Пункт временного хранения в поселке Гремиха Мурманской области был передан от ВМФ России в ведение Министерства по атомной энергии (с 2007 года – Госкорпорация «Росатом») в 1998 году.
На момент передачи он имел статус ядерно-опасного объекта. Имелась открытая площадка хранения радиоактивных отходов (РАО) и твёрдых РАО (ТРО). Также на объекте в Гремихе хранилось отработанное ядерное топливо (ОЯТ) атомных подводных лодок двух типов: водо-водяных реакторов (ВВР) и реакторов с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) от АПЛ класса «Альфа». На открытой площадке хранилось около 116 контейнеров ОЯТ. При этом не все контейнеры были герметичны, у части из них отсутствовали крышки. Загрязнение акватории проходило через атмосферные осадки. Исходный уровень фона гамма-излучения составлял 3,3 мЗв в час.
Особенность Гремихи заключалась в том, что наземных дорог туда не было. Ещё в советские времена, когда этот объект создавался, проложить туда дорогу не получилось, и было только два варианта транспорта – либо на вертолёте, либо морским путём. В случае, если было необходимо доставить особо крупногабаритный груз, то заказывались специальные суда.
Решать этот вопрос самостоятельно было сложно, и в 2005 году к решению этого вопроса присоединилась Франция в рамках программы «Глобального партнёрства», принятой на саммите стран «восьмёрки» в 2002 году. Сотрудничество заключалось в форме соглашений и контрактов с Комиссариатом по атомной энергии (СЕА). Это дало возможность провести модернизацию инфраструктуры, создать оборудование для обращения с ОЯТ и РАО, провести выгрузку и вывоз дефектного ОЯТ и впоследствии решить вопрос с ОЯТ ЖМТ.
В рамках программы Глобального партнёрства был разработан Стратегический мастер-план (СМП). В нём было отмечено, что Гремиха является одним из наиболее приоритетных проектов и к его реализации необходимо приступить незамедлительно.
В период с 2005 по 2013 год французская сторона вложила 46 млн евро, аналогичную сумму вложил Росатом. Франция работала в рамках программы «Глобального партнёрства» не только в Гремихе, но и на ряде других объектов, и общая сумма затрат французской стороны составила свыше 100 млн евро.
Первоначально в Гремихе требовалось восстановить инфраструктуру, чтобы начать работу, изучить ситуацию с точки зрения радиационной безопасности, чтобы понять, каким образом подойти к решению задачи; требовалось оцифровать все эти данные. В первую очередь необходимо было вывезти топливо и обезопасить территорию с радиологической точки зрения.
Вопрос не ограничивался только площадкой в Гремихе. Нужно было решить, куда это топливо будет перевезено. Был рассмотрен вопрос, насколько ПО «Маяк», где предполагалась переработка топлива, готов к этому, были профинансированы работы по исправлению имевшихся при этом недостатков (например, восстановление работоспособности горячих камер).
Перед тем, как начать работу по отправке топлива, очень много времени заняли подготовительные работы (анализ ситуации, тренировки и др.). В анализе участвовала как французская сторона, так и множество предприятий с российской стороны, в т.ч. и не входящие в систему Росатома.
Следует отметить, что это была не программа помощи, а программа партнёрства. Сумма средств, выделенная французской и российской сторонами, была примерно одинаковая – 50 и 55 млн евро соответственно.
Для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и населения, в период 2006-2009 гг были проведены работы при поддержке ЕБРР по совершенствованию систем физической защиты, были разработаны концепции удаления ОЯТ и ТРО из хранилищ открытого типа, большое внимание уделялось разработке концепции безопасных условий хранения ОЯТ, в первую очередь ОЯТ АПЛ класса «Альфа».
В отношении ОЯТ реакторов ВВР, в 2007 году в рамках контактов с Комиссариатом по атомной энергии Франции были проведены комплексные обследования зданий и сооружений территории и акватории пункта временного хранения РАО и ОЯТ. Была закуплена и задействована робототехника для решения данных вопросов. Затем в период 2011-2012 годов, опять же при поддержке СЕА, был изготовлен очень большой комплект нестандартного оборудования, который позволил обращаться с некондиционным топливом реакторов ВВР. Перечень оборудования насчитывал 64 наименования изделий.
Что касается реабилитации площадки, то при сотрудничестве с СЕА были проведены работы по реабилитации пункта временного хранения ТРО и была значительно улучшена радиационная обстановка. Оборудование, изготовленное в 2011-2012 годах, позволило извлечь и направить на переработку некондиционное топливо из Гремихи.
