Интеграция России в мировую экономическую систему обязывает понимать важность и масштабность задач по обращению с радиоактивными отходами. Эти вопросы приобретают особую актуальность, когда напрямую касаются экологической безопасности Москвы, которую Председатель правительства РФ В.В. Путин назвал «...становым хребтом российской государственности».
Отделение и слияние
Поступательное развитие российской экономики сопровождается целым рядом законодательных и институциональных инициатив. Для области обращения с РАО наибольшую актуальность представляют три документа. Это федеральный закон от 22.04.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…», где определены полномочия собственника пунктов хранения радиоактивных отходов (ПХРО), которые обязаны осуществлять федеральные органы исполнительной власти, Федеральный закон №13-ФЗ от 05.02.2007 г. и Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. №369, закрепляющий процесс передачи полномочий собственника имущества спецкомбинатов «Радон» государственной корпорации «Росатом».
В конечном счете, реализация этих документов касается двух процессов – отделения и слияния. Подобные корпоративные преобразования в мире хорошо изучены, их несложно классифицировать и оценить.
Для определения эффективной последовательности действий в рамках данного преобразования следует предварительно изучить теорию более масштабного процесса – слияния, и соответствующий опыт других компаний.
Слияние – мощнейший инструмент, применяющийся во всем мире с целью повышения эффективности производственной деятельности и создания предпосылок будущей стабильности и безопасности всего дела.
Существует три вида слияний:
– горизонтальное – объединение компаний, относящихся к одной отрасли и ранее конкурировавших (банков и т.д.);
– вертикальное – объединение предприятий, относящихся к разным стадиям производственного процесса (например, алюминиевого завода с глиноземным комбинатом – поставщиком сырья для производства алюминия);
– конгломератное – остальные примеры слияния (к примеру, банка и алюминиевого завода).
Даже в такой экономически развитой стране, как США, конгломератные слияния утратили свою популярность. Так, в 1960-1970-х годах большинство объединений американских фирм соответствовало этому виду, 1980-е годы доля конгломератных слияний резко сократилась, и в настоящее время они уступили первенство более «взвешенным» и технологически обоснованным вертикальным и горизонтальным интеграциям.
Вся история корпоративных слияний показывает, что даже при первичной экономической привлекательности, многие терпели неудачу просто из-за того, что люди не справились с трудной задачей объединения двух компаний, имеющих разные производственные системы, учетные методики и культурные традиции.
Прямые предпосылки слияния (единственное, что дает разумное обоснование объединению) возникают только в том случае, если предприятия обладают взаимодополняющими ресурсами: у каждого есть то, чего не хватает другому. Объединившись, компании будут достигать своей цели быстрее и с наибольшим успехом, чем по отдельности. Добиться такого результата от объединения – значит, достичь синергетического эффекта.
Недавний пример вертикального слияния в России – создание корпорацией «Росатом», в исполнение Указа Президента РФ от 12.05.2008 г. №369, компании ФГУП «РосРАО», к которой в качестве филиалов присоединены бывшие спецкомбинаты системы «Радон».
Перспективы развития ГУП МосНПО «Радон»
Московский «Радон» – это тоже вертикально-интегрированная компания. Сегодня ГУП МосНПО «Радон» представляет собой многофункциональный научно-производственный комплекс, обеспечивающий комплексное инженерно-техническое и научное решение вопросов охраны окружающей среды и радиационной безопасности населения и территории Москвы, Подмосковья и Центрального региона России в целом.
Этот облик предприятия формировался 47 лет. В 1960 году создали Центральную станцию по переработке РАО. В 1980 году она была преобразована в Московское научно-производственное объединение «Радон», и, наконец, в 2001 году – в Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды. Каждый этап жизненного пути ГУП МосНПО «Радон» – качественный скачок, предполагающий значительное увеличение сложности и масштаба решаемых задач.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что профессиональный коллектив ГУП МосНПО «Радон» и его научно-производственная база – «живой устойчивый организм», где каждый «орган» имеет жизненно важное значение и опирается в своей работе на основную идею – миссию предприятия. Именно миссия определяет стратегию и структуру «Радона», оказывает воздействие на формирование экономической политики.
