Российская разрешительная система в области логистики радиоактивных материалов (РМ) не отвечает потребностям их применения в медицине, науке и промышленности. Для исправления ситуации, в первую очередь, необходим пересмотр системы лицензирования.
Согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 865), лицензии должны иметь не только эксплуатирующие организации, но и компании, выполняющие для них работы и предоставляющие услуги. Это противоречит статье 37 ФЗ «Об использовании атомной энергии», международной практике и документам МАГАТЭ, согласно которым всю полноту ответственности за безопасность несут эксплуатирующие организации. Это не только ограничивает выбор поставщиков, но и требует неоправданных затрат на контроль качества их деятельности из средств федерального бюджета. Кроме того, процедура лицензирования целиком дублирует процесс получения санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности.
В требованиях отечественных норм и правил отсутствует дифференцированный подход к транспортированию различных РМ. К перевозкам всех опасных грузов (ОГ) класса 7 (ядерных материалов, ОЯТ, мощных источников, радиофармпрепаратов (РФП), активность которых может различаться на 10 порядков) устанавливаются единые требования.
ГОСТ 19433-88 («Грузы опасные. Классификация и маркировка»), разработанный НИИ автотранспорта в 1988 году, относит все РМ к особо ОГ без учета их особенностей, конструкций упаковок и т.д. – в том числе радиофармпрепараты, предназначенные для внутреннего приема пациентами. Это приводит к неоправданно жестким требованиям к перевозке РМ всеми видами транспорта.
Кроме того, в стране отсутствует компетентный орган по перевозкам ОГ, как это предусмотрено Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), кроме ГК «Росатом», которая отвечает за транспортирование ОГ класса 7. Между тем, на такой орган ссылается ФЗ «Об автомобильных перевозках и автодорожной деятельности».
Перевозки ИИИ автотранспортом
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Минтрас, 1995 год) разработаны 13 лет назад и не соответствуют как международным, так и российским требованиям. Разделы правил, посвященные опасным грузам класса 7, основаны на ГОСТ 19433-88 и не учитывают рекомендаций и стандартов МАГАТЭ. Кроме того, ФЗ «Об автомобильных дорогах и автодорожной деятельности» предусматривает согласование маршрута перевозки с владельцем автодороги.
В результате диагностические наборы для радиоиммунологического анализа более 120 болезней, разрешенные за рубежом к почтовым отправкам, необходимо перевозить при наличии лицензии Ростехнадзора на их транспортирование как ОГ на специально оборудованном спецтранспорте. При этом Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных веществ (материалов) устанавливают требования оборудовать грузоподъемными механизмами любую спецавтомашину, в том числе легковую.
Разрешение на перевозку ОГ должно быть согласовано в МВД, однако милицейский контроль транспортирования ОГ не проводится и не отражен в нормативных документах.
Транспортирование должно осуществляться по маршрутам, согласованным с ГИБДД. Такое согласование является длительной и трудоемкой процедурой и вынуждает использовать машину сопровождения ГИБДД ($2 за 1 км), что значительно повышает стоимость доставки и в результате делает продукцию недоступной для многих медицинских учреждений. Местные органы исполнительной власти нередко увязывают выдачу разрешений на перевозку ОГ и утверждение маршрутов в ГИБДД со своими проблемами (ремонтом школ, детских садов, дорог и т.д.). В российской столице, кроме того, в соответствии с постановлением Мэра Москвы от 19.10.2000 №1106-рм маршрут перевозки ОГ должен утверждаться в ГУ ГОЧС города.
Правила не разрешают перевозку ОГ автомобильным транспортом в ночное время. В Московской области такая перевозка запрещена также в праздничные и выходные дни в соответствии с постановлением губернатора и ГИБДД. А Правительство Москвы, со своей стороны, не разрешает перевозку опасных грузов по Садовому кольцу и внутри него с 7.00 до 22.00 часов.
