Украинско-российское сотрудничество в сфере ядерной энергетики, забуксовавшее в период работы предыдущего правительства и Президента, сдвинулось с мертвой точки с приходом новой власти. Так, заключено новое долгосрочное соглашение с корпорацией "ТВЭЛ" о поставках готовых тепловыделяющих сборок для украинских реакторов, а также решен вопрос о вывозе в нынешнем году отработанного ядерного топлива на хранение в РФ.
Кроме того, достигнута принципиальная договоренность об участии российского Атомстройпроекта в достройке блоков №3-4 Хмельницкой АЭС в обмен на кредитование проекта Внешторгбанком. Много это или мало? Для сравнения достаточно сказать, что в течение всего прошлого года решение данных вопросов не продвинулось ни на шаг.
Тем не менее "болевой точкой" для кооперации в атомной энергетике остаются вопросы, связанные с добычей урана. Как известно, в РФ промышленно разрабатывается лишь Стрельцовское месторождение в Читинской области. Однако созданный на его базе Приаргунский ГОК способен давать 3 тыс. тонн концентрата в год – при необходимости использовать 16 тыс. тонн только для нужд российских атомщиков. Отсюда и возникает острая необходимость в сырьевых поставках извне.
В отличие от своего соседа, Украина не только полностью удовлетворяет собственные потребности, но и обладает серьезным экспортным потенциалом. Еще с советских времен Восточный ГОК добывает урановую руду на Смолинском, Мичуринском и Центральном месторождении в Днепропетровской и Кировоградской областях. Однако себестоимость добычи там довольно высока – примерно 180 долл./кг, что делает производство нерентабельным.
Поэтому наибольшую ценность представляет крупнейшее в Европе Новоконстантиновское месторождение, оцененные запасы которого составляют 3 млн тонн урановых руд. Его освоение началось еще в 1984 году, но было прекращено после развала СССР. Возобновление работ в Новоконстантиновке правительство задекларировало только в 2003 году, но лишь в 2008 году здесь получили опытную партию урана. Совершенно очевидно, что при таких темпах в обозримом будущем национальная уранодобывающая промышленность останется в законсервированном состоянии.
Это прекрасно понимают и в Киеве, и в Москве. Вот почему в начале мая на волне возобновления двустороннего диалога в различных отраслях экономики глава Росатома Сергей Кириенко предложил инвестировать до 500 млн долл. в разработку Новоконстантиновки. Именно столько, по оценкам россиян, требуется для запуска месторождения в промышленную эксплуатацию в течение 2-3 лет.
Впрочем, судя по отсутствию какой-либо реакции на оферту, можно предположить, что идея Москвы не вызвала у украинской стороны особого энтузиазма. Гораздо более важным заданием в Минтопэнерго сейчас считают вхождение Украины в число акционеров Международного центра по обогащению урана в Ангарске с долевым участием 10%. И только после этого готовы рассматривать варианты по кооперации в предшествующей стадии цикла, то есть в добыче руды и получении концентрата.
На первый взгляд, такая позиция имеет под собой рациональную основу – поскольку процесс обогащения урана технологически невозможно наладить в Украине, а вопрос участия в работе Ангарского химкомбината тормозится вот уже больше года. Но последние действия РФ заставляют усомниться в правильности такого подхода. Потому что уже сейчас сложилась ситуация, при которой привлечение российских инвестиций в Новоконстантиновку становится весьма проблематичным.
Так, уже 20 мая в Москве был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере развития уранодобывающей промышленности на территории Намибии. Документ предусматривает создание совместных предприятий по добыче урановой руды и производству концентрата в Намибии. Причем на эти цели РФ задекларировала готовность выделить около 1 млрд долл., то есть в 2 раза больше, чем на украинский проект. Кроме того, российские специалисты готовы оказывать помощь в подготовке национальных кадров для уранодобывающего комплекса африканского государства.
Как известно, Намибия занимает 6 место в мире по разведанным запасам урановой руды, поэтому возможность закрепить здесь свои интересы является для российских атомщиков очень интересной перспективой. Но в своем стремлении к диверсификации сырьевых поставок они идут еще дальше.
Так, уже 9 июня входящая в Росатом госкомпания "Атомредметзолото" договорилась об увеличении своей доли в канадской Uranium One с 23,1% до контрольной, не менее 51%. Стоимость сделки составила 610 млн долл. Кроме того, АРМЗ согласилась произвести обмен активами, в результате которого Uranium One получает доли в двух урановых рудниках, расположенных на территории Казахстана: 50% в Акбастау и 49,7% – в Заречном.
Следует отметить, что последние годы "Uranium One Inc." удерживает 8 место в мире по добыче урана. Поэтому, учитывая присутствие в Казахстане и масштабные планы в Намибии, заявленная АРМЗ стратегическая цель войти в тройку мировых лидеров по добыче урана представляется совсем неутопической. И это даже без участия в Новоконстантиновском проекте, без которого РФ в принципе уже сейчас может спокойно обойтись. Об этом в Росатоме говорят открытым текстом.
Между тем без масштабного привлечения инвестиций крупнейшее в Европе месторождение освоить не получится. Но у руководства Минтопэнерго и Кабинета министров нет четко выработанного подхода к решению задачи. Достаточно вспомнить, что за последнее время некогда самостоятельное ГП "Дирекция предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения" несколько раз то передавалось в подчинение Восточному ГОК, то переходило под эгиду НАЭК "Энергоатом".
Как уже говорилось, работа ВостГОК в настоящее время нерентабельна и не позволяет предприятию собственными силами развивать новые проекты так, как это предусмотрено Энергетической стратегией Украины до 2030 года. В свою очередь, финансовые ресурсы НАЭК "Энергоатом" в ближайшие годы будут направлены на достройку 3 и 4 блоков ХАЭС, а на это требуется примерно 2 млрд долл.
Правда, в Минтопэнерго говорят о существовании потенциального интереса к Новоконстатиновке у французской корпорации Areva, с которой несколько лет назад был даже подписан протокол о намерениях. Но можно ли всерьез относиться к такому своеобразному "прощупыванию почвы" со стороны французов? Ведь практических шагов за этим не последовало.
Между тем в конце прошлого года ВостГОК объявил о планах развития Сафоновского месторождения в Николаевской области, на котором опытная партия урана будет получена только в 2012 году, да и то если все пойдет согласно плану. Это, по сути, означает отказ от форсирования работ в Новоконстантиновке в пользу нового проекта. Безусловно, такая чехарда с управленческими решениями не добавляет ясности и не приближает к цели.
Тем более, что в Николаевской области остаются нерешенными вопросы землеотвода, поскольку пригодные для разработки участки находятся в частной собственности. А закон, регулирующий процедуру изъятия земель для общественных потребностей, вот уже больше года мирно пылится в парламенте и неизвестно, когда будет принят.
По подсчетам ВостГОК, освоение Сафоновки позволит увеличить производство уранового концентрата на 150 тонн в год. Сейчас оно составляет около 830 тонн. В связи с этим стоит напомнить, что согласно Энергетической стратегии Украины к 2015 году производство уранового концентрата в Украине должно достигнуть уровня 2,5 тыс. тонн в год. И это означает, что показатели в очередной раз придется корректировать.
Фото с сайта http://www.new-most.infoexternal link, opens in a new tab