Параллельно с решением вопросов с топливом ВВР были закончены работы по извлечению отработавших выемных частей (ОВЧ) АПЛ класса «Альфа». Из этих АПЛ целиком извлекалась выемная часть реактора и хранилась в замороженном сплаве. Когда все они были извлечены и возник вопрос, что делать с этим ОЯТ. Ранее никакого опыта обращения с ОЯТ подобного рода не было, поэтому предполагалось сделать этот вопрос «отложенным решением». Гендиректор «СевРАО» Валерий Николаевич Пантелеев предложил инновационный вариант решения – провести разборку этих ОВЧ. Французский Комиссариат по атомной энергии поддержал это предложение и подписал контракт на разработку оборудования и инфраструктуры, которые позволили не только выгрузить топливо, но и провести пилотный проект по работе с аварийным реактором, который был полностью извлечён из АПЛ, и на специальном оборудовании были проведены работы по его разборке. Этот пилотный проект до сих пор позволяет «СевРАО» проводить работы по выгрузке реакторов ЖМТ. В ходе форума «Атомэко», проходившего в конце 2017 года, была обнародована информация, что на тот момент проводились работы с уже пятым таким объектом.
Работы в Гремихе были изначально разбиты на два основных этапа: первый этап – реабилитация территории, второй этап – вывоз ОЯТ. Первый этап завершён, второй близится к завершению. К 2021-2022 году топливо из Гремихи будет полностью вывезено, и тогда можно будет объявить, что Гремиха стала безъядерной зоной.
На начальном этапе было проведено радиационное обследование территории и выявлены основные источники решения этих вопросов, после чего перешли к этапу вывоза топлива. Проведено обследование, в ходе которого было выяснено, где какие источники ОТВС находятся. В общей сложности было вывезено 898 ОТВС, треть из которых были некондиционные.
Одной из организаций, занимавшихся поставками оборудования в Гремиху и на другие объекты «ядерного наследия», – это компания «Спецтехкомплект». Одна из последних работ, которая проводится в Гремихе при активном участии этой компании – продление ресурса работы перегрузочного оборудования для обращения с теми ОВЧ, которые хранятся в Гремихе. В течение 2017 года начал более активно решаться вопрос по вывозу высокоактивных ТРО в виде элементов и фрагментов средств управления и защиты (СУЗ). При участии «Курчатовского института» и «НИКИЭТ» выполнена очень большая работа по радиационному обследованию. Первоначально было непонятно содержимое этих приямков под водой. По предположениям «НИКИЭТ», количество СУЗ в каждом приямке оценивается примерно в 100 штук.
Был сделан вывод, что решение может идти по двум направлениям, которые между собой не взаимодействуют: для работ на приямках у здания 1 для извлечения ОТВС используются один вид оборудования и дальнейшая транспортировка будет осуществляться в контейнерах ТУК-108, который допущен к перевозке высокоактивных ТРО. С другой стороны, «Курчатовский институт» предложил свою транспортную цепочку. Было сделано предложение, чтобы эти цепочки объединить и проводить работу одним оборудованием и на приямках у здания 1, и тем же оборудованием в здании 19 и на площадке ТРО, где в бетонных контейнерах хранилось содержимое, состав которого на тот момент можно было только предполагать. Судя по расчётам, которые проводил «НИКИЭТ» в 2006 году и обследованию, которое проводил «Курчатовский институт», удалось заглянуть только в один бетонный контейнер и сделать там несколько фотографий. Из них удалось выяснить, что там есть элементы СУЗ, остальное же содержимое можно было оценить как ТРО.
Компания «Спецтехкомплект» работала в первую очередь над приямком: разработка узла зачехловки СУЗ в пеналы с временным хранением в приямках внутри здания 1 до того момента, когда они все будут собраны и готовы к вывозу в контейнерах ТУК-108 на судне «Серебрянка» и в дальнейшем будут отправлены на пункт длительного хранения в губе Сайда.
В настоящее время также продолжается переработка ОЯТ, доставленного с Гремихи, на ПО «Маяк». Технология в отношении ОЯТ заключается в разделении отработавших сборок на активную и неактивную части. Те части, которые не подлежат переработке, будут отправлены на захоронение в «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (НО РАО).
Статья подготовлена по материалам докладов специалистов на международном общественном форуме-диалоге «АтомЭко-2017».