснения морской воды, радиационного обеззараживания сточных вод, консервации и сохранности продуктов и т.д., предусматривающих применение российских технологий. Кроме того, РФ может предоставить содействие организации ядерных исследований прикладного характера, коммерциализации результатов научно-технической деятельности, управлению ядерными знаниями.
Однако политика Росатома должна быть более активной и обеспеченной, прежде всего, экономически. Это определяет необходимость более тесного взаимодействия с МИДом России, глубокой и детальной проработки направлений сотрудничества и конкретных проектов, четкого обоснования их экономической и политической целесообразности.
Рекомендации по выходу на рынки развивающихся стран
Расширение российского присутствия на рынках развивающихся стран с использованием программы технического сотрудничества должно носить комплексный характер и базироваться на параллельном или последовательном решении ряда административных, финансовых, политических, научно-технических и технологических задач.
Росатом совместно с МИДом России должен четко сформулировать государственную политику по отбору и подготовке сотрудников агентства для работы на руководящих постах в Департаменте технического сотрудничества МАГАТЭ, а также их ротацию.
Для повышения оперативности и действенности связи с Секретариатом МАГАТЭ по всем вопросам, входящим в компетенцию Росатома, необходимо восстановить практику работы специалистов ФААЭ, как постоянных сотрудников, в постпредстве РФ при международных организациях в Вене.
Следует активно привлекать российские организации к участию в проектах технического сотрудничества в развивающихся странах, представляющих наибольший интерес с точки зрения дальнейшего сотрудничества, а также к продвижению российских услуг, оборудования, технологий и знаний с использованием прямых связей с Департаментом технического сотрудничества и Секретариата МАГАТЭ.
Безусловно, весомый финансовый вклад дает возможность проводить более активную политику в области технического сотрудничества. ФААЭ совместно с российским МИДом должен инициировать пересмотр размера российского добровольного взноса в фонд технического сотрудничества в сторону его увеличения до величин, сопоставимых с взносами советского периода (12,5%).
Кроме того, России целесообразно ежегодно вносить внебюджетные целевые взносы. Необходимость, а также политическое, экономическое и технологическое обоснование каждого взноса должны совместно определять российские ведомства и организации, прежде всего, МИД, Минфин, Минэкономразвития. Окончательное решение за Правительством РФ.
Было бы разумным инициирование Росатомом увеличения российских взносов, при представлении глубоко проработанных конкретных предложений с обоснованием их политической и экономической целесообразности. В числе таких предложений могут быть работы в рамках второй фазы международного проекта МАГАТЭ по инновационным ядерным реакторам и ядерным топливным циклам (ИНПРО), осуществляемого по инициативе Российской Федерации. ИНПРО ориентирован на разработку инновационных ядерных энергетических систем, как национального, так и регионального масштаба, в том числе в развивающихся странах. Кроме того, он предполагает, в числе прочего, создание реакторов малой и средней мощности, а в это области у России солидный опыт. То же касается и российских наработок по плавучим АЭС – проекта, который может серьезно заинтересовать развивающиеся страны.
При таком подходе целесообразно принять политическое решение о прекращении получения Россией помощи в рамках технического сотрудничества. Российская Федерация – единственная страна «Большой восьмерки», которая получает такую помощь. Это, безусловно, снижает ее авторитет в МАГАТЭ и сужает возможности оказывать влияние на формирование и принятие решений, особенно в области ядерной безопасности (ведь российские организации получают содействие именно в этой области).
Росатом также должен разработать, с учетом своих возможностей, наиболее эффективные способы неденежного вклада в программу технического сотрудничества МАГАТЭ.
Наибольший практический интерес представляют несколько направлений:
– увеличение числа российских кадров, предприятий и НИИ, участвующих в осуществлении региональных проектов, направленных на обеспечение безопасности АЭС, безопасное обращение с РАО, аварийное реагирование;
– стажировки иностранных специалистов на предприятиях и в учебных заведениях Росатома;
– проведение в РФ учебных курсов по подготовке специалистов в областях, представляющих наибольший интерес для зарубежных партнеров (обращение с РАО и ОЯТ, обеспечение радиационной безопасности, учет и контроль ядерных материалов, физзащита, дозиметрический контроль, радиационная медицина и т. д.);
– содействие развивающимся странам в разработке и осуществлении национальных стратегий по управлению ядерными знаниями и подготовке кадров, включая помощь в создании структуры высшего образования в этой сфере.
Для повышения привлекательности российских предложений и для Секретариата МАГАТЭ, и для развивающихся стран Росатом может взять на себя прием и обучение слушателей учебных курсов из развивающихся стран, полную или частичную оплату услуг экспертов и преподавателей курсов, а также проводить полностью или частично бесплатные стажировки («второго типа»).
Усилив таким образом свои позиции, Россия сможет активно представлять Совету Управляющих и Секретариату МАГАТЭ рекомендации и конкретные предложения по корректировке политики и отдельных направлений технического сотрудничества и контролировать их исполнение, исходя из собственных интересов.