Ускоренное развитие атомной энергетики и обеспечение радиоэкологической безопасности требует незамедлительного решения проблем обращения с радиоактивными отходами. Во всем мире накоплены огромные объемы РАО различных типов и состава. Опыт передовых зарубежных стран показывает, что задачи обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с РАО, позволяющего надежно изолировать все накопленные и вновь производимые отходы, должна решать единая национальная система. Сегодня такая система создается и в России.
Проект закона об обращении с РАО
Этот законопроект был разработан в начале 2008 года. Его цель состоит в том, чтобы запустить механизм решения накопленных проблем и недопущения их возникновения в будущем.
Документ основан на следующих принципах:
- абсолютный приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов и окружающей среды от вредного воздействия РАО;
- надежная изоляция всех РАО;
- обращение с РАО – деятельность по использованию атомной энергии;
- увязка вопросов ответственности и собственности;
- создание финансовых механизмов обращения с РАО.
Решение проблемы РАО, согласно законопроекту, будет идти в двух направлениях. Государство должно взять на себя обязательства по накопленным радиоактивным отходам и создать механизмы обращения с ними (в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» и других бюджетных программ), включая финансирование удаления и окончательной изоляции таких отходов и создание системы объектов окончательной изоляции.
Для сокращения объемов эксплуатационных РАО предусмотрены механизмы принуждения и стимулирования их производителей. Это введение лимитов хранения РАО с последующей обязательной передачей на окончательную изоляцию, критериев приемлемости РАО для долговременного хранения и захоронения, платежей в специальный фонд на расходы обращения с образующимися РАО в будущем, появление возможности избавления от отходов.
В законопроекте отражена необходимость создания Единой государственной системы обращения с РАО. В ее состав войдут:
- орган государственного управления в области обращения с РАО;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление и регулирование безопасности при использовании атомной энергии;
- органы государственного надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
- органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, за которыми закреплены полномочия в области обращения с РАО;
- национальный оператор;
- производители РАО;
- специализированные организации.
Экономика обращения с РАО будет складываться из средств, направленных на реализацию ФЦП ЯРБ, специализированного фонда по обращению с РАО, бюджетных субсидий и субвенций, а также расходов поставщиков радиоактивных отходов.
Законопроект предусматривает формирование рынка услуг в области обращения с РАО для специализированных организаций, которые занимаются переработкой, кондиционированием и транспортированием радиоактивных отходов. Долговременное хранение и окончательная изоляция РАО перейдут в ведение национального оператора и производителей отходов, определенных Правительством РФ.
Проект закона «Об обращении с РАО» согласован с основными ведомствами и находится на согласовании в Правительстве РФ.
«Дорожная карта»
В настоящее время разработана «дорожная карта» создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами. В работах принимали участие ведущие специалисты Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом», ИБРАЭ РАН, ВНИПИпромтехнологии, ВНИИХТ, ФГУП «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности», ФГУП «ЦНИИатоминформ», ГИ ВНИПИЭТ, Института государства и права РАН.
«Дорожная карта» основывается на информации о географии образования, количестве и характеристиках накопленных РАО, планируемой динамике их образования, производителях РАО (в том числе регулярных), технологиях обращения с отходами, финансово-экономических моделях и оценках, предполагаемой структуре и технологическом облике системы.
Документ содержит общую характеристику единой системы обращения с РАО, основные направления деятельности по ее реализации (общесистемное нормативно-правовое регулирование, организационное, финансово-экономическое, научно-техническое, технологическое и информационное обеспечение системы, организация обращения с удаляемыми и особыми РАО), а также описание этапов создания системы.
«Дорожная карта» также устанавливает систему управления проектами, которая включает составление плана-графика работ, определение ключевых моментов и их взаимосвязей, контроль хода реализации мероприятий, оценку рисков и затрат, текущий финансовый контроль, а также справочно-информационное обеспечение работ.
Этапы создания единой системы
Согласно «дорожной карте», в 2009 году должен быть принят федеральный закон об обращении с РАО, затем будут созданы специализированный фонд и современная нормативная база в этой области, введены лимиты хранения РАО у производителей.
Фонд по обращению с радиоактивными отходами будет формироваться за счет платежей регулярных производителей РАО (при работе которых ежегодно образуется более 99% всех РАО в России), разовой оплаты услуг нерегулярными производителями и бюджетного финансирования обращения с отходами государственных организаций. Размеры платежей зависят от объема и характеристик образующихся РАО.
Из средств фонда будут оплачиваться транспортирование, долговременное хранение и окончательная изоляция РАО, сооружение и лицензирование объектов долговременного хранения и окончательной изоляции, закрытие объектов окончательной изоляции и вывод из эксплуатации долговременных хранилищ, радиационный и экологический мониторинг.
Лимиты промежуточного хранения устанавливаются для стимулирования уменьшения образования РАО и предотвращения строительства новых хранилищ ра-диоактивных отходов, при этом учитываются имеющиеся на предприятии мощности по переработке и хранению. Например, для хранилища, рассчитанного на 10 тыс. т, с проектным сроком эксплуатации 20 лет, лимит составит 9 тыс. т (10% емкости хранилища будут зарезервированы на случай внепланового ремонта).
В 2009-2010 годах планируется создать национального оператора по обращению с радиоактивными отходами. Этот процесс проходит в два этапа. В 2008 году было создано ФГУП «РосРАО», в которое в качестве филиалов вошли региональные спецкомбинаты системы «Радон». Затем ФГУП «РосРАО» объединит в своем составе объекты по обращению с РАО (пункты хранения) акционируемых ФГУПов ГК «Росатом»; потом на базе этой организации будут созданы национальный оператор (учреждение госкорпорации) и специализированная организация по обращению с РАО (которая будет заниматься хранением, переработкой и транспортированием радиоактивных отходов). Статус специализированных организаций также получат МосНПО «Радон», «СевРАО», «ДальРАО», коммерческие фирмы («Экотех» и другие), специализированные эксплуатирующие организации (в том числе на базе спецкомбинатов).
В 2015 году предполагается начать создание приповерхностных объектов для окончательной изоляции и размещение в них РАО низкой и средней активности.
Проект федерального закона о РАО предусматривает введение категории особых (не удаляемых) РАО (предполагается, что радиационные риски, связанные с извлечением и последующим обращением с такими отходами могут превысить риски захоронения их на месте обнаружения). В рамках реализации ФЦП ЯРБ необходимо провести инвентаризацию, консервацию и приведение в безопасное состояние объектов с такими отходами. К 2025 году все особые РАО должны быть надежно изолированы. Финансировать обеспечение безопасности объектов размещения накопленных особых отходов обязано государство.
Затем последует решение о строительстве объекта геологической изоляции, его строительство и ввод в эксплуатацию (2035 год).
На сегодняшний день приоритетными задачами ГК «Росатом» на пути создания национальной системы обращения с радиоактивными отходами являются: принятие федерального закона о РАО; разработка и принятие необходимых подзаконных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил; формирование базовых организаций единой системы обращения с РАО; создание и реализация механизмов ее финансирования; взаимоувязка и настройка системы.
В результате реализации ФЦП ЯРБ, положений закона о РАО, мероприятий по запуску единой государственной системы обращения с РАО в России значительно сократится объем радиоактивных отходов, большая их часть будет приведена в экологически безопасное состояние – таким образом, будут созданы условия для крупномасштабного развития атомной энергетики.
Авторы: Е.В. ЕВСТРАТОВ, к.ф.-м.н., А.М. АГАПОВ, д.т.н. (ГК «Росатом»)