В таких условиях весьма проблематично вовремя доставить радиофармпрепараты, которые выпускаются из производства в субботу и направляются из города Обнинска в клиники Москвы, а также на аэродромы и вокзалы для переправки в другие регионы.
Правила не только запрещают проезд мимо мест скопления людей (больниц, школ и т.д.), но также въезд спецавтотранспорта с грузом ОГ на АЗС общего пользования, что создает сложности с заправкой спецмашин во время длительных поездок. Более того, правила разрешают ночлег только в специально оборудованных для автомобилей с ОГ местах, которых нет ни в одном субъекте РФ; между тем, экипаж спецавтомашины должен постоянно наблюдать за грузом в соответствии с Правилами физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании (НП-073-06).
Авиа- и железнодорожное транспортирование
Законодательная и нормативная база авиаперевозок базируется на правилах Международной организация гражданской авиации (ICAO), основанных на Стандарте безопасности МАГАТЭ ST-1 (Правила транспортирования радиоактивных материалов).
Для перевозки опасных грузов авиакомпании должны получить лицензию Федеральной службы воздушного транспорта, в которой разрешается перевозка любых ОГ, кроме делящихся материалов. Ростехнадзор требует от компаний, которые уже имеют лицензии на перевозку ОГ, также оформления лицензий на транспортирование всех РМ без учета их активности (между тем, санитарные правила разрешают даже почтовые отправки ряда РМ с активностью, в десятки раз превышающую минимально значимую активность). Не принимается во внимание и тот факт, что все работы по обращению с РМ производит персонал терминалов (аэропортов), а не авиакомпаний.
Аэропортам также нужна лицензия Ростехнадзора на обращение с РМ при их хранении, независимо от вида радиоактивных материалов. Формально к складам транзитного хранения грузов предъявляются точно такие же требования, как и к пунктам хранения РВ и РАО. Многие аэропорты отказываются от лицензирования, так как затраты на получение и поддержание лицензии экономически не оправдываются, а срок ее получения достигает шести месяцев.
В труднодоступные районы страны (Якутия, Сахалин) в настоящее время радиофармпрепараты вообще не поставляются. 37 субьектов Российской Федерации принципиально не могут получать радиофармпрепараты из-за отсутствия лицензий Ростехнадзора у 20-ти аэропортов, а поставка РФП из Москвы в Абакан производится через Владивосток.
Перечень городов и медицинских учреждений, лишенных возможности получать радиофармпрепараты по авиаперевозкам
№ | Город | Наименования учреждений | Причина срыва поставок РФП по госконтрактам |
---|---|---|---|
1. | Волгоград | Облнкодиспансер, ОКБ, кардиоцентр | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
2. | Ростов-на-Дону | НИИ онкологии, гос.мед.университет, ОКБ, госпиталь СКВО | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
3. | Томск | НИИ кардиологии, НИИ онкологии, ОКБ | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
4. | Иркутск | ОКБ, НЦ РВХ | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
5. | Челябинск | ОКБ, ГКБ №1, ГКБ №6, ДКБ | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
6. | Южно-Сахалинск | Облонкодиспансер | Нет прямых лицензированных рейсов |
7. | Н. Новгород | ОКБ, Городская больница №13, облонкодиспансер, мед.диагностический центр | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
8. | Новосибирск | Военный клинический госпиталь №333, ГКБ №25 | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
9. | Благовещенск | Облонкодиспансер | Нет лицензии аэропорта, нет лицензированных рейсов. |
10. | Магадан | Облонкодиспансер | Нет прямых лицензированных рейсов |
11. | Барнаул | Алтайский онкоцентр, кардиодиспансер | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
12. | Архангельск | Облонкодиспансер | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
13. | Ставрополь (а\п Мин-Воды) | Ставропольский край.онкодиспансер | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
14. | Петропавловск-Камчатский | Облонкодиспансер | Нет авиакомпании с правом перевозки ОГ |
15. | Омск | ОКБ | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
16. | Магнитогорск | Городская больница №1 | Нет лицензии аэропорта отправления (Внуково) |
17. | Тюмень | ОКБ, кардиоцентр | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
18. | Якутск | РКБ | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
19. | Краснодар | ККБ, диагностический центр | Есть рейсы, нет лицензии аэропорта |
20. | Абакан | РКБ | Нет лицензии аэропорта отправления (Внуково) |
ИТОГО: 38 медучреждений, обслуживающих 37 субъектов Федерации, в которых проживает 21,22 млн. человек |
Примечание. КБ – клиническая больница, ГКБ –городская КБ, ККБ – краевая КБ, ОКБ – областная КБ, РКБ –республиканская КБ.
