Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» утвержден 26 декабря, из бюджета до 2030 года на него будет направлено 696 млрд руб. Ожидается, что в 2024 году на нацпроект выделят 46,4 млрд руб., в 2025-м – 117 млрд руб., в 2026-м – 149 млрд руб. Ожидаемый объем производства в 32,5 тыс. штук к концу реализации нацпроекта, в 2030 году, – почти в три раза больше текущего объема. Планируется, что доля российских беспилотников составит 70% рынка. На территориях присутствия Росатома интерес к беспилотным летательным системам проявляется не случайно. В нашем очередном обзоре — о том, какой вклад резиденты ТОР в атмоградах делают в копилку этой важной государственной программы.
Пилот на земле, а информация в центре
Сами беспилотные летательные аппараты и системы могут применяться в сложных условиях, когда присутствие оператора или непосредственное обследование приборами неоправданно – например, при подготовке к выводу объектов атомной промышленности из эксплуатации, на этапе комплексного инженерно-радиационного обследования труднодоступных поверхностей. БПЛА используются в ходе противоаварийных учений на объектах атомной промышленности. Так, в Северске при проведении учений по ликвидации аварии радиационная разведка территории условного разрушения проводилась с помощью робототехнического комплекса: информацию собирал наземный робот, а наблюдение с воздуха обеспечивал дрон, все данные аккумулировались в мобильном пункте управления.
На днях Росатом сообщил о завершении испытаний комплекса ледовой разведки на базе БПЛА – третий этап испытаний состоялся в акватории судоходного подходного канала в Обской губе Карского моря, аппарат был запущен с атомного ледокола «Ямал».
«БПЛА выполнил полёты вдоль Морского канала Обской губы. Испытания прошли в темное время суток в сложных метеоусловиях: скорость ветра 15–17 м/с (с порывами до 19 м/с), температура воздуха – 25 °С. Все системы отработали в штатном режиме. БПЛА совершил полёт на высоте 600 метров в условиях облачности, длительностью 115 минут с общей протяженностью пути 174 км. Впервые в рамках испытаний успешно протестирована система полностью автоматизированной посадки на палубу ледокола без участия оператора, что позволяет существенно упростить эксплуатационные качества БПЛА. Во время полёта формировались радиолокационные снимки, велась видеозапись в оптическом и инфракрасном диапазоне. Вся информация с геолокационной привязкой к местности в режиме реального времени передавалась оператору на рабочее место на ледоколе», – рассказал директор Департамента реализации проектов СМП «Росатома» Максим Кулинко.
Неслучайно активный интерес к участию в создании беспилотных систем проявляют и резиденты ТОР Росатома.
Компоненты и технологии
В 2023 году в питч-сессии «Беспилотные летательные аппараты и компоненты для их производства» приняли участие представители ряда компаний-резидентов ТОР: «Энергетические системы и компоненты» (ТОР «Лесной»), «МК-Полимер» (ТОР «Северск»), «Центротех» и «Техпром-Композит» (ТОР «Новоуральск»), «Малые космические аппараты» (ТОР «Железногорск»), а также другие компании – потенциальные резиденты. Докладчики рассказали об опыте и потенциале своих компаний в производстве комплектующих и создании технологий для беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения. В числе обсуждаемых вопросов были производство и поставка материалов, позволяющих эксплуатировать летательные аппараты в условиях жестких радиопомех; технологии передачи управляющего сигнала с использованием спутниковой связи; использование композитных материалов для получения новых свойств конструкций, применение 3d-технологий для изготовления элементов беспилотников.
В гражданских целях
На ИННОПРОМ-2023 были подписаны соглашения о намерении развернуть производство беспилотников на ТОР Росатома. Компания «НПК ЭСК» (резидент ТОР «Лесной») планирует производить несколько видов беспилотных летательных аппаратов. Соглашение об открытии предприятия представители компании подписали с региональным «Агентством по привлечению инвестиций» в рамках «Иннопрома». Планируется производить три типа беспилотников: компактная и маневренная система, сделанная по аэродинамической схеме «летающее крыло», с одним мотором; многоцелевой беспилотник для топо– и геологической, аэрофотосъемки и поисковых операций; и дрон Т-450 – летная мультироторная платформа. На базе этой платформы планируется создание роя дронов – комплекта из множества изделий, управляемых одновременно. Также в рамках ИННОПРОМ-2023 соглашение о намерениях подписали генеральный директор АО «Атом-ТОР» Николай Пегин и генеральный директор ООО «НьюЛинк» Егор Ситраков. «НьюЛинк» – резидент «Сколково», разработчик беспилотных летательных аппаратов. Продукт компании – Беспилотный летательный аппарат СКАТ-10 на электрическом двигателе (тип «крыло», для старта используется катапульта), использующий в качестве полезной нагрузки гиростабилизированную оптико-электронную систему собственного производства. СКАТ-10 имеет на борту нейровычислитель, используемый для аналитики видеопотоков с оптических систем, тепловизионных систем, с автономным принятием решения в случае пропадания канала связи. Доля отечественных комплектующих в изделии составляет 98%, программного обеспечения – 100%.
С младых ногтей
Навыки по конструированию и управлению беспилотными летательными аппаратами в атомградах смогут получать даже школьники. Так, в школах Свердловской области с нового учебного года начнут работать центры дополнительного образования по этому направлению. Благодаря усилиям губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева Средний Урал вошёл в число 30 пилотных регионов России, которые в 2024 году получат необходимое финансирование для организации обучения по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Новое направление в сфере дополнительного образования реализуется в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы».
Ожидается, что специальный класс допобразования будет открыт в том числе в Новоуральске.
«В техникум и школы, участвующие в проекте, за счёт федеральной субсидии будет приобретено оборудование для обучения детей конструированию и управлению беспилотниками. На базе техникума планируется создать центр для реализации программ среднего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки педагогов по этому направлению. Классы общеобразовательных учреждений будут оформлены и оснащены в соответствии с единым брендбуком», – рассказала первый заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Нина Журавлёва.
Добавим, что образовательной программы станут 20 учебных модулей. Ребята смогут не только учиться управлению беспилотниками вживую, но и будут получать необходимые знания и навыки с использованием цифровых технологий.