Одной из задач, которые необходимо решить для обеспечения расширенного воспроизводства продукции атомной отрасли, является формирование системы государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии, в том числе за счет создания единой государственной системы обращения с ОЯТ и РАО.
Концептуальные подходы и принципы формирования
Создание Единой государственной системы обращения с ОЯТ и РАО (ЕГСО) должно рассматриваться как инфраструктурный проект программы развития атомного энергопромышленного комплекса России. В то же время ЕГСО должна обеспечить решение проблем ядерного наследия – вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, безопасного обращения с накопленными ОЯТ и РАО.
ЕГСО необходимо формировать как единую систему, учитывая, что использование атомной энергии связано с образованием радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, затраты на обращение с которыми составляют значительную долю расходов на производство продукции (работы, услуги). Кроме того, организовать полный цикл обращения с РАО и ОЯТ в рамках отдельной эксплуатирующей организации невозможно (экономически нецелесообразно) – из-за высокой стоимости переработки и необходимости обеспечить длительные сроки изоляции отходов.
Необходимость государственного статуса ЕГСО обусловлена: принятыми Российской Федерацией обязательствами в рамках Объединенной конвенции о безопасном обращении с отработавшим ядерным топливом и безопасном обращении с радиоактивными отходами, согласно которой конечная ответственность за обеспечение безопасности обращения с РАО и ОЯТ лежит на государстве; федеральным статусом программы развития атомного энергопромышленного комплекса; признанной ответственностью государства за решение проблемы «исторических» ОЯТ и РАО, выводимых из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов – наследия оборонных программ и планово-хозяйственной деятельности (отражено в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»).
Функционирование ЕГСО предполагается осуществлять, исходя из двух главных принципов.
«Загрязнитель платит» – производя отходы, эксплуатирующие организации несут бремя финансовой ответственности за обращение с ними. Соответственно, права собственности на ОЯТ и РАО с момента их возникновения принадлежат эксплуатирующей организации.
«Заплати и забудь» – предполагается, что ответственность производителей ОЯТ и РАО исчерпывается после приведения отходов в соответствие стандартам ЕГСО, внесения установленной платы и передачи ОЯТ и РАО специализированной организации ЕГСО (национальному оператору). При этом отходы переходят в собственность такой организации.
Права собственности на ОЯТ и РАО, передаваемые инжиниринговым (технологическим) компаниям, определяются контрактом (договором) и устанавливаются за стороной, ответственной за передачу продуктов переработки национальному оператору ЕГСО.
Инфраструктура
Основными элементами инфраструктуры ЕГСО должны стать федеральный пункт (или пункты) захоронения долгоживущих РАО в глубоких геологических формациях, региональные и локальные пункты захоронения короткоживущих РАО и слабо активных (условно радиоактивных) отходов, федеральное хранилище (или хранилища) ОЯТ реакторов типа ВВЭР-1000, РБМК и нетипового отработавшего топлива.
Рассматривается возможность организации региональных пунктов захоронения РАО приповерхностного типа в европейской части Российской Федерации, Южно-уральском регионе и Восточной Сибири. Локальные объекты захоронения отходов могут быть созданы на 35 площадках предприятий Росатома и Росстроя.
В ближайшем будущем основным объектом инфраструктуры, обеспечивающим обращение с ОЯТ атомных электростанций станет «сухое» хранилище, строящееся в Красноярском крае. Возможно создание «контейнерных» хранилищ для некоторых видов ОЯТ.
Поддержка и развитие технологий переработки ОЯТ будет осуществляться на базе мощностей завода РТ-1 ПО «Маяк» и создаваемого на Горно-химическом комбинате опытно-демонстрационного центра (ОДЦ). Решение о сооружении крупномасштабного завода по переработке ОЯТ следующего поколения будет принято по результатам работы и на базе знаний и технологий, полученных при эксплуатации ОДЦ.
В ближайшее время планируется перейти к новым принципам категорирования РАО (долго- и короткоживущие), ввести новую категорию отходов – слабо активные (условно радиоактивные) РАО, сформировать технические требования к упаковкам РАО, предназначенным для геологического и приповерхностного захоронения, создать пилотный типовой региональный пункт долговременного хранения отходов, который в дальнейшем можно будет использовать как объект для приповерхностного захоронения.
