Последствия любой ядерной или радиационной аварийной ситуации, воздействие которой распространяется за пределы площадки, незамедлительно становятся проблемой региональной или даже мировой значимости. В тех случаях, когда возможностей страны, где произошла авария, уже недостаточно, существует необходимость в оперативном оповещении, обмене информацией и предоставлении международной помощи. Для этого требуется наличие единого международного координационного центра и соответствующих механизмов. Кроме того, для эффективного аварийного реагирования нужна соответствующая международно-правовая база и эффективные национальные системы управления аварийными ситуациями, построенные в соответствии с международными нормами и стандартами. МАГАТЭ должно играть ключевую роль в обеспечении выполнения данных требований.
Ответственность за реагирование на ядерную или радиационную аварию (инцидент) и за защиту персонала, населения, имущества и окружающей среды на уровне площадки лежит на эксплуатирующей организации, а на локальном, региональном и национальном уровнях – на государстве. Надлежащее управление ядерной или радиационной аварией требует принятия оперативных мер по смягчению ее последствий. Государство, кроме того, несет ответственность за обеспечение наличия соответствующих планов управления противоаварийными действиями, принятие решений и эффективных мер реагирования, а также предоставление необходимых ресурсов для аварийной готовности и реагирования.
Эффективные национальные системы аварийного реагирования необходимы для минимизации последствий ядерных и радиационных инцидентов и аварийных ситуаций. Тем не менее, системы аварийной готовности и реагирования не должны рассматриваться в качестве замены системам эксплуатационной безопасности – скорее, они представляют собой дополнительную меру безопасности, призванную минимизировать риски. Безопасность при эксплуатации атомных электростанций имеет первоочередную важность для обеспечения защиты людей (как коллективов, так и отдельных индивидуумов), общества и окружающей среды как в тех странах, которые приняли решение запустить собственные ядерно-энергетические программы, так и в тех, которые расширяют уже имеющиеся мощности.
Международная система аварийной готовности и реагирования
Основными юридическими инструментами международной системы аварийной готовности и реагирования являются Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. В дополнение к ним действует целый ряд стандартов безопасности, процедур, протоколов и методик, подготовленных МАГАТЭ и в результате совещаний между представителями компетентных органов, определенных конвенциями об оперативном оповещении и помощи. Центральная координирующая роль в международной системе реагирования на ядерные или радиационные события отводится МАГАТЭ и межведомственным структурам, а именно Межведомственному комитету по ядерным авариям и радиационными аварийным ситуациям (IACRNE).
Центральная роль МАГАТЭ в рамках системы аварийной готовности и реагирования предполагает: оперативное оповещение стран-участниц и соответствующих международных организаций о произошедшем событии; обмен и/или предоставление официальной информации странам-участницам и международным организациям; координацию предоставления международной помощи (в ответ на запрос страны-участницы), а также предоставление и/или координирование своевременной, точной и надлежащей информации представителям общественности. МАГАТЭ выполняет эти задачи с помощью своей Системы аварийного реагирования (IES), в состав которого входит круглосуточный оперативный Центр аварийного реагирования (IEC).
Чтобы обеспечить предоставление эффективной помощи, МАГАТЭ организовало Систему международного аварийного реагирования и помощи (RANET), которая предусматривает механизмы поддержки по различным техническим вопросам с использованием национальных ресурсов стран-участниц. Помощь может предоставляться в таких специализированных областях, как радиационные обследования, отбор и анализ проб объектов окружающей среды, оценки и консультации, дезактивация, медицинское обслуживание, оценка дозовых нагрузок, поиск и извлечение источников, а также действия по аварийному реагированию.
МАГАТЭ имело возможность осуществлять некоторые меры аварийного реагирования уже с 1980-х годов, главным образом благодаря опыту и знаниям своего персонала. Решение об организации Центра аварийного реагирования было принято в 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС в СССР. В 1997 году с образованием Группы аварийного реагирования возможности агентства в данной области значительно возросли. В 2002 году группа была расширена до секции. Наконец, в 2005 году МАГАТЭ организовало Центр аварийного реагирования (IEC) в его нынешнем виде, то есть как центральный мировой координационный центр реагирования на ядерные и радиационные аварии, инциденты, угрозы или события, вызывающие общественный интерес, а также координирования международной помощи. IEC входит в состав Департамента безопасности МАГАТЭ.