В отличие от авиатранспортных компаний, Ростехнадзор не требует у предприятий ОАО «РЖД» лицензий на обращение с РМ при их транспортировании и хранении. Тем не менее, перевозка радиофармпрепаратов по железной дороге также может быть затруднена.
Осложнены отправки РМ по железной дороге грузовым багажом в некоторые районы России до станций, которые работают только с частными лицами, но не с организациями. Эта проблема существует даже в крупных городах, таких как Екатеринбург, Ростов и другие.
Вышеуказанная логистика является одной из главной причин того, что в России на душу населения приходится в среднем в пять раз меньше процедур лечения и диагностики с использованием РФП, чем в развитых станах, а объем продаж радиофармпрепаратов в 20 раз меньше, чем в США.
Международные перевозки
Во всем мире процедура получения разрешения на международные перевозки осуществляется только для тех грузов, которые не имеют кодов ООН. Никакой контроль перевозок не производится. В России, к сожалению, на международные перевозки требуется специальное разрешение транспортных органов.
Кроме того, до сих пор не принято соглашение о транзитных перевозках РМ между странами ЕврАзЭС. В результате сохраняется следующая ситуация:
- через территорию Узбекистана запрещен транзит любых РМ, из-за чего невозможна их поставка по железной дороге в Таджикистан, Киргизию и Туркменистан;
- правительство Казахстана приравняла РМ к оружию, а разрешение на транзит должно быть оформлено распоряжением кабинета министров (срок оформления – до девяти месяцев);
- взнос при страховании гражданской ответственности при транзите любых РМ, независимо от их стоимости, через территорию Казахстана составляет до $4 тыс., что часто во много раз превышает стоимость продукции.
Рекомендации
Для оптимизации разрешительной деятельности в области транспортирования РМ следует кардинально переработать Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, санитарные правила, ГОСТ «Грузы опасные», многочисленные федеральные нормы и правила типа НП, выпущенные в последние годы Ростехнадзором (в них также нужно внедрить категорирование источников).
Необходимы также пересмотр и взаимоувязка различных санитарных правил по радиационной безопасности.
Часть радиоизотопной продукции (наименее опасные радиофармпрепараты, источники ионизирующего излучения категорий I-III и т.д.) целесообразно вывести из разряда особо опасных грузов, отнести к просто опасным грузам и освободить от лицензирования.
Должен быть решен вопрос с руководством РЖД о разрешении отправок РМ до тех станций, где есть багажные отделения.
Авиакомпаниям и аэропортам нужно разрешить обращение с РМ категорий I-III без получения специальных лицензий Ростехнадзора при соблюдении санитарных правил. Для исключения дублирования лицензирования необходима совместная деятельность Минтранса и Ростехнадзора для лицензирования обращения с РМ при перевозке воздушным транспортом. Кроме того, следует рассмотреть возможность замены лицензирования такой деятельности авиакомпаний и аэропортов на страхование.
Необходима разработка Соглашения о транзитных перевозках РМ между странами СНГ (ЕврАзЭС). Разрешения на международные перевозки целесообразно заменить страхованием – в этом случае при любых нарушениях последуют экономические санкции.
Авторы
external link, opens in a new tab Акакиев Борис Викторович | external link, opens in a new tab Макаревич Игорь Михайлович, к.т.н. | external link, opens in a new tab Нестеров Валерий Павлович, к.т.н. |