Доктор наук, профессор Института управления ядерными знаниями (Австрия) Янко Л. Янев и доктор наук, профессор НИЯУ МИФИ Виктор Мурогов опубликовали материалexternal link, opens in a new tab о перспективах реализации проектов по управлению ядерными знаниями и стратегических целях этого направления.
Управление знаниями (УЗ) возникло как новое течение в области информационного менеджмента в начале 1990-х годов. Многие считают, что термин «управление знаниями» был изобретен консалтинговым сообществом. С появлением Интернета и быстрым развитием информационных технологий возникла большая проблема надлежащего управления информацией и ее доступности для непосредственного или повторного использования. Вторая «волна» управления знаниями последовала за первыми исследованиями И. Нонаки и Х. Такеучи в Японии, которые поставили в центр внимания человеческое знание, его интернализацию, обмен и социализацию. В начале XXI века управление знаниями широко рекламировалось и применялось с переменным успехом в различных отраслях промышленности и организациях.
С начала тысячелетия ядерные организации, как проектные и исследовательские — научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университеты и Академия наук, — так и эксплуатирующие, приступили к осуществлению программ управления знаниями. Управление знаниями стало мощной стратегией для решения важных и в некоторых случаях критических проблем потери знаний в результате ухода и смены поколений. Сохранение знаний ключевых ядерных экспертов и необходимость передачи знаний также привлекли большое внимание и усилия по разработке новых подходов и методологий, пригодных для сложных областей специальных знаний и навыков.
Применение систематической практики УЗ в эксплуатирующих организациях и контролирующих органах, в организациях технического обеспечения (ОТО), конструкторских бюро и научных институтах оказалось эффективным и необходимым для поддержания компетентности и навыков в достижении высокого уровня безопасности и эксплуатационных характеристик.
Проекты У З пришли в ядерную сферу после того, как аналогичные проблемы были решены в других отраслях промышленности, в таких, например, организациях, как Национальные лаборатории Сандия (Sandia National Laboratory, США), госкорпорация Tennessee Valley Authority (США), шведская страховая компания Scandia, компания IBM (США) и др. Они развивались независимо друг от друга для достижения общей цели: сохранения и повышения организационной и индивидуальной компетентности.
Каждая ядерная организация сталкивается с конкретными задачами в поддержании на высоком уровне знаний и навыков. В течение последних, по крайней мере, десяти лет наблюдаются и широко обсуждаются некоторые тенденции, бросающие вызов управлению ядерными знаниями:
- снижение интереса к ядерной науке и технике у молодого поколения;
- снижение потенциала учебных заведений в связи с уходом на пенсию профессоров и финансовыми трудностями для обслуживания ядерных установок в качестве исследовательских реакторов, радиационных лабораторий и другой инфраструктуры;
- сложность передачи знаний и опыта от вышедших на пенсию ядерных экспертов;
- возможность принятия решений при недостатке знаний на высшем управленческом уровне;
- отсутствие понимания необходимости инвестирования в инновационные методы и технологии для сохранения и/или создания знаний;
- в странах, заинтересованных в ядерной энергетике, но не имеющих опыта, знания являются важнейшим компонентом развития национальной ядерной инфраструктуры.
За почти 20 лет своего существования «Программа управления ядерными знаниями» МАГАТЭ была реализована как типичная сквозная программа. Ее роль заключалась в том, чтобы руководить деятельностью по управлению знаниями и служить центром передового опыта в области управления знаниями для Агентства в условиях, когда каждый департамент и программа инициируют и осуществляют конкретные мероприятия по управлению знаниями в своей собственной области (SG, MT, NS, NA и TC). Эта программа успешно осуществлялась во всех стратегических областях деятельности Агентства и получила одобрение государств-членов. В течение всех этих лет «Программа управления ядерными знаниями» МАГАТЭ была координационным центром и форумом для обмена информацией и опытом в области управления ядерными знаниями в государствах-членах, отраженными в двухгодичных докладах Генеральной конференции и соответствующих резолюциях.
Наиболее важный вклад МАГАТЭ в деятельность государств-членов — повышение осведомленности о применении систематического и комплексного управления знаниями для повышения безопасности и экономичности ядерной энергетики.
Международное сообщество ядерных экспертов с интересом восприняло и поддержало инициативы МАГАТЭ по УЗ. Вслед за совещанием экспертов высшей категории стран — членов МАГАТЭ (Вена, июнь 2002 года) и научным форумом стран — членов МАГАТЭ (Вена, сентябрь 2002 года) по вопросам УЗ состоялась Первая международная конференция МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями (Париж, 2003 год). На Второй и Третьей конференциях (последняя прошла в Вене в 2016 году) были подведены итоги национальных и международных усилий в области УЗ.
Стратегические цели международной программы УЗ связаны с определенной миссией и сформулированным видением. Стратегические цели обычно соответствуют условиям и принципам SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic and Timely —конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность и своевременность).
В ближайшие десять лет в сфере ядерной энергетики будут доминировать такие факторы, как продление срока службы существующего атомного парка в странах, использующих ядерную энергию (в Северной Америке, Европе и Японии); новое строительство и рост в Китае и небольшом числе стран Восточной Европы и региона Персидского залива; интерес и подготовительная работа в ряде африканских стран и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Управление знаниями будет необходимо для поддержания компетентности в ядерных странах и создания условий для передачи знаний и наращивания потенциала в странах-новичках. Особенно важными будут внедрение требований к управлению знаниями через новые стандарты ИСО: ИСО 9001/2015 (Управление качеством) и новый ИСО 30 401 (Управление знаниями) — и их потенциальное влияние на ядерную сферу.
Потребности стран, которые продолжают использовать ядерные технологии, будут заключаться в методологии и руководстве, подготовке кадров в области управления ядерными знаниями, поддержке университетских программ по ядерным дисциплинам посредством создания сетей и обмена опытом, учебных материалов и доступа к инновационным технологиям.
Развивающиеся страны, заинтересованные во внедрении ядерно-энергетических технологий («новички»), по-прежнему проявляют большой интерес к информации, опыту и передовой практике, а также к технической поддержке в целях наращивания потенциала и развития инфраструктуры.
Выводы, которые делают авторы - развитие программ и инициатив по управлению ядерными знаниями в странах, использующих ядерные технологии, стало ответом на насущные потребности в сохранении ядерных знаний, критической информации в различных областях ядерной науки и техники, бесценного опыта эксплуатации, который эксперты забирают с собой, уходя на пенсию.
С тех пор как управление ядерными знаниями стало важной стратегией управления в ядерном сообществе, МАГАТЭ служило источником методологии и руководства, обеспечивая подготовку и информируя старших руководителей во многих странах о важности управления знаниями.
Потери знаний, приводящие к разрыву между наукой и практикой, всегда будут занимать центральное место в отраслевой повестке, когда речь идет о гарантировании соответствующих навыков и опыта, обеспечении критически важных знаний и осуществлении устойчивой передачи знаний между поколениями. Продление срока службы нынешнего атомного парка и потенциальное превращение ядерной энергетики в важный источник низкоуглеродной электроэнергии в ближайшем будущем станут важнейшими задачами для управления знаниями в ядерном сообществе в целом.
Управление ядерными знаниями должно осуществляться более активно на протяжении всего жизненного цикла ядерных установок, причем оно должно осуществляться через национальные и организационные границы и барьеры и всегда — в рамках комплексной системы управления.