Французская ядерная программа – одна из крупнейших в мире. В стране более 50 атомных электростанций, множество организаций и фирм, использующих радиоактивные материалы. Обеспечить эффективное обращение с большим количеством образующихся РАО и, одновременно, нести полную ответственность перед будущими поколениями может только независимая государственная организация. Наш собеседник – руководитель Национального агентства Франции по обращению с РАО (ANDRA) Мари-Клод Дюпа.
– Мадам Дюпа, расскажите, пожалуйста, о своем опыте работы в сфере ядерной и радиационной безопасности.
– Я получила два образования в области ядерной техники и в начале своей карьеры занималась вопросами управления атомными станциями. После трех лет работы в ядерной области я поступила на службу во французское министерство промышленности, через шесть лет перешла в министерство по охране окружающей среды, где занималась вопросами контроля и предотвращения угрозы загрязнения природы промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. С августа 2005 года руковожу агентством ANDRA. В 2006 году, при подготовке нового закона, я активно участвовала в публичных парламентских дебатах (Закон о планировании был опубликован 28 июня 2006 года).
– ANDRA – независимое агентство. Как вы получили такой статус? Кто контролирует вашу работу?
– Агентство ANDRA было образовано в 1979 году как департамент Комиссариата по атомной энергии. В 1991 году вышел закон, который предоставил нам статус самостоятельной структуры и дал независимость от производителей отходов. Нашу работу контролируют два министерства – научных исследований, а также энергетики и экологии.
До 2006 года все наши проекты финансировались за счет контрактов с производителями отходов, и нам приходилось согласовывать с ними и программу, и стоимость работ. С выходом Закона о планировании у правительства появилась возможность изменить эту ситуацию и поддержать финансовую независимость наших исследований, связанных с высокоактивными отходами. Сейчас такие исследования финансируются за счет налоговых средств, пополняемых производителями отходов. Такой подход более предпочтителен для осуществления наших исследовательских программ, поскольку теперь правительство принимает решения по финансированию деятельности ANDRA, учитывая как наши доводы, так и аргументы поставщиков РАО.
При этом мы продолжаем сотрудничество и конструктивный диалог с производителями отходов. Комиссариат по Атомной Энергии, EdF и AREVA имеют своих представителей в административном совете агентства, где могут отстаивать свои позиции при принятии стратегических решений и т.д.
– В каких областях специализируется агентство? Выделите, пожалуйста, самые важные направления вашей работы.
– Мы отвечаем за обращение со всеми видами радиоактивных отходов во Франции. Это довольно редкий случай – агентство, которое занимается и исследовательской работой, и вопросами захоронения РАО, и информированием, как государственных структур, так и населения.
В нашей работе можно выделить ряд ключевых направлений. Вот уже несколько лет ANDRA ведет учет радиоактивных отходов в стране. Это очень важно – иметь полное и четкое представление о местонахождении и количестве всех видов РАО. В соответствии с законом 2006 года французский парламент поручил нам, наряду со сбором информации, разработать также программу по определению способов захоронения для каждого вида РАО, а также разработать исследовательские программы для отходов, в отношении которых пока нет готовых решений. Программа учитывает не только высокоактивные и долгоживущие РАО, но все виды отходов, включая «исторические». История французской ядерной промышленности насчитывает много лет, и мы все еще вынуждены заниматься дезактивацией ряда сильно загрязненных объектов. Сегодня у нас уже есть решения по захоронению большинства видов РАО.
Одна из основных задач агентства связана с эксплуатацией площадок по захоронению РАО.
Еще один важный аспект нашей деятельности связан со сбором всех «исторических» отходов и очисткой всех загрязненных площадок, владельцы которых не в состоянии оплачивать такие работы. Механизм финансирования этих проектов был разработан в 2007 году.
– Расскажите подробнее о деятельности агентства по захоронению отходов. Сколько стоит захоронение РАО на ваших площадках?
– Мы эксплуатируем три площадки по захоронению РАО – это центры Об и Манш, а также могильник в Морвилье. Кроме этого, ведутся исследовательские работы в рамках двух проектов. Очень важная программа по окончательной изоляции долгоживущих отходов средней и высокой активности реализуется в районе расположения лаборатории Мез-Верхняя Марна (Бюре).
Кроме того, в соответствии с законом от 2006 года мы осуществляем проект по захоронению низкоактивных долгоживущих отходов, включая «исторические» РАО, содержащие радий. В 2008 году должна быть выбрана площадка, отвечающая всем техническим и научным требованиям к сооружению могильника для таких отходов.
Схема расположений объектов агенства ANDRA
Захоронение РАО очень низкой активности стоит примерно €450 евро за тонну, короткоживущих РАО низкой и средней активности – около €2500 за кубометр. Стоимость захоронения отходов на новых объектах пока не определена, вероятно, она будет выше.
– Какие инновационные разработки в области обращения с радиоактивными отходами наиболее актуальны для агентства?
– Конечно, мы должны применять инновационные технологии в работе над новыми проектами. Нам, например, требуются новые решения по конструкционным материалам для геологических хранилищ – цементу, бетону, керамике и т.д. Кроме этого, необходимы новые концепции мониторинга состояния хранилищ, поскольку мы должны контролировать их на протяжении многих десятилетий, и инновации в этой области очень нужны.
При разработке и внедрении инновационных технологий большое значение имеет международное сотрудничество. Мы развиваем партнерство с зарубежными коллегами в области науки и техники, используем их опыт и решаем ряд проблем совместными усилиями. Агентство участвует в нескольких европейских проектах, возглавляет некоторые из них, например, по тренажерам для робототехники и устройствам для транспортировки упаковок РАО.
– Какие разработки ANDRA могут найти применение в других странах, в частности, в России?
– Мы разработали удачные проекты сооружений для захоронения отходов низкой и средней активности, а также очень низкой активности. Сегодня они действуют. Кроме того, в 2005 году мы нашли эффективное проектное решение по окончательной изоляции высокоактивных РАО – хранилище подземного типа, расположенное в глиняной формации. И хотя мы пока не эксплуатируем подобное сооружение, накопили большой опыт и обширные знания по проектированию и оценке безопасности подземного хранилища.
– Работа по захоронению РАО считается потенциально опасной. Предусмотрены ли какие-либо компенсации сотрудникам, работающим на площадках агентства?
– Пока мы не предоставляем сотрудникам компенсаций, поскольку уровни радиоактивности на наших площадках невелики – ниже, чем на атомных станциях, время воздействия излучения на персонал также незначительно.
Впрочем, высокоактивные отходы пока находятся на площадках компании AREVA. Но когда в агентство поступят высокоактивные отходы, для размещения в геологическом хранилище, ситуация может измениться в зависимости от требований безопасности.
– В России население, живущее вблизи от площадок захоронения РАО, часто негативно воспринимает такую деятельность. Испытываете ли вы подобные трудности?
– Во Франции местные жители и мэры городов настороженно относятся к работам агентства, но это наша обязанность – информировать, разъяснять и убеждать людей, что все требования безопасности выполняются. В любом случае, даже если нет проблем, необходимо постоянно поддерживать доверие людей. Надо пройти долгий путь, чтобы завоевать такое доверие, но потерять его можно очень быстро.
ANDRA также работает с населением, живущим поблизости от новых площадок по захоронению радиоактивных отходов. В будущем мы собираемся провести опрос местных жителей, чтобы понять их отношение к этим площадкам – посмотрим, что получится. А пока продолжаем укреплять доверие к нашей деятельности.