В январе 2010 года в Государственной Думе России обсуждался проект федерального закона об обращении с радиоактивными отходами. О его подготовке, продвижении и основных положениях рассказывает первый заместитель генерального директора ФГУП "РосРАО" Юрий ПОЛЯКОВ.
– Юрий Дмитриевич, на какой стадии находится принятие закона об обращении с радиоактивными отходами?
– Законопроект об обращении с РАО внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Вероятнее всего, закон будет введен в действие в конце первого квартала 2010 года.
Разработкой законопроекта занимается рабочая группа, ядро которой составляют сотрудники ФГУП «РосРАО» и ИБРАЭ РАН.
– Как, в соответствии с законопроектом, будет организована национальная система обращения с РАО?
– Можно выделить три блока создания Единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами (ЕГС РАО) – организационно-технологический (создание или определение юридических лиц и объектов инфраструктуры), нормативно-правовой и финансовый.
Система юридических лиц будет выстроена следующим образом. ЕГС РАО будет включать органы государственного регулирования в области обращения с РАО (эти функции передаются ГК «Росатом»), федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное регулирование использования атомной энергии и безопасности при использовании атомной энергии, национального оператора и специализированные организации.
ГК «Росатом» будет осуществлять руководство системой: определять лимиты РАО, которые могут храниться на каждом предприятии, следить за их исполнением и управлять национальным оператором. Одной из важнейших задач является создание пунктов захоронения радиоактивных отходов. Решение о создании таких пунктов – очень значимый шаг, предпринятый далеко не во всех развитых странах.
Национальный оператор по обращению с РАО будет оказывать монопольные услуги по окончательной изоляции отходов и, соответственно, строить и эксплуатировать пункты захоронения. По закону, национальный оператор не сможет отказаться принять РАО от любого юридического или физического лица РФ, при условии, что отходы компактированы и размещены в сертифицированных контейнерах. Тарифы на хранение утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам РФ.
Еще одна важная монопольная функция национального оператора состоит в ведении системы учета и контроля РАО.
Специализированные организации – компании, деятельность которых по обращению с РАО сертифицирована. Потенциально они смогут заниматься всеми видами работ в этой области, кроме тех, которые являются монополией национального оператора.
Национальный оператор, безусловно, будет заинтересован работать с коммерческими компаниями, специализирующимися по переработке РАО, логистике, производстве контейнеров и т.д. Кроме того, закон разрешает оператору заказывать услуги по учету, контролю и захоронению отходов специализированным организациям.
Такая система позволит четко определить объемы РАО, которые надо будет обеспечить всеми видами обращения, вплоть до компактирования и транспортировки к местам окончательной изоляции, и финансовые ресурсы, необходимые для этого предприятиям.
В конечном итоге, принятие закона создаст условия для максимально возможного развития рынка услуг в области обращения с РАО.
– Расскажите о финансовом и нормативно-правовом обеспечении создания такой системы.
– Мы, естественно, рассчитываем, что создание ЕГС РАО будет финансироваться за счет государственных субсидий, в основном, в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», и средств международных инвесторов. Кроме того, предполагается сформировать резервный фонд предприятий и организаций ГК «Росатом» (отдельным счетом или в рамках одного из целевых фондов).
Нормативно-правовое обеспечение системы – масштабная работа. В ближайшие два года предстоит подготовить и выпустить около 20 актов Правительства РФ, среди них несколько очень значимых – о ЕГС РАО, проведении первичной инвентаризации пунктов хранения, национальном операторе и т.д. Соответственно, нужно принять множество приказов, носящих нормативно-правовой характер, по ГК «Росатом» и другим федеральных органам исполнительной власти, входящим в систему.
Органам государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, в основном Минздраву и Минприроды, необходимо выпустить большое количество новых федеральных норм и правил в этой области, чтобы восполнить пробелы существующей нормативной базы.
Законопроект значительно расширит понятийный аппарат атомной отрасли. В нем определены пять видов пунктов хранения РАО (один из них – пункт окончательной изоляции), 10 критериев отнесения к радиоактивным отходам, понятие очень низкоактивных отходов (ОНАО), очень важное для России, поскольку в нашей стране к ним относятся около 80% образующихся ТРО и ЖРО. Все это будет отражено в нормативах.
– Какое место в ЕГС РАО отводится Вашей компании? Каким образом будет обеспечиваться финансирование деятельности предприятия?
– Мы надеемся, стать национальным оператором по обращению с РАО. Но окончательное решение примет Правительство РФ.
Пока еще не ясен будущий облик национального оператора. Если в его ведении будут только объекты инфраструктуры для хранения и окончательной изоляции, система учета и контроля отходов, наша компания будет разделена на два юридических лица – национального оператора и специализированную организацию. Деятельность национального оператора, разумеется, будет финансироваться из государственных субсидий, специализированная организация станет работать в рыночных условиях. Если же ФГУП «РосРАО» сохранит за собой весь нынешний имущественный комплекс, финансирование будет комбинированным.
Эти вопросы предстоит решить в течение 2010 года.
– Когда планируется приступить к созданию национальной системы обращения с РАО?
– Мы не ждем, когда будет принят закон, понимая, что систему надо начинать формировать безотлагательно. Разработана программа мероприятий по созданию ЕГС РАО на период до 2015 года; мы рассчитываем, что в начале 2010 года выйдет соответствующий приказ руководителя ГК «Росатом». Сразу же после этого следует приступить к реализации первоочередных мероприятий – провести инвентаризацию имеющихся пунктов хранения и захоронения РАО, рассчитать логистическую схему и тарифы на хранение отходов. К концу следующего года мы уже должны будем определить зарубежных инвесторов, исходя из практического опыта сотрудничества с иностранными компаниями, а также разработать декларацию о намерениях о начале проектно-изыскательских работ по созданию первого пункта окончательной изоляции РАО – скорее всего, в Сосновом Бору (Ленинградская область).
Отдельная задача нашей рабочей группы – подготовка предприятий отрасли к внедрению национальной системы обращения с РАО. Мы постоянно проводим встречи с представителями организаций ГК «Росатом», в первую очередь, с руководством концерна «Росэнергоатом», обсуждаем пути возможного взаимодействия в рамках ЕГС РАО, проводим отраслевые семинары, посвященные созданию системы. Эта работа незаметная, но очень важная – без ясного понимания работниками отрасли целей и задач ЕГС РАО эта система просто не будет работать.
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА