Согласно исследованиям, проведенным на национальном уровне в рамках трехгодичного проекта, координируемого МАГАТЭ, такие страны как Армения, Гана, Польша, Турция и Украина имеют значительный потенциал с точки зрения использования ядерной энергии для сокращения выбросов парниковых газов и достижения целей по борьбе с изменением климата, включая цели, согласованные на Климатическом саммите КС-26 (COP26).
Полученные в ходе реализации этого проекта координированных исследований (ПКИ) данные подчеркивают возможность более широкого использования ядерной энергии для поддержки более амбициозных национальных целей по борьбе с изменением климата в соответствии с требованиями «Климатического пакта Глазго», согласованного во время КС-26 (COP26), прошедшего в Ноябре прошлого года. Около 30 стран включили ядерную энергию в планы, представленные в соответствии с Парижским соглашением 2015 года, в которых рассматриваются как ближайшие цели (до 2030 года), согласованные в рамках так называемых «определяемых на национальном уровне вкладов», так и более долгосрочные стратегии по достижению нулевого уровня выбросов. Результаты работы ПКИ отражают растущий интерес к ядерной энергии среди стран, стремящихся к достижению более масштабных целей по борьбе с изменением климата.
«В целом, исследования страновых групп показывают, что ядерная энергия имеет значительный потенциал для внесения вклада в смягчение последствий изменения климата, в зависимости от национального контекста, — рассказывает Хэл Тёртон, экономист-энергетик из МАГАТЭ и научный сотрудник ПКИ. — Исследовательские группы также отметили, что ядерная энергия хорошо подходит для обеспечения экономического роста, поддержания безопасности энергоснабжения путем снижения зависимости от импорта, обеспечения надежности и гибкости электроэнергетической системы и поддержки реализации целей устойчивого развития в более широком масштабе».
В рамках ПКИ под названием «Оценка потенциальной роли ядерной энергии в национальных стратегиях смягчения последствий изменения климата» были собраны исследовательские группы из 12 стран, имеющих определенные проблемы в области энергии, развития и климата. Главной целью проекта было изучение того, как ядерная энергия, наряду с другими источниками низкоуглеродной энергии, может помочь решить эти проблемы. Исследовательские группы разработали и применили различные аналитические механизмы и инструменты моделирования для прогнозирования спроса на энергию в течение нескольких последующих десятилетий, оценки технологических возможностей и вариантов обеспечения энергоснабжения для удовлетворения прогнозируемого спроса, а также оценки влияния этих факторов на выбросы парниковых газов.
Исследовательские группы из Армении, Пакистана, Польши и Турции выявили значительный потенциал ядерной энергии в отношении смягчения последствий изменения климата в своих странах. При условии, что проблемы с первоначальными инвестиционными затратами и финансовыми барьерами будут решены, ядерная энергия также является перспективной для смягчения последствий изменения климата в Гане, Чили и ЮАР. В трех других странах — Вьетнаме, Литве и Хорватии — ядерная энергия в настоящее время считается неконкурентоспособной. Австралия и Украина поделились своим опытом, используя другой формат отчетности; исследовательская группа на Украине также выявила значительный потенциал ядерной энергии для своей страны.
Гана и Польша входят в число примерно 30 ядерных стран-новичков, которые либо находятся в начале процесса, либо только рассматривают возможность внедрения ядерной энергии. Армения и ЮАР уже эксплуатируют атомные электростанции и изучают возможность расширения использования ядерной энергии, а Пакистан стремится к наращиванию потенциала с целью расширения возможностей существующего реакторного парка. Турция строит свои первые реакторы, а Чили рассматривает возможность использования ядерной энергии в будущем.
На мероприятии МАГАТЭ в рамках КС-26 (COP26) в прошлом месяце министр энергетики Ганы Мэттью Опоку Премпе объявил, что страна рассматривает возможность использования ядерной энергии для широкомасштабного производства низкоуглеродной электроэнергии, которую больше не могут обеспечить гидроэнергетические ресурсы.
