Сегодня в России действует 31 энергоблок АЭС. Остановлены, но не выведены из эксплуатации четыре блока Нововоронежской и Белоярской АЭС. К 2020 году еще 28 энергоблоков, построенные и введенные в эксплуатацию в основном в 1970-1990 годах, исчерпают 30-тилетний срок службы.
В настоящее время концерн «Росэнергоатом» реализует программы подготовки и вывода из эксплуатации остановленных первого и второго блоков Белоярской и Нововоронежской АЭС. Кроме того, в рамках условий действия лицензий на эксплуатацию разработаны программы вывода первого, второго Курской, первого, второго и третьего Кольской АЭС, первого, второго, третьего и четвертого блоков Билибинской и Ленинградской станций, третьего Белоярской, третьего, четвертого и пятого блоков Нововоронежской АЭС.
Срок эксплуатации действующих энергоблоков с реакторами ВВЭР первого поколения и РБМК продлен на 15, с реакторами ВВЭР – на 25 лет. Это сдвинет начало массовой остановки энергоблоков на 2016 год и при правильной стратегии позволит накопить достаточные финансовые средства для вывода их из эксплуатации, а так же ввести в действие новые мощности, обеспечивающие рост производства электрической энергии на атомных станциях.
Основные подходы к выводу из эксплуатации
Вывод блоков АЭС из эксплуатации направлен на освобождение объектов из-под контроля и надзора со стороны органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Он может осуществляться по трем основным вариантам (или их комбинациям). Ликвидация предусматривает удаление всех радиоактивных веществ и материалов с площадки энергоблока и приведение оставшихся зданий, сооружений и оборудования в состояние, обеспечивающее снятие с контроля ядерной и радиационной безопасности со стороны органов государственного регулирования. Создание объекта окончательной изоляции РАО на месте расположения выводимого из эксплуатации объекта («захоронение на месте») предполагает создание необходимых физических барьеров для предотвращения нерегламентированного выхода радиоактивных веществ в окружающую среду и несанкционированного доступа в зону локализации отходов. Конверсия направлена на изменение целевого назначения основных сооружений, зданий, инженерных систем и оборудования блока, перепрофилирование объекта для ведения иных работ, в том числе в области использования атомной энергии. Технических проблем, ограничивающих возможность реализации любой модели, в настоящее время не существует.
Белоярская АЭС
Концерн «Росэнергоатом» в качестве основного варианта вывода из эксплуатации выбрал ликвидацию блоков АЭС как радиационно-опасных объектов после длительного сохранения под наблюдением. Этот процесс включает в себя следующие этапы: окончательный останов, подготовку к выводу из эксплуатации, подготовку к сохранению под наблюдением, длительное сохранение под наблюдением, ликвидацию. Подготовка к выводу из эксплуатации включает в себя перевод блока в ядерно-безопасное состояние (удаление топлива из активной зоны реактора и, в дальнейшем, с площадки энергоблока), удаление и переработку радиоактивных рабочих сред и эксплуатационных РАО, разработку необходимой технической и разрешительной документации, получение лицензии Ростехнадзора на вывод. После этого начинаются сами работы по выводу. Подготовка к сохранению под наблюдением заключается в локализации высокоактивного оборудования в помещениях реакторного отделения, а также и консервацию оборудования, систем и строительных конструкций блока. Длительное сохранение под наблюдением, при поддержании на должном уровне состояния защитных барьеров, снизит уровень опасности энергоблоков за счет физического распада радиоактивных веществ.
Выбор такой модели обусловлен закреплением за эксплуатирующей организацией площадок АЭС в бессрочное пользование, необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию работающих блоков, расположенных на этих площадках, отсутствием в настоящее время национальных и региональных пунктов хранения и захоронения РАО, а также недостатком финансовых средств, накопленных на вывод из эксплуатации.
Правовое обеспечение
Для эффективного планирования, контроля и реализации работ по выводу из эксплуатации в современных условиях требуется совершенствование существующей нормативно-правовой базы. В частности, необходимо определить статус объекта после окончательного останова для вывода из эксплуатации, разграничить и установить долгосрочную ответственность за безопасность объектов, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронения на месте».
