С 6 по 9 сентября в Чикаго (штат Иллинойс, США) состоялся семинар, посвященный строительству централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) в Украине. Мероприятие проходило под патронатом Департамента энергетики США (DoE) при технической поддержке Аргонской национальной лаборатории (ANL). Помощнику директора ГНТЦ ЯРБ по вопросам информационной политики Татьяне Вербицкой удалось попасть «за кулисы» и приватно пообщаться с участниками семинара.
- Сергей Георгиевич, каковы Ваши впечатления от семинара? Ускорит ли американский опыт процесс строительства и лицензирования ЦХОЯТ в Украине?
Председатель Госатомрегулирования Сергей Божко:
- Семинар, на самом деле, является очень полезным, ведь здесь собрались специалисты, имеющие многолетний опыт по реализации проектов хранилищ отработавшего ядерного топлива на территории США. Каждый доклад, каждая презентация – для нас важны. Среди основных задач также – формирование дальнейших планов сотрудничества с Департаментом энергетики США, Комиссией ядерного регулирования и Аргонской национальной лабораторией в этой области. Думаю, с учетом опыта Штатов процесс лицензирования у нас будет происходить эффективнее и в соответствии с лучшей международной практикой.
- Какие проблемы существуют на сегодняшний день со строительством или лицензированием?
- Эксперты из Комиссии ядерного регулирования США рассматривают возможность эксплуатации хранилищ более 100 лет (от 120 до 300). Я считаю, для Украины очень важно внедрить основные принципы европейского сообщества в области безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Они закреплены соответствующим европейским законодательством (Директива ЕС № 2011/70 «Евратом» Совета ЕС от 19 июля 2011 года – ред.).
В целом для Украины эксплуатация хранилищ дольше 100 лет – вызов очень серьезный. Надеюсь, проблему временного хранения ОЯТ мы решим быстрее. Ведь для обеспечения эксплуатации хранилища необходимы значительные финансовые ресурсы: на инфраструктуру, на обслуживание объекта, на охрану и тому подобное.
- Это у них так называемое временное хранилище? Так, как у нас на 100 лет, у них – от 120 до 300?
- Именно так. И все же в данном случае, я считаю, американским путем нам лучше не идти. Более целесообразно строить глубинное геологическое хранилище. Однако, на его строительство времени не так уж и много. Как пример, могу привести Швецию, где геологическое хранилище начали строить в 1976 году. В 2011 году шведская сторона предварительной датой введения хранилища в эксплуатацию определила 2023 год. Что имеем в результате? Почти 50 лет на строительство и сдачу объекта в эксплуатацию. И это, я хочу заметить, в богатой, развитой стране.
- Юрий Александрович, что именно из американского опыта стоит позаимствовать Украине в процессе строительства или лицензирования ЦХОЯТ?
Президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский:
- Опыт США, действительно, выдающийся. Мы ознакомились с картой хранилищ для отработавшего ядерного топлива в США. Централизованных хранилищ там нет, но пристанционных – очень много. Компания Holtec International, которая будет строить хранилище и у нас, занимает ведущую позицию в Штатах, поэтому проблем с лицензированием и сертификацией у нее нет. Однако в Украине другая законодательная и нормативная база, и поэтому всех потенциальных проблем с лицензированием ЦХОЯТ это не решит. Вопрос в том, каким образом применить американские технологии, разработанные под нормативную базу США, у нас, в Украине. Вопрос довольно сложный, на его решение потребуется немало времени.
Участие в этом семинаре дает нам возможность ознакомиться с подходами, с точки зрения безопасности, с процедурами, существующими в США, чтобы аналогичные решения применять в Украине. А поскольку у нас, по сути, уже начался лицензионный процесс: в Госатомрегулирования на согласование представлены технические спецификации, подготовлены проект и предварительный отчет по анализу безопасности, которые проходят сейчас экспертизу, – американский опыт позволит ускорить процесс лицензирования и дальнейшего строительства ЦХОЯТ. Ведь мы подробно обсуждаем все проблемные вопросы и вызовы, которые могут возникнуть во время реализации проекта. Наши коллеги из США консультируют нас, на что именно следует обратить внимание, чтобы избежать трудностей в дальнейшем.
Не менее важным для нас является перенятие американского опыта по транспортировке отработавшего ядерного топлива.
- То есть проблем с лицензированием больше, чем со строительством?
- Пока трудно сказать, ведь процесс строительства еще не начался. На самом деле проект строительства ЦХОЯТ не простой. Длительное время не удавалось принять соответствующий закон. Когда закон наконец приняли – то устарели положения контракта, надо было его пересматривать. Сейчас вопрос с землеотводом еще окончательно не решен, хотя Президентом Украины подписан новый закон, позволяющий урегулировать коллизии между специальным законодательством, касающимся Чернобыльской зоны отчуждения, и законодательством в земельной сфере. Проблемных вопросов остается много. Собственно, для этого и есть эксплуатирующая организация, чтобы вместе с органами государственного управления их решать. Как бы там ни было, я верю в успех сооружения ЦХОЯТ.
- Марк, что Вы можете посоветовать регулятору для ускорения реализации проекта? Какой опыт в первую очередь позаимствовать?
Директор Департамента хранилищ отработанного ядерного топлива и транспортировки Комиссии ядерного регулирования США Марк Ломбард:
- Процедуры лицензирования у нас и в Украине имеют определенные отличия. Впрочем, я считаю, что украинский регулятор в этом направлении работает достаточно эффективно. Мы готовы делиться информацией и наработками, в частности, результатами соответствующих исследований безопасности, и консультировать по проблемным вопросам.
Если украинский регулирующий орган будет использовать наш опыт, думаю, лицензирование хранилища ОЯТ будет происходить значительно быстрее.
- Что Вы можете посоветовать эксплуатирующей организации? С чего стоит начинать?
- Я вижу, что НАЭК «Энергоатом» достаточно тесно сотрудничает с регулирующим органом. Я бы посоветовал и в дальнейшем продолжать такую практику. Коммуникация является важной составляющей для продуктивной работы.