5 июля 2021

Опыт НИЯУ МИФИ в разработке и реализации магистерской программы «Управление в атомной отрасли» в рамках Академии ядерного менеджмента МАГАТЭ

Авторы: Волков Ю.А., Гераскин Н.И., Косилов А.Н., Харитонов В.В.

Введение

Нынешним и будущим руководителям ядерного сектора в развитых и развивающихся странах необходимы соответствующие знания и навыки для своей работы, требующей знания как ядерных технологий, так и управленческих компетенций. В идеале будущие руководители должны приобретать большую часть необходимых компетенций до перехода на управленческие должности и продолжать свое развитие, работая в качестве менеджеров.

Инженеры атомных электростанций (АЭС) или других ядерных организаций часто имеют ограниченные возможности для получения формального управленческого образования. С другой стороны, многие руководители в ядерном секторе часто не имеют квалификации в ядерной сфере и, как правило, имеют мало шансов получить академическое ядерное инженерное/научное образование в течение своей карьеры. Поэтому существует потребность в приобретении управленческих компетенций, необходимых для ядерного сектора, не только на практических учебных курсах, ориентированных на отрасль, и на обучении на рабочем месте, но и посредством университетских образовательных программ, ориентированных на теорию, концепцию и их практические применения.

Сотрудничество МАГАТЭ с ведущими университетами привело к созданию Международной академии ядерного менеджмента (International Nuclear Management Academy – INMA) МАГАТЭ, в рамках которой университеты предоставляют программы магистратского уровня по стандартам МАГАТЭ, ориентированные на управление ядерным сектором с акцентом на современные методы управления в области ядерных технологий, науки и техники. Академия INMA стремится содействовать развитию сотрудничества между университетами по разработке совместных программ, взаимному пользованию образовательными ресурсов, материалов и инструментов. INMA ориентирована на руководителей и будущих менеджеров, работающих прежде всего в ядерной энергетике. INMA поддерживается как программная деятельность секции управления ядерными знаниями департамента ядерной энергетики МАГАТЭ.

Магистерская программа INMA в области управления ядерными технологиями (INMA master’s degree programmes in nuclear technology management, далее программа INMA-NTM) была разработана для удовлетворения этих требований и развития у менеджеров широкого и глубокого понимания жизненного цикла ядерных технологий на основе наилучших практик управления в ядерном контексте. Конкретные управленческие знания, такие как ядерная безопасность, безопасность и гарантии, глобальная перспектива в ядерной сфере, инженерная экономика, общественные отношения и этические проблемы, направлены на то, чтобы подготовить выпускников программы для решения вопросов принятия обоснованных решений. Области компетенций, охватываемых программой INMA-NTM, включают нормы ядерной безопасности МАГАТЭ, стандарты ядерной и физической безопасности и руководства по гарантиям. Конечная цель заключается в том, что учебные программы в области менеджмента ядерных технологий способствовали постоянному притоку высококвалифицированных менеджеров, необходимых работодателям ядерной энергетики, включая АЭС, предприятия ЯТЦ, научно-исследовательские лаборатории, регулирующие органы, организации технической поддержки, новые строительные проекты и соответствующие государственные организации.

Международная академия ядерного менеджмента (INMA) МАГАТЭ

Целью INMA является повышение безопасности, эффективности и экономичности использования ядерных технологий в мирных целях путем повышения управленческих компетенций в ядерной отрасли. Это достигается за счет реализации многих конкретных стратегических целей, связанных с разработкой высококачественных и устойчивых университетских магистерских образовательных программ для руководителей, работающих в ядерных организациях, или тех, кто играет роль в принятии решений по ядерной политике и программам в правительстве. 

В рамках инициативы INMA МАГАТЭ поддерживает сотрудничество между инженерно-физическими факультетами и кафедрами в университетах государств-членов МАГАТЭ в целях разработки и поддержания возможностей для осуществления программ управления ядерными технологиями. Любой университет или образовательное учреждение, уполномоченные правительством страны выдавать степень магистра в области менеджмента и ядерных технологий, может разработать программу магистратуры по управлению ядерными технологиями. Однако программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями, установленными INMA. Для одобрения магистерской программы со стороны INMA-NTM, университеты или учебные заведения должны успешно пройти аккредитацию МАГАТЭ в соответствии с утверждённой процедурой.