Миссия ГУП МосНПО «Радон» – обеспечение радиационной безопасности населения и территорий. Предложенная академиком И. В. Курчатовым в 1958 году и окончательно сформированная в 80-х годах прошлого века, она и сейчас не вызывает сомнений в своей актуальности, дает ориентиры на будущее, позволяющие не сбиться с правильного пути.
Миссия отражает поле деятельности «Радона», которое технологически ограничивается вопросами, не связанными с основной деятельностью других предприятиями ядерного топливного цикла (ЯТЦ), относящихся к государственной корпорации «Росатом». «Росатом» уделяет основное внимание атомной энергетике, при этом вне сферы ответственности объективно остаются вопросы, касающиеся безопасности проживания людей в крупных мегаполисах, городских и районных центрах. В отличие от ГК «Росатом», которая несет ответственность только за безопасность подведомственных предприятий и прилегающей к ним территории радиусом 30 км, ГУП МосНПО «Радон» обеспечивает радиационную безопасность населения и территории Москвы, Московской области и 11 граничащих с ней областей. Особое внимание при этом уделяется местам крупного скопления людей (мегаполису Москве), социально-значимым объектам, таким как школы и детские сады, а также строительным площадкам.
Дезактивационные работы в Московской области
За 47 лет на предприятии сформировались корпоративные ценности: честность, профессионализм, социальная поддержка. Ценности служат опорой миссии и помогают в достижении целей. Благодаря этому Москва, несмотря на бурное технологическое развитие, вот уже на протяжении почти полувека является одним из самых благополучных по радиационной обстановке мегаполисов.
Миссия «Радона» помогает в формировании видения предприятия на ближайшие 10-20 лет. В наше время необходимо стремиться к следующим качественным параметрам развития:
– создание единой системы предупредительного контроля по обеспечению радиационной безопасности населения мегаполисов, крупных городов и районных центров;
– инженерно-техническое обеспечение радиационно-экологической безопасности регионов на уровне не ниже международных стандартов;
– создание технологических процессов по формированию систем обращения с РАО, выводу из эксплуатации загрязненных объектов, реабилитации территорий, по утилизации радиоактивных отходов, способных формировать новые международные стандарты качества.
Специфика ГУП МосНПО «Радон» диктует необходимость формировать стратегию предприятия. Основными стратегическими направлениями деятельности предприятия на среднесрочную перспективу являются:
– высокая оценка результатов деятельности со стороны Правительства города Москвы;
– безрисковое развитие всех поставщиков РАО в радиационно-экологическом формате их деятельности;
– качественная и бесперебойная работа всех процессов предприятия;
– непрерывное обновление научно-производственного потенциала;
– целостность коллектива и согласованная подконтрольная работа всех подразделений.
Хорошо продуманная и искусно реализованная экономическая стратегия позволяет руководству предприятия определить конкретные приоритеты, на которые необходимо выделять ресурсы и направлять усилия.
Сейчас в России полноценно развита акционерная форма собственности, позволяющая уверенно управлять и контролировать любые предприятия. Функционирует четкая система реестров, учитывающих права государства на такие компании как «Газпром», «Сбербанк», «Роснефть», «ТВЭЛ», «Техснабэкспорт», «Атомстройэкспорт» и многие другие.
Руководствуясь положениями ст.5 Федерального закона №170-ФЗ от 21.11.1995 г. «Об использовании атомной энергии» в редакции Федерального закона №13-ФЗ от 05.02.2007 г., согласно которой «пункты хранения могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное», возможно, одним из наиболее качественных вариантов развития ГУП МосНПО «Радон» с экономической точки зрения представляется преобразование его в акционерное общество (АО), где собственниками будут являться Правительство Москвы и представитель федеральной исполнительной власти в доле, сопоставимой с ПХРО.
Мы живем в новой демократической России, в эпоху рыночной экономики с мировыми тенденциями к глобализации. И в этих условиях экономически целесообразно осуществлять преобразования согласно новым институциональным особенностям общества, не навредив при этом способности ГУП МосНПО «Радон» следовать определенной для него миссии.