Сохранение «критических» знаний для передачи их новому поколению и формирование компетенций, соответствующих требованиям современной ядерной техники, – основа ядерного образования и подготовки профессиональных кадров для полномасштабного развития ядерной отрасли.
Начало XXI века ознаменовалось возрождением интереса к ядерной энергетике (ЯЭ) и технологиям в ядерных державах и появлением такого интереса в государствах, традиционно не развивающих ЯЭ. Свыше 20 таких стран обратились к МАГАТЭ с просьбой помочь им в создании инфраструктуры ЯЭ и планировании строительства первых АЭС. В то же время такие страны, как Индия, Китай, Россия, на государственном уровне объявили о планах увеличения мощности АЭС и выработки электроэнергии на них в несколько раз. Это позволило говорить, прежде всего, на уровне менеджеров, о начале ренессанса ЯЭ.
Экспертный анализ показывает, что основная причина возрождения интереса к развитию ЯЭ состоит не только в положительном опыте безопасной и эффективной эксплуатации АЭС последние 20 лет. Интерес к развитию ЯЭ, как и альтернативных возобновляемых источников энергии, во многом обусловлен нестабильностью и, в значительной мере, непредсказуемостью (в долговременной перспективе) рынка традиционной органической энергетики.
Технологические основы самих АЭС, составляющих в настоящее время основу атомной энергетики, и их ядерного топливного цикла (ЯТЦ) не претерпели существенных инновационных изменений. Это эволюционные проекты тех же АЭС, которые строились 20-30 лет назад, – с легководными реакторами (ВВЭР, PWR, BWR). Реакторы четвертого поколения, призванные решить проблему развития полномасштабной ядерной энергетики, существуют пока только «на бумаге» и в НИОКР в рамках различных проектов, в том числе INPRO и GIF-4.
Реализация ожиданий человечества и чаяний населения развивающихся стран, так же как и обеспечение энергетической безопасности России на основе развития стабильной и полномасштабной ЯЭ, возможно только на основе инновационной технологии АЭС и их ЯТЦ, в том числе реакторов-бридеров на быстрых нейтронах в замкнутом ЯТЦ. Решение этой масштабной задачи невозможно без подготовки нового поколения ученых, исследователей, технологов, конструкторов, техников, высокопрофессиональных специалистов как в ядерной, так и десятках смежных областей. Иными словами, речь идет о полномасштабном развитии системы ядерного образования, включающей среднее профессиональное обучение, высшее образование и профессиональную подготовку специалистов.
Основа успеха заключается в сохранении школ «критических» ядерных знаний и передаче этих знаний новому поколению, в частности, таких, как школа жидкометаллических быстрых реакторов (БР) в замкнутом ЯТЦ. Опыт развития ЯЭ учит, что ключевую роль в этом будет играть международное научно-техническое сотрудничество. Например, история развития быстрых реакторов составляет более 60 лет, но сегодня следует констатировать: за это время ядерные державы в одиночку не смогли решить задачу создания коммерческой АЭС с БР в замкнутом ЯТЦ. Не случайно МАГАТЭ на базе опыта и при участии восьми ведущих стран в области развития БР инициировало приоритетный проект по сохранению, анализу и обобщению знаний и опыта в этой области.
Но задача сохранения и передачи ядерных знаний новым поколениям и новым странам (управления ядерными знаниями) намного шире. В первую очередь, она касается:
- безопасной эксплуатации новых АЭС в течение 60 лет (трех поколений специалистов);
- надежного хранения, переработки и последующего захоронения РАО и ОЯТ на тысячи лет;
- гармоничного сочетания решений задач безопасноcти в ядерной энергетике (максимальная передача знаний) и задач нераспространения чувствительных знаний и опыта (одна из наиболее острых проблем полномасштабного развития атомной энергетики).
Необходимо также сформировать требования к новым компетенциям, которые позволят их носителям решать задачи инновационного развития ядерно-энергетических технологий, и обеспечить их формирование у руководителей и инженерно-технического состава всех уровней. Ключевую роль здесь будет играть сотрудничество (в том числе международное) государственных органов, промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и высшей школы с целью создания благоприятных условий для ядерного образования и профессиональной подготовки.
Формирование сетей вузов – ключевой элемент стратегии расширения возможностей высшего образования и эффективного использования имеющихся ресурсов. Создание международных и региональных сетей ядерного образования под эгидой МАГАТЭ, Международного ядерного университета для координации усилий на международном уровне, интегрированных систем национальных ядерных университетов в ведущих ядерных державах (в России – НИЯУ «МИФИ») дает надежду на решение задачи управления ядерными знаниями как основы ядерного образования, подготовки кадров для реального «ядерного ренессанса».
В.М. МУРОГОВ, д.т.н. (ИАТЭ),
А.Н. КОСИЛОВ, к.т.н. (Сектор управления ядерными знаниями, Департамент ядерной энергии МАГАТЭ)