Университеты или учебные заведения, осуществляющие программы INMA-NTM с помощью инструментов содействия и поддержки, предлагаемых МАГАТЭ, будут:

  • Реализовывать программу INMA-NTM в соответствии с общими требованиями INMA;
  • Обмениваться опытом в реализации программ INMA-NTM и координировать свои действия по дальнейшему развитию с ИНМА;
  • Периодически обмениваться данными по образовательным программам INMA-NTM, включая количество и содержание дисциплин, число новых студентов, число и демографические данные выпускников, опыт организации учебного процесса и работы студентов.

При реализации программ INMA-NTM поощряется сотрудничество между университетами - членами INMA в целях эффективного использования имеющихся ресурсов (лабораторной базы, опыта и др.). Желательно, чтобы организации и предприятия ядерной отрасли, органы регулирования ядерной деятельности не только направляли нынешних или будущих руководителей на обучение по программе INMA-NTM в целях укрепления и повышения их компетентности в качестве руководителей, но и активно участвовали в учебном процессе, передавая студентам и преподавателям практический опыт и направления перспективных исследований.

Студенты магистерской программы «Управление в атомной отрасли» НИЯУ МИФИ А. Соловьева и Д. Юршина на конференции МАГАТЭ в Южной Корее.

Общие требования INMA к программам в области управления ядерными технологиями

Экспертами МАГАТЭ определены 47 основных компетенций руководителей, работающих в ядерном секторе. Эти компетенции сгруппированы в четыре «области компетенции» (ОК), которые обеспечиваются набором учебных дисциплин в университетах - членах INMA. Ниже дана краткая характеристика областей компетенций (полный перечень компетенций приведен в приложении): 

  1. ОК «Внешняя среда» включает компетенции, связанные с задачами управления ядерной организацией с учетом воздействия внешней среды, то есть политических, правовых, нормативных, социально-экономических и иных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческие решения в ядерной отрасли.
  2. ОК «Технологии» включает компетенции, связанные с использованием базовых ядерных технологий и техники, то есть с принципами работы и конструкцией реакторов и оборудования АЭС, предприятий ЯТЦ, с радиационной и физической защитой,  что прямо или косвенно определяет методы управления ядерными объектами для энергетических или иных целей.
  3. ОК «Менеджмент» включает компетенции, связанные с вызовами и практикой управления бизнес-процессами в ядерном секторе с должным учетом социально-экономических требований при соблюдении ядерной, радиационной и физической безопасности.
  4. ОК «Лидерство» включает компетенции, необходимые руководителю для ярко выраженного этического поведения, четкого видения и постановки стратегических целей, навыков общения со всеми заинтересованными сторонами и профессионального поведения в разных ситуациях, приверженности повышению конкурентоспособности и безопасности ядерных технологий и техники.

Разрабатываемая в университетах магистерская программа менеджмента ядерных технологий должна формировать знания и компетентности, соответствующие вышеперечисленным требованиям INMA. Тематическая специализация может быть выбрана университетом с учётом потребностей местных заинтересованных сторон (ядерных организаций). Важно, чтобы выпускники могли продемонстрировать знания  наиболее распространенных методологий менеджмента; продемонстрировать способность применять знания в критическом анализе новой проблемы и четко формулировать цели, идеи, вопросы и выводы; внедрять соответствующие теоретические положения в практические проекты при разумном понимании пределов знаний; продемонстрировать профессиональный потенциал для самостоятельного принятия управленческих решений в учебных проектах при соблюдении этического поведения, соответствуя корпоративным принципам и руководящим принципам МАГАТЭ.

Экскурсия на АЭС: пульт управления АЭС на электронном тренажере

Реализация программам в области управления ядерными технологиями в НИЯУ МИФИ 

На начало 2021 года 7 национальных университетов разработали учебные магистерские программы в области ядерными технологиями и успешно прошли аккредитацию МАГАТЭ. Это – Университет Манчестера (Великобритания), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (Россия), Университет Токио (Япония), TAMU (США), Северо-западный университет и университет Витс (Южная Африка) и Будапештский университет технологии и экономики (Венгрия).

Ещё семь университетов – Национальный политехнический университет Армении, Харбинский инженерный университет (Китай), Технологический университет Онтарио (Канада), Книверситет Айдахо (США), Университет Цингхуа (Китай), Университет восточной Богемии (Чехия) и Софийский университет (Болгария) -  разрабатывают свои программы в области управления ядерными технологиями, а некоторые из них начали процесс аккредитации.

