29 марта 2011

Новый облик для завода и бизнеса

Страна Росатом

ТВЭЛ готовит годовой отчёт в обстановке гласности. Публичность становится необходимым условием для компании, которая намерена расширять бизнес на рынке в России и за рубежом.

На встречу в головной офис ТВЭЛ на Каширском шоссе организаторы пригласили поставщиков, заказчиков, представителей Росатома и общественности. Кроме того, в режиме видеоконференции в диалоге участвовали руководители дочерних предприятий – УЭХК и КМЗ. Это уже вторая такая встреча, а впереди ещё две. Как пояснил вице-президент топливной компании Константин Соколов, обмен мнениями по поводу результатов и планов помогает подготовить документ, который адекватно отражает сегодняшнее состояние компании и перспективы развития.

Дискуссию открыл доклад вице-президента ОАО «ТВЭЛ» Михаила Куликова, отвечающего за стратегическое развитие топливного дивизиона Росатома. Это направление сегодня играет ключевую роль. В последние годы ужесточилась борьба за внешний рынок, поскольку конкуренты успешно осваивают газоцентрифужную технологию обогащения урана. На внутреннем рынке приходится заниматься вопросами «советского наследия». Среди них избыточные мощности и затерянные в тайге городки. И третья проблема, напрямую связанная с первыми двумя, – НИОКР и опытно-производственная база институтов.

–  Советские заделы научных разработок на исходе, – сообщил Михаил Куликов. – Атомная отрасль едва ли не единственная пока ещё сохранила научный потенциал. Но для того, чтобы его использовать, надо сформировать пакет соответствующих заказов и мотивировать учёных.

Сегодня сложно удержать завоёванные позиции на топливном рынке. Однако стратегия ТВЭЛ предусматривает ускоренное развитие. Например, согласно перспективным планам, совокупная выручка дивизиона «Топливо» к 2030 году должна увеличиться в 2 – 2,5 раза в сопоставимых ценах.

Специалистам понятно, что кратный рост на рынке топлива невозможен, даже если за это время ещё полтора десятка стран вступят в «ядерный клуб». Тем не менее ТВЭЛ рассчитывает потеснить конкурентов, выпуская топливо для АЭС западного дизайна и модернизируя обогащение за счёт нового поколения газовых центрифуг. Есть также программа создания более эффективного и экономичного топлива.

Зато на кратный рост выручки топливная компания вправе рассчитывать на смежных рынках. Как сообщил Куликов, сегодня одним из самых перспективных направлений считаются накопители энергии, сегмент которых только для транспорта оценивается в 60 – 70 млрд. долларов. А есть ещё нанопродукция, приборы для «умных сетей», топливная продукция.

Но в самое ближайшее время компания намерена получить дивиденды от повышения эффективности производства. Для достижения цели понадобится кратно повысить производительность труда и снизить производственные затраты. Но эта тема по понятным причинам воспринимается в коллективах предприятий достаточно болезненно.

Первый вице-президент компании Андрей Никипелов представил проект «Новые облики: цели, планы и пути решения проблем», который, как рассчитывает руководство, поможет снять напряжённость и объединить усилия для решения общих задач. Они более чем очевидны. Сегодня ТВЭЛ по ряду параметров, в частности численности персонала, зарплате, площадям при сопоставимых объёмах производства, уступает западным топливным компаниям.

Для того чтобы бороться за заказы на мировом рынке, необходимо быть не хуже конкурентов. Как? Избавиться от непрофильных активов и избыточных производственных площадей. А это не только гараж или давно заброшенный склад, но и спортивный комплекс, Дом культуры и детский сад.

– Хочу напомнить, что проект «Новый облик» решает сразу несколько задач, – сказал Андрей Никипелов. – Это рост объёмов производства, заработной платы, улучшение условий труда и адресные социальные программы. А в конечном итоге мы хотим добиться стимулирования бизнес-активности и социальной приемлемости моногородов.

Организаторы  продемонстрировали схему занятости в моногородах и ЗАТО. Например, в США 80 % трудоспособного населения занято в сфере услуг, в российских моногородах этот показатель – 65 %, а в ЗАТО – всего 45 %, то есть большинство работает на головном предприятии. Для того чтобы наши люди шли работать в эту сферу, ТВЭЛ передаёт в муниципальную собственность социальные объекты, а начинающим бизнесменам помогает инвестициями.