«Результаты исследований ПКИ помогли Программе ядерной энергии Ганы дополнительно обосновать использование ядерной энергии в качестве нового источника энергии», — рассказывает Сет Кофи Дебра, директор Института ядерной энергетики Комиссии по атомной энергии Ганы. «Кроме того, результаты исследований ПКИ повлияли на общие соображения Ганы по включению ядерной энергии в цели, связанные с определяемыми на национальном уровне вкладами», — добавляет он, отмечая, что Гана пересмотрела свои приоритеты в отношении определяемых на национальном уровне вкладов в ноябре 2021 года, включив в них ядерную энергию.
Для Армении, которая уже эксплуатирует один ядерный реактор, обеспечивающий около трети производства электроэнергии, оценка нескольких энергетических сценариев показала, что использование ядерной энергии может позволить стране полностью выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению. Одним из основных направлений развития энергетического сектора Армении является создание экспортно-ориентированной энергосистемы, интегрированной в региональный рынок электроэнергии. Таким образом, планируется создать региональный центр для торговли электроэнергией и наращивания энергетического потенциала. Правительственный план долгосрочного развития энергетической системы страны включает в себя ряд проектов в областях производства, передачи, объединения и распределения электроэнергии, направленных на достижение этой цели. В то же время, ключевая роль отводится развитию атомной энергии. Как и Гана, Армения также рассмотрела новые приоритеты в отношении определяемых на национальном уровне вкладов, впервые включив в них ядерную энергию в 2021 году.
В отношении Польши, исследование подтвердило значение ядерной энергии для будущего смягчения последствий изменения климата, в соответствии с национальными планами строительства шести крупных ядерных энергетических реакторов в течение двух последующих десятилетий для поддержки как и климатических целей, так и целей в сфере энергетической безопасности. Поскольку в настоящее время Польша использует уголь для производства примерно 70% всей электроэнергии, для выполнения обязательств по Парижскому соглашению, вероятно, стране потребуются глубокие социально-экономические изменения . Исследование ПКИ показало, что внедрение ядерной энергии поможет обеспечить более высокую занятость и увеличение ВВП, таким образом, переход к экологически чистой энергии также будет способствовать достижению социальных целей и целей в области развития.
Что касается Литвы, то Игналинская атомная электростанция, которая в настоящее время выведена из эксплуатации, обеспечивала около 70% электроэнергии в Литве и экспортировала электроэнергию в другие республики Советского Союза. Однако, в рамках процедуры вступления в Европейский союз, Литва обязалась вывести станцию из эксплуатации. В 2019 году Литва импортировала около 72% всей электроэнергии, в основном из России и Швеции. Ожидается, что страна останется крупным импортером электроэнергии и в будущем. Ядерная энергетика может быть экономически эффективной в Литве в случае приоритетности некоторых аспектов энергетической безопасности — например, если в приоритете стоит переход к увеличению доли электроэнергии, вырабатываемой внутри страны — тем не менее, как было установлено национально исследовательской группой, потенциал крупных атомных электростанций в любом случае будет ограниченным.
Помимо поддержки национальных экспертов в оценке потенциальной роли ядерной энергии в их странах, ПКИ также способствовал обмену опытом и углублению знаний экспертов в отношении оценки стратегий и политики в области энергетики и борьбы с изменением климата.
По словам профессора Младена Желько, главного операционного директора Института энергетики им. Хрвое Пожара в Хорватии, за счет «обмена опытом с экспертами из других стран ... [ПКИ способствовал повышению] уровня знаний ... и содействовал выявлению наиболее важных определяющих факторов для национальных стратегических документов и планов в энергетическом секторе».
Многие страновые исследовательские группы, включая хорватскую, использовали инструменты энергетического моделирования МАГАТЭ для оценки потенциала ядерной энергии в рамках ПКИ. Как показало исследование, для Хорватии, совместно эксплуатирующей атомную электростанцию с соседней Словенией, строительство новой крупной атомной электростанции не является конкурентоспособным при нынешних ставках финансирования и ценах на углерод. Однако, страна намерена следить за развитием технологии малых модульных реакторов (ММР), которая может обеспечить потенциально легкодоступный и удобный способ получения низкоуглеродной энергии.
«ПКИ принес нам большую пользу в плане разработки национальных стратегических планов, связанных с климатом и энергией, а также помог нам в последовательной подготовке различных сценариев и формулировании ключевых задач с точки зрения долгосрочного развития энергетического сектора и его влияния на изменение климата», — резюмирует Желько.