В НИЯУ МИФИ магистерская программа «Управление в атомной отрасли» по направлению «38.04.02 – Менеджмент» выполняется с 2016. В 2017 году программа прошла аккредитацию МАГАТЭ. В реализации программы участвуют Факультет бизнес–информатики и управления комплексными системами (ФБИУКС) и Институт ядерной физики и технологий (ИЯФиТ).

Цели программы: подготовка магистров, обладающих управленческими и техническими компетенциями для успешной работы в сфере государственного и корпоративного управления, международного сотрудничества, инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов в области перспективных ядерно-энергетических технологий, и следующих интересам глобального бизнеса Госкорпорации «Росатом».

Область профессиональной деятельности выпускника: управленческая деятельность в организациях ядерной отрасли любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления; предпринимательская и организационная деятельность в структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело; научно-исследовательская деятельность в научных организациях, связанных с решением управленческих проблем атомной отрасли; научно-исследовательская и преподавательская деятельность в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования в интересах ядерной отрасли.

Объекты профессиональной деятельности выпускника: процессы управления организациями ядерной отрасли различных организационно-правовых форм; процессы государственного и корпоративного управления; научно-исследовательские процессы в сфере ядерной энергетики.

Особенности учебного плана: Преимуществом и спецификой образовательного процесса подготовки является его междисциплинарный характер, изучение современных и перспективных ядерных технологий, международного научно-технологического сотрудничества, новейших инструментов финансово-экономического анализа, стратегического планирования и управления инновационным развитием с учетом специфики атомной отрасли в условиях ее цифровой трансформации. Ряд дисциплин преподается на английском языке.

Все 4 семестра студенты выполняют научно-исследовательскую работу в тесной связи с направлениями деятельности потенциальных работодателей. Часть студентов проходит зарубежные практики. Реализация программы предусматривает сотрудничество между университетами – членами Международной академии ядерного менеджмента, включая совместную реализацию отдельных курсов, обмен студентами и преподавателями, взаимные проверки и студенческие форумы.

При успешном окончании бучения по программе «Управление в атомной отрасли» выпускники получают государственный диплом установленного образца и сертификат МАГАТЭ, удостоверяющий соответствие программы требованиям МАГАТЭ, разработанными Международной академией ядерного менеджмента. С начала запуска программы было выпущено 30 магистров (выпуски 2018, 2019 и 2020 годов), многие из которых успешно трудятся на предприятиях ядерной отрасли.

Сертификат ИНМА МАГАТЭ выпускникам магистерской программы НИЯУ МИФИ «Управление в атомной отрасли»

Заключение

Сотрудничество МАГАТЭ с ведущими университетами привело к созданию Международной академии ядерного менеджмента (International Nuclear Management Academy – INMA), целью которой является повышение безопасности, эффективности и экономичности использования ядерных технологий в мирных целях путем повышения управленческих компетенций в ядерной отрасли. Экспертами МАГАТЭ определены 47 основных компетенций руководителей, работающих в ядерном секторе.

Международная академия ядерного менеджмента разработала требования к магистерской программе в области управления ядерными технологиями (INMA master’s degree programmes in Nuclear Technology Management, программа. В настоящее время к программе INMA-NTM подключились 7 университетов, и еще 7 планируют участие в этой программе.

Наибольший опыт подготовки магистров по программе INMA-NTM накоплен в НИЯУ МИФИ, где состоялось уже 4 выпуска магистров (на июль 2021 г.), многие из которых успешно работают в ядерной отрасли России.

Приложение. Перечень компетенций программы INMA в области управления ядерными технологиями

Ширина и глубина охвата областей компетенций за пределы требуемых минимумов находятся на усмотрении университета, как показано на рисунке 1. INMA обеспечивает достаточную гибкость, чтобы каждая университетская программа могла быть адаптирована к потребностям местных заинтересованных сторон и потребностей учащихся, а также с учетом возможных программных тем (т.е. с учётом специализации).

Рис. 1. Репрезентативный пример профиля компетентности Т-образной формы (часть ОК) для разработки магистерских программ INMA-NTM.

