Большое число разнообразных мероприятий и работ, предусмотренных ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ), требуют координации, определения типовых и применимых в конкретных случаях технических решений и технологий. Годовой опыт реализации ФЦП показал целесообразность создания специальной структуры, ответственной за управление программой.
Такой структурой должен стать проектный офис по управлению ФЦП ЯРБ, создающийся в Федеральном центре ядерной и радиационной безопасности. Деятельность этой организации, по нашему мнению, должна быть сосредоточена на работе в трех направлениях.
Система управления проектами
Главной задачей офиса является создание системы управления проектами ФЦП ЯРБ. Это предусматривает:
– подготовку совместно с ведущими организациями в области ЯРБ и утверждение в ГК «Росатом» пакета мега–проектов, определяющих направления и задачи по решению ключевых проблем ядерной и радиационной безопасности;
– разработку и оформление инвестиционных проектов, направленных на согласованное создание технологий, объектов инфраструктуры и соответствующих эксплуатирующих организаций, а также создание методической документации по формированию таких проектов;
– детализированное описание результатов проектов и мероприятий программы;
– координацию программных мероприятий, технологических разработок и проектов между собой, а также с целями и программами развития атомной энергетики и ядерного топливного цикла для обеспечения взаимной увязки и обмена полученными результатами в рамках реализации ФЦП ЯРБ;
– разработку системы требований по согласованию и увязке результатов проектов и программных мероприятий;
– разработку и утверждение в ГК «Росатом» сетевого графика, учитывающего согласование и синхронизацию технологических разработок, подготовку нормативных документов и типовых технических проектов;
– создание системы оформления прав на создаваемые материальные и нематериальные активы и обмена созданными технологиями техническими, программными и другими решениями, а также результатами научной и проектно конструкторской деятельности между проектами и организациями, участвующими в ФЦП.
Планируется, что для каждого мега-проекта будут определены цели, задачи и показатели их выполнения. Исходя из них, а также конкретных функций инвестиционных проектов, будут уточнены задания и результаты, которые должны быть получены при реализации мероприятий программы.
Проекты могут выходить за рамки ФЦП и быть направлены на достижение ключевых целей по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Это позволит оценивать эффективность программных проектов по отношению к внешним задачам, понимать, какие необходимые направления работ не обеспечены средствами программы, и принимать решения о привлечении дополнительных источников финансирования, планировать и координировать работы в рамках ФЦП с другими мероприятиями по обеспечению ЯРБ.
Финансовое планирование и организационное консультирование
Финансовое планирование нацелено на эффективное управление бюджетными средствами ФЦП ЯРБ и повышение эффективности их расходования. Оно включает в себя: разработку годового организационно-финансового плана работ в рамках программы; определение приоритетов текущего периода реализации ФЦП; совершенствование системы внутренней отчетности; определение однотипных задач, допускающих использование типовых или аналогичных проектных и технологических решений; аккумулирование средств на технологические разработки типовых технологий, если это оправдано с точки зрения безопасности и экономической эффективности; создание системы дополнительных корпоративных показателей результативности проектов и программы в целом (критерии, установленные в ФЦП, считаются отчетными показателями).
Эта работа будет основана на принятой в ходе административной реформы системе бюджетного финансирования, ориентированной на результат, что позволит использовать сэкономленные средства для решения других задач обеспечения ЯРБ.
Множество объектов, используемых в работах по обеспечению ЯРБ (полигоны закачки ЖРО, завод РТ-1, хранилища ОЯТ и т.д.) не ведут экономически самостоятельной деятельности. Это снижает эффективность работы предприятий, в составе которых они находятся, и затрудняет экономически обоснованное управление в области ЯРБ на основе результатов хозяйственной деятельности. Поэтому третье направление работы офиса предполагает консультирование предприятий по вопросам экономического обоснования проектов, новых организационных структур, разработку бизнес-планов, методическую помощь и т.д.
***
Совершенствование управления ФЦП ЯРБ приведет к повышению эффективности использования средств программы, увеличит ее инвестиционную составляющую, за счет которой создаются новые проекты и технологии.
Взаимное согласование различных работ позволит создать механизм, при которых одни проекты программы внесут вклад в реализацию других.