В среднесрочной перспективе необходимо будет сократить количество пунктов временного хранения (ПВХ, в настоящее время их 1170) до количества предприятий, где образуются РАО (69). Такие объекты должны быть трансформированы в пункты приповерхностного захоронения, либо ликвидированы. При этом отходы следует перевести в «мобильное» состояние, то есть обеспечить соответствие упаковок РАО критериям приемлемости для последующего приповерхностного или геологического захоронения, а также поместить их в сертифицированный контейнер, пригодный для транспортировки. Стратегия создания ЕГСО предусматривает переход к такому типу конечного продукта при обращении с РАО на всех предприятиях.
Вместо ликвидируемых пунктов при необходимости возможно создание новых ПВХ по типовому проекту.
Распределение обязанностей
ЕГСО станет частью создаваемой в России государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В нее будут заложены принципы разделения ответственности при обращении с ОЯТ и РАО между корпорацией, национальным оператором ЕГСО, эксплуатирующими организациями и инжиниринговыми компаниями по обращению с ОЯТ и РАО.
Корпорация создает и управляет фондом вывода из эксплуатации; устанавливает для эксплуатирующих организаций размер платы за ОЯТ и РАО, формирует для этих средств смету доходов и расходов; финансирует создание объектов хранения и переработки ОЯТ и захоронения РАО, их эксплуатацию; за счет бюджетных средств оплачивает услуги инжиниринговых компаний по обращению с «историческими» ОЯТ и РАО и выводу из эксплуатации «исторических» ЯРОО.
Национальный оператор ЕГСО является балансодержателем инфраструктуры системы. Он осуществляет эксплуатацию объектов хранения ОЯТ и РАО, создает пункты захоронения радиоактивных отходов и/или переводит в эту категорию пункты хранения, а также осуществляет мониторинг пунктов захоронения РАО.
Эксплуатирующие организации своими силами или с привлечением инжиниринговых компаний приводят РАО и ОЯТ в соответствие со стандартами ЕГСО для передачи на хранение, передают ОЯТ и РАО по установленным расценкам национальному оператору ЕГСО, отчисляют в фонд госкорпорации средства на вывод из эксплуатации ЯРОО, при экономической целесообразности оплачивают услуги инжиниринговых компаний.
Инжиниринговые компании по обращению с ОЯТ и РАО за свой счет осуществляют разработку технологий обращения с РАО (проведение НИР и НИОКР), ведут работы и предоставляют услуги на этапах обращения с РАО и ОЯТ, занимаются транспортировкой ОЯТ и РАО с территорий эксплуатирующих организаций на объекты ЕГСО. Такие компании, всех видов собственности, допускаются к работам при наличии лицензии на вид деятельности.
В ближайшей перспективе эксплуатация пунктов хранения может передаваться эксплуатирующим организациям с субсидированием текущих расходов.
Этапы создания ЕГСО
Первый этап создания ЕГСО, научно-методический, будет включать формализацию (стандартизацию) требований к РАО для приемки на захоронение, разработку типовых программ по обращению с «историческими» ОЯТ и РАО, а также обоснование мест размещения и принятия решений по объектам хранения ОЯТ и пунктам захоронения РАО.
На организационно-подготовительном этапе предстоит обосновать размер платежей на счет ОЯТ и РАО в госкорпорации и провести централизацию расчетов, разработать правила субсидирования содержания «исторических» ОЯТ и РАО, оплаты работ по их кондиционированию и передаче в ЕГСО. На этом этапе начнет функционировать национальный оператор ЕГСО .
Первые практические работы начнутся с реализации пилотного проекта регионального пункта захоронения РАО. Будет сформирован спрос на работы (услуги) по обращения с РАО и выводу из эксплуатации ЯРОО на основании утвержденных тарифов и стандартов, а также государственного заказа на работы с «историческими» отходами. На балансе национального оператора будет постепенно консолидироваться соответствующая инфраструктура
Наконец, на этапе устойчивого функционирования ЕГСО будет осуществляться прием ОЯТ и РАО от эксплуатирующих организаций (на платной основе) и инвестирование свободных средств в создание инфраструктуры обращения с отходами.