Тридцать четыре из 47 компетенций определены как обязательные и обозначаются как (R) (приблизительно 72% от общего числа компетенций), 13 компетенций определены как «по усмотрению университета, разработчика программы NTM» и обозначены как (А). В таблице 1 показаны требования INMA для каждой из областей компетенции.

Таблица 1. Области компетенций и требования

Области компетенций

Общие требования INMA

 (R) – обязательная компетенция

(A) – на усмотрение университета

Минимальный обязательный уровень компетенции (0–3)

Область компетенций 1 Внешняя среда

1.1. Производство энергии, распределение и энергетические рынки

A

1

1.2. Международные ядерные организации

R

1

  1. Национальная политика, планирование и политика в области ядерных технологий

A

1

1.4. Ядерные стандарты

R

1

1.5. Ядерное право

A

1

1.6. Бизнес-право и управление контрактами

R

1

1.7. Управление интеллектуальной собственностью (ИС)

A

1

1.8. Ядерное лицензирование, лицензионная основа и процессы регулирования

R

2

1.9. Ядерная физическая безопасность

R

1

1.10. Ядерные гарантии

A

1

1.11. Перевозка ядерных товаров и материалов

A

1

Область компетенций 2 Технологии

2.1. Принципы проектирования атомных электростанций и других объектов

R

1

2.2. Эксплуатация АЭС и других ядерных установок

R

1

2.3. Управление жизненным циклом АЭС / объектов

A

1

2.4. Процессы и программы технического обслуживания ядерных установок

R

2

2.5. Системная инженерия для ядерных установок

A

1

2.6. Принципы и анализ ядерной безопасности

R

2

2.7. Радиологическая безопасность и защита

R

2

2.8. Физика ядерного реактора и управление реактивностью

A

1

2.9. Технологии ядерного топливного цикла

A

1

2.10. Управление переработкой и захоронением радиоактивных отходов

R

1

2.11. Вывод из эксплуатации атомной станции / установки

R

1

2.12. Охрана окружающей среды, мониторинг и восстановление

R

1

2.13. Управление ядерными исследованиями и инновациями

A

1

2.14. Применение ядерных наук

A

1

Области компетенций

Общие требования INMA

(R) – обязательная компетенция

(A) – на усмотрение университета

Минимальный обязательный уровень компетенции

(0–3)

Область компетенций 3 Менеджмент

3.1. Управление инженерными проектами в области атомной энергетики

R

1

3.2. Системы управления в ядерных организациях

R

1

3.3. Управление отношениями с работниками в ядерных организациях

R

1

3.4. Организационное управление и развитие людских ресурсов

R

2

3.5. Организационное поведение

R

1

3.6. Финансовый менеджмент и контроль за расходами в ядерной сфере

R

1

3.7. Обучение и управление человеческими ресурсами в ядерных организациях

R

1

3.8. Обучение и управление человеческими ресурсами в ядерных организациях

R

1

3.9. Мониторинг эффективности и совершенствование организации

R

1

3.10. Программы управления качеством

R

2

3.11. Закупки и управление поставщиками в ядерных организациях

R

1

3.12. Управление ядерной безопасностью, принятие решений с учетом риска

R

2

3.13. Управление ядерными инцидентами, планирование в чрезвычайных ситуациях и ответные меры

R

2

3.14. Анализ опыта эксплуатации и корректирующие действия

R

1

3.15. Управление программой физической ядерной безопасности

A

1

3.16. Культура ядерной безопасности

R

1

3.17. Ядерные аварии и извлеченные уроки

R

1

3.18. Управление ядерными знаниями

R

1

Область компетенций 4 Лидерство

4.1. Стратегическое лидерство

R

2

4.2. Этика и ценности высокого стандарта

R

1

4.3. Стратегии коммуникации для лидеров в ядерной области

R

1

4.4. Изменения в ядерных организациях

R

1

Литература

1. International Nuclear Management Academy Master’s Programmes in Nuclear Technology Management, Nuclear Energy Series No. NG-T-6.12, IAEA, Vienna, 2020

2. A N Kosilov et al, Implementation of International Nuclear Management Academy Master’s Program at NRNU MEPhI, Journal of Physics: Conference Series, Volume 1133, Number 1, 2018

3. Ю Н Волков и др., Ядерное образование в России и в зарубежных странах Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11

4. Nuclear Engineering Education: A Competence-Based Approach in Curricula Development, Nuclear Energy Series No. NG-T-6.4, IAEA, Vienna, 2014