Нужна четкая регламентация критериев безопасности блоков на всех этапах их вывода из эксплуатации – в первую очередь, с момента окончательного останова (когда ядерные материалы и ОЯТ еще находятся на объекте, а работы по подготовке к выводу из эксплуатации уже необходимо проводить) до приведения энергоблока в ядерно-безопасное состояние.
Следует определить параметры, характеризующие конечное состояние ЯРОО, промплощадки и территории санитарно-защитной зоны после вывода из эксплуатации, их пригодность для ограниченного и неограниченного использования, а также критерии и порядок снятия их с регулирующего контроля.
Должна быть законодательно оформлена ответственность государства за финансирование работ по решению проблем, накопленных в результате деятельности прошлых лет. Необходимо также разработать критерии отнесения этих проблем к ядерному наследию и механизмы обеспечения необходимого бюджетного финансирования мероприятий по их ликвидации.
Кроме того, должны быть решены вопросы налогообложения остановленных энергоблоков АЭС как объектов, не предназначенных для производства товаров и услуг.
Проблемы финансирования
До конца 80-х финансирование подготовки и вывода из эксплуатации блоков АЭС предполагалось осуществлять за счет государственного бюджета. С начала перестройки и вплоть до середины 90-х такие работы оплачивались концерном «Росэнергоатом» из средств, полученных от основной деятельности.
В августе 1995 года Минатомом России было принято решение о создании резерва на покрытие расходов по выводу из эксплуатации блоков АЭС, формирующегося из отчислений в размере 1,3% выручки от реализации продукции и услуг атомных станций. Соответствующее положение вступило в силу после введения новой редакции Налогового кодекса РФ и выпуска Постановления Правительства РФ № 68 от 30.01.2002 г. «Об утверждении Правил отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития».
Кольская АЭС
В настоящее время средства этого резерва покрывают затраты только на подготовку и вывод из эксплуатации уже остановленных энергоблоков Белоярской и Нововоронежской АЭС, частично – на подготовку к выводу из эксплуатации четырех блоков Билибинской, а также первого и второго блоков Курской и Ленинградской АЭС. Это не позволяет формировать накопительную часть резерва и полностью финансировать работы по обращению с РАО и ОЯТ после промежуточного хранения на площадках атомных станций.
В конце 2007 года Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», взяв ответственность за финансирование основных накопленных проблем ЯРБ. В ФЦП, в частности, предусмотрены средства на вывод из эксплуатации уже остановленных блоков Белоярской и Нововоронежской АЭС и подготовку к выводу четырех блоков Билибинской станции.
Специалисты ВНИИАЭС на основании «Расчета-обоснования норматива отчислений в специальный фонд эксплуатирующей организации по выводу энергоблоков АЭС из эксплуатации», выполненного в 1998 году и одобренного Минфином РФ для различных сценариев развития атомной энергетики, рассчитали нормативы отчислений в резерв. С учетом продления срока службы действующих блоков и ввода в эксплуатацию новых мощностей, величина вклада должна составлять 3,2% выручки от реализации продукции и услуг АЭС.
Информационная и социальная поддержка
Помимо технических, правовых и финансовых вопросов необходимо решить и ряд других важных задач. Процесс вывода из эксплуатации должен быть обеспечен информационной поддержкой – сбором, хранением и распространением детальных сведений о текущем состоянии блоков, наличии технической, эксплуатационной документации и т.д. В концерне «Росэнергоатом» создаются корпоративная информационная система и базы данных по подготовке и выводу из эксплуатации, а также унифицированные базы данных по каждому выводимому из эксплуатации энергоблоку.
Работы по выводу из эксплуатации должны сопровождаться комплексом мер по социальной защите персонала остановленных объектов. Часть специалистов будет занята в мероприятиях по выводу из эксплуатации, для остальных следует проводить переподготовку, создавать новые рабочие места либо переселять вместе с семьями на новое место жительства.