IEC работает в трех режимах: обычном (режиме готовности), базового реагирования и полного реагирования. В режиме готовности IEC действует как круглосуточный координационно-оповестительный центр, обрабатывающий и анализирующий поступающую информацию и сообщения и принимающий меры соответственно их важности. На смене постоянно находятся дежурные специалисты, готовые обеспечить оперативное и адекватное реагирование: руководитель по аварийному реагированию, а также специалисты по ядерным установкам, радиационной безопасности, охране ядерных объектов, внешним событиям и логистической поддержке. Каждое событие классифицируется по фактическим или возможным радиологическим последствиям. Срочность и характер мер реагирования зависят от фактического или потенциального масштаба и серьезности события. Дежурный руководитель по аварийному реагированию решает, есть ли необходимость перевода IEC в режим базового или полного реагирования.
Стандарты безопасности МАГАТЭ по аварийной готовности и реагированию
Повсеместное применение стандартов безопасности МАГАТЭ по аварийной готовности и реагированию на национальном уровне способствует обеспечению готовности к реагированию, облегчает обмен информацией в случае возникновения аварийной ситуации и позволяет гармонизировать национальные критерии по принятию защитных и иных мер. Требования безопасности МАГАТЭ в данной области изложены в документе «Готовность и реагирование в случае ядерной и радиационной аварийной ситуации» (GS-R-2), разработанном МАГАТЭ совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), Международной организацией труда (ILO), Управлением по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (OECD/NEA), Панамериканской организацией здравоохранения (PAHO), Управлением по координации гуманитарной деятельности (OCHA) и Всемирной организацией здравоохранения (WHO). Он включает, в том числе, требования к обеспечению необходимого уровня готовности и реагирования на ядерную или радиационную аварийную ситуацию в любой стране-участнице. Национальные системы аварийной готовности и реагирования строятся с учетом требований GS-R-2.
Кроме того, реализация требований GS-R-2 обеспечивается двумя руководствами по безопасности. Это документы «Организация готовности к ядерной или радиационной аварийной ситуации» (GS-G-2.1), разработанная МАГАТЭ совместно с FAO, ILO, PAHO, OCHA и WHO, и «Критерии для использования при подготовке и реагировании в случае ядерной или радиационной аварии» (GSG-2), созданные МАГАТЭ в сотрудничестве с FAO, ILO, PAHO и WHO. Данные руководства по безопасности более подробно и доступно разъясняют различные требования GS-R-2, в том числе концепции операций, выполняемых в ответ на аварийные ситуации различных типов, рекомендуемые размеры аварийных зон, общие и эксплуатационные критерии принятия защитных и других мер. Кроме того, разработаны технические регламенты и руководства по эксплуатации, также облегчающие применение стандартов безопасности. Они касаются широкого спектра технических вопросов, с которыми сталкиваются специалисты при планировании и выполнении противоаварийных действий. Проводятся обучающие мероприятия на региональном и национальном уровнях с использованием стандартизированных обучающих материалов, с помощью которых МАГАТЭ эффективно распространяет информацию среди стран-участниц и содействует в применении положений руководств.
Более эффективного реагирования можно добиться только при помощи повышения уровня аварийной готовности стран-участниц, в том числе посредством обучения и проведения учений, что возможно только при готовности признать, что аварийные ситуации возможны и, вероятно, будут происходить.
Противоаварийные учения являются одним из ключевых элементов программы обеспечения аварийной готовности и надежным инструментом проверки и улучшения системы аварийного реагирования. Соответственно, МАГАТЭ готовит и проводит регулярные учения по программе ConvEx (Conventions Exercises – учения в рамках конвенций) трех уровней сложности, на которых отрабатываются, главным образом, действия на ранних этапах серьезной ядерной или радиационной аварии.
