Между Москвой и Минском продолжаются дискуссии об условиях строительства АЭС в Беларуси. Переговоры сложные и уже, как показывает время, достаточно длительные. Выход из этого непростого диалога пока просматривается с трудом. Тем более что энергетический спор постепенно переходит в политическую плоскость.
Вначале — о значении переговоров для Беларуси. Мощность всей белорусской энергосистемы составляет сегодня около 8,3 тыс. МВт. Однако на полную мощность она не загружена. Все дело в том, что при сегодняшнем состоянии энергосистемы (которая характеризуется высоким износом основных фондов) электроэнергию в ряде случаев выгодно импортировать, чем генерировать в Беларуси.
Ввод в эксплуатацию белорусской атомной электростанции мощностью 2,4 тыс. МВт позволит повысить эффективность отечественной энергетики. Предполагается, что за счет мощности АЭС удастся вывести из энергосистемы те генерирующие мощности, которые отработали свой срок.
Кроме этого, благодаря вводу в эксплуатацию АЭС Беларуси удастся сократить потребность в российском газе.
Однако проблема в том, что Москве и Минску сегодня не удается договориться по условиям строительства АЭС в Беларуси. Генеральный директор Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Вячеслав Кувшинов в минувший четверг сообщил, что участники переговоров стоят на своем и «никто не хочет уступать».
Российская сторона хочет создать совместное предприятие по сбыту электроэнергии, которую будет генерировать белорусская АЭС. В свою очередь, белорусская сторона вышла с достаточно радикальным предложением: мол, хотите СП — пожалуйста. Но оно должно заниматься не только сбытом электроэнергии белорусской АЭС, но и сбытом всей электроэнергии, которую вырабатывает белорусская энергосистема.
Корни как российского предложения, так и белорусских условий создания СП лежат в интересах экономик двух стран.
«России, которая сама экспортирует электроэнергию, важно знать, куда электроэнергия белорусской АЭС будет деваться, — говорит старший аналитик по электроэнергетике ИФК «Метрополь» Сергей Бейден. — Совместное предприятие по сбыту электроэнергии белорусской АЭС — это возможность для России контролировать энергетический поток соседней страны».
Позиция Москвы вполне прагматична. Беларусь просит сегодня у России кредит на строительство АЭС. Строить станцию, как предполагается, будет также российская компания. Зачем России собственными руками создавать объект, который в будущем принесет головную боль российским энергетикам на экспортных рынках?!
Тем более что российские власти планируют экспорт электроэнергии наращивать. В настоящее время в Калининградской области идет строительство Балтийской АЭС, электроэнергия которой будет поставляться в страны Балтии.
«Россия обеспечит потребность Калининградской области в электроэнергии благодаря Калининградской ТЭЦ (в конце 2010 года будет введен в эксплуатацию второй энергоблок станции — Авт.), а работа Балтийской АЭС будет ориентирована, главным образом, на экспорт. Поэтому Россия сегодня хочет получить гарантии, что энергетические потоки Беларуси не станут конкурентом российской электроэнергии на внешних рынках», — полагает Сергей Бейден.
Однако Минск категорически не согласен с предложением России по созданию СП. Как отметил Вячеслав Кувшинов, создание СП по российскому сценарию Беларуси «крайне коммерчески невыгодно». Гораздо выгоднее, по мнению Минска, создать белорусско-российское СП по сбыту электроэнергии всей энергосистемы Беларуси. «Мы согласны без вопросов на создание СП для всей энергосистемы», — подчеркнул Вячеслав Кувшинов.
Желание Беларуси создать с Россией СП, которое будет заниматься сбытом электроэнергии всей белорусской энергосистемы, понять можно. Дело в том, что белорусская электроэнергия на 94% вырабатывается из природного газа.
Если Россия пойдет на белорусский вариант создания совместного предприятия, то доходность белорусско-российского СП будет прямым образом зависеть от цены на газ для Беларуси. Соответственно, чтобы повысить доходность СП, России нужно будет понизить стоимость газа для Беларуси. «А цена на газ, сами понимаете, вопрос политический», — подчеркивает Сергей Бейден.
Таким образом, предлагая создать СП для всей белорусской энергосистемы, Минск в очередной раз склоняет Москву к принятию желаемого политического решения, которое сделает российский газ для Беларуси дешевле. Проблема в том, что Россия живет сегодня другими ожиданиями: «Газпром» в 2011 году планирует повысить стоимость газа для Беларуси на 35%.