Кроме того, эксплуатирующая организация должна обеспечить эффективное взаимодействие с общественностью, региональными и территориальными органами власти, средствами массовой информации, в том числе широкое информирование о целях и конечных результатах деятельности по выводу ЯРОО из эксплуатации.
***
Вывод из эксплуатации энергоблоков предполагает превращение промплощадки в «серую лужайку», предусматривающее ее неограниченное промышленное использование. Это наиболее разумное решение.
Атомная энергетика России – это многоблочные АЭС, имеющие разветвленную инфраструктуру, с пристанционными городами и сложившимся потребителями. Стоимость строительства нового блока составляет не более 10-15 % стоимости существующей инфраструктуры. Таким образом, если, в конечном итоге, готовить площадку демонтируемого блока для строительства нового, вывод из эксплуатации замкнет жизненный цикл АЭС и гармонично включится в процесс развития не только площадки, но региона и промышленно-энергетического комплекса страны в целом.
Как показала мировая практика, вывод из эксплуатации атомных станций требует больших материальных затрат. Необходимо как можно быстрее разработать новую российскую «Методику расчета затрат на подготовку и вывод из эксплуатации блоков АЭС», опираясь на современные подходы и аналогичный опыт западных стран в условиях рыночной экономики.
Для обеспечения эффективного и безопасного вывода из эксплуатации нужны масштабные научно-исследовательские, проектные, технологические и опытно-конструкторские работы, изготовление, испытание и внедрение робототехники и устройств для проведения глубокой дезактивации. Для РАО разных категорий, образующихся в процессе вывода (от 5х103 т до 20х103т для одного энергоблока), необходимо сооружение хранилищ и могильников, транспортных контейнеров, технических средств разделения и кондиционирования.
В начале 90-х годов специалисты МАГАТЭ оценивали затраты на вывод АЭС из эксплуатации как 12 % от расходов на строительство станции. Однако такая оценка содержала ряд неопределенностей. Например, самые низкие затраты (менее 12 %) планировались в Финляндии, где на площадке АЭС имелось подземное хранилище для РАО, как эксплуатационных, так и образующихся при выводе. А в Германии в смету затрат включались расходы на создание инфраструктуры переработки и захоронения РАО, и стоимость вывода из эксплуатации оценивалась почти в пять раз выше рекомендованной. Нормативы по категорированию РАО также сильно различаются. Так, в Японии отходы с удельной активностью 130 Бк/кг относятся к категории низкоактивных РАО, подлежащих захоронению в специальных хранилищах, а в Финляндии допускается неограниченное использования отходов с удельной активностью 1000 Бк/кг
На основе рекомендаций МАГАТЭ в разных странах рассчитали затраты на вывод из эксплуатации с учетом типов и мощности реакторов, а также национальных систем обращения с РАО. Так, в Германии немедленный демонтаж энергоблока с реактором PWR мощностью 1200 МВт должен был стоить $425,2 млн, с реактором BWR (770 МВт) – $556,9 млн. В Швеции расходы на вывод блока PWR (860 МВт), по расчетам, составляли $150,5 млн, BWR (1160 МВт) – $195,7 млн. США на вывод энергоблоков с PWR и BWR мощностью по 1100 МВт должны были затратить $225,8 млн и $278,4 млн соответственно.
Однако осуществление проектов по выводу АЭС из эксплуатации показала, что реальные затраты составляют около 37 % от расходов на создание нового объекта и их величина колеблется в довольно широком диапазоне.
Расходы зависят от мощности и типа блока, срока его службы и времени до окончательной остановки, проблем, связанных с обработкой и хранением остаточных материалов, затрат на оплату труда персонала, графика работ и т.д. Существенное влияние оказывают национальные особенности (объем необходимых работ, способы обращения с РАО, нормативы радиационной защиты, методика получения лицензий и прочее). За стоимостный ориентир можно условно принять сумму $750 на киловатт мощности реактора.
В некоторых государствах в том или ином виде существуют централизованные фонды по выводу АЭС из эксплуатации. В других, например, Великобритании, бюджетные фонды отсутствуют, а для коммерческих АЭС созданы частные. Еще один механизм – полное финансирование работ государством.