Любая ядерная или радиационная авария (инцидент), воздействие которой распространяется за пределы площадки, может быстро превратиться в проблему регионального или мирового масштаба. Важно обеспечить обмен информацией, а также донесение точных сведений, важных для защиты жизни и здоровья, до персонала (возможно, иностранного), участвующего в выполнении обычных противоаварийных действий. Ответственность стран-участниц за постоянное предоставление оперативной, точной и прозрачной информации во время аварии имеет решающее значение.
Несмотря на то, что каждая страна-участница несет ответственность за периодическую оценку уровня своей аварийной готовности и реагирования, МАГАТЭ также может выполнять, по запросу государства, независимую оценку уровня аварийной готовности (EPREV). EPREV дает стране возможность получить независимую оценку соответствия своей программы обеспечения аварийной готовности и реагирования международным стандартам. Такая независимая оценка может быть полезна для поддержания или повышения качества системы аварийной готовности, а также объективного и непредвзятого определения тех областей, которые могут требовать улучшения. Помимо этого, при выполнении EPREV информация о наиболее передовых методах и технологиях аварийного реагирования распространяется между странами-участницами.
Основным координационным механизмом реагирования на ядерные и радиационные аварийные ситуации является Межведомственный комитет по ядерным авариям и радиационными аварийным ситуациям (IACRNE). IACRNE был создан после Чернобыльской аварии 1986 года; в его состав в настоящее время входят 15 международных организаций.
Одной из главных функций IACRNE является разработка и обновление Совместного плана управления радиационными авариями для международных организаций (JPLAN). JPLAN, представляющий собой комплексный межведомственный механизм, определяет рамки межведомственной системы аварийной готовности и реагирования и определяет методы координации действий с четким определением обязанностей и возможностей участвующих международных организаций при подготовке и реагировании на ядерную или радиационную аварийную ситуацию.
Уроки, извлеченные из аварии на АЭС «Фукусима-1»
Менее чем через час после землетрясения недалеко от побережья острова Хонсю в Японии Центр аварийного реагирования МАГАТЭ получил оповещение от Международного центра сейсмической безопасности МАГАТЭ и включился в работу. 11 марта 2011 года, в 07:21 по всемирному времени IEC связался с контактным лицом, официально назначенным Японией согласно положениям Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, и приступил к работе в постоянном круглосуточном режиме. Для выполнения функций, предусмотренных условиями аварийного реагирования, в IEC был привлечен как постоянные работники Центра, так и персонал других подразделений МАГАТЭ, имеющий соответствующую квалификацию и прошедший необходимое обучение – в соответствии с Планом реагирования на инциденты и аварийные ситуации МАГАТЭ. В течение нескольких недель после аварии в Центре в составе каждой смены находилось до 20 человек.
В соответствии с обязанностями МАГАТЭ согласно Совместному плану, 11 марта 2011 года IEC также уведомил все соответствующие международные организации и приступил к выполнению Совместного плана. 15-го марта 2011 состоялось первое координационное совещание IACRNE с использованием средств видеосвязи; до конца июля было проведено еще 13 таких совещаний. Совещания были нацелены на осознание ситуации, обмен информацией, а также рассмотрение и координацию противоаварийных действий, в том числе подготовку согласованных и скоординированных сообщений для общественности.
Исходя из опыта реагирования на аварию на АЭС «Фукусима-1», были сделаны следующие основные выводы. При реагировании на ядерную аварию МАГАТЭ может расширить свою роль, в том числе выполнять технический анализ возможных вариантов развития аварии и соответствующих радиационных последствий. Такая информация должна оперативно направляться всем странам-участницам и соответствующим международным организациям. МАГАТЭ и его странам-участницам также следует принять меры по развитию международной системы аварийной готовности и реагирования, усилению системы оповещения об аварийных ситуациях, механизмов и процедур отчетности и предоставления информации, развитию средств реагирования на серьезные аварии и систему международного аварийного реагирования и помощи МАГАТЭ.
Авторы: