С 2010 года в России прекращается действие лицензий на проведение работ в области строительной деятельности. О том, как атомное строительство готовится к работе в новых правовых условиях, рассказывает советник руководителя ГК «Росатом» Виктор ОПЕКУНОВ.
– Виктор Семенович, с какой целью вводится саморегулирование строительной деятельности?
– Саморегулирование призвано заменить действующую многие годы систему государственного регулирования различных видов деятельности с использованием обязательного лицензирования. Это важная мера по дебюрократизации экономики, снижению избыточного вмешательства государства в ведение бизнеса. В странах с развитой демократической системой регулирование экономической деятельности уже давно осуществляется в рамках крупных саморегулируемых ассоциаций либо других профессиональных объединений.
22 июля 2008 года вступил в действие ФЗ №148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс, а также в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Он ввел в законодательство РФ целый блок глав и статей, определяющих принципы саморегулирования строительной деятельности и, надеюсь, окончательно исключил ее из числа видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.
Законом установлено, что с 1 января 2009 года лицензии на право ведения строительной деятельности не выдаются и не продлеваются, а ранее выданные прекращают действовать с 1 января 2010 года. Право на строительную деятельность будут давать свидетельства о допуске к определенному виду деятельности и виду работ, выдаваемые соответствующими саморегулируемыми организациями (СРО), для чего необходимо быть членом такой организации. Согласно закону, предприятие может быть членом неограниченного количества СРО, однако допуск к конкретным видам работ можно получить только в одной из них.
В соответствии с этим ФЗ изданы основные подзаконные акты. Вышло постановление Правительства РФ о возложении на Ростехнадзор функций ведения реестра саморегулируемых организаций, а также о порядке надзора за их деятельностью, а внутри Ростехнадзора – распорядительные документы о системе учета СРО (его порядке, документах, необходимых для получения соответствующего статуса и т.д.). Министерство регионального развития РФ определило перечень работ (шесть видов работ по изыскательской деятельности, 12 – по проектной, 35 – по строительной), влияющих на безопасность объектов. Таким образом, создана правовая основа создания саморегулируемых организаций в строительной деятельности.
2009 год – переходный от одной системы регулирования в строительстве к другой. К его окончанию все организации, желающие заниматься строительной деятельностью, должны соответствовать новой правовой системе.
– В чем состоят особенности введения саморегулирования в атомном строительстве? Как идет этот процесс?
– Атомная отрасль – огромный хозяйственный комплекс, при этом подавляющее большинство наших предприятий ведут ту или иную деятельность в строительной области (изыскания, проектирование, строительство), и всем им необходимо обеспечить право на эту деятельность в будущем. Другая, еще более масштабная задача – охватить в отраслевых саморегулируемых организациях максимальное количество подрядчиков и субподрядчиков, участвующих в сооружении объектов ГК «Росатом». Мы активно занимаемся формированием предварительного реестра будущих членов отраслевых СРО, работаем с предприятиями госкорпорации и акционерными компаниями, которые работают на наших объектах или имеют соответствующий потенциал.
Помимо создания механизма саморегулирования, создание отраслевых СРО позволит, не вторгаясь в сложившуюся структуру собственности и не создавая «жесткие» холдинговые системы, консолидировать российские проектно-изыскательский и строительно-монтажный комплексы для решения задач развития атомной отрасли (сооружение сложных инженерных объектов), а также обеспечить координацию пропорционального развития комплекса атомного строительства.
В феврале 2008 года создано три организации в форме некоммерческих партнерств (НП) – НП «Союзатомгео» (объединение организаций, занимающихся изыскательской деятельностью), НП «Союзатомпроект» (проектная деятельность), НП «Союзатомстрой» (собственно строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов). В них вошло в общей сложности 60 учредителей, как предприятий ГК «Росатом», так и частных акционерных компаний. Кроме того, многие организации оформили и продолжают оформлять заявки на членство в этих некоммерческих партнерствах.
К середине текущего года мы завершим организационный период создания отраслевых НП, включая получение ими статуса саморегулируемых организаций. Во второй половине года предстоит сформировать высокопрофессиональную команду, создать нормативную базу, регламенты, методологию деятельности организаций и в итоге – высокоэффективный механизм регулирования строительной деятельности.
– Расскажите подробнее о таком механизме.
– Во-первых, механизм саморегулирования должен быть основан на стандартах и технических нормах, не уступающих, а в необходимых случаях и превышающих сегодняшние требования Ростехнадзора при выдаче лицензий для допуска к работам на атомных объектах. К работе на сложнейших, порой уникальных объектах атомной отрасли, приоритетами которой являются качество и безопасность, должны допускаться только высокопрофессиональные компании. Речь идет о классе компаний, наличия у них сертифицированных систем управления качеством, систем менеджмента и управления проектами. Опыт зарубежных стран показывает, что при эффективном саморегулировании нормативные требования, как правило, жестче, чем при государственном регулировании.
Саморегулируемая организация самостоятельно определяет требования к своим членам и принимает их на общем собрании. Все предприятия-члены СРО пройдут обязательную проверку на соответствие этим требованиям, и только после этого получат свидетельство о допуске к тому или иному виду работ. На этом принципе основывается также прием новых членов, при этом организация не вправе отказать в приеме компании, которая отвечает установленным требованиям.
Первая группа таких требований определяет квалификацию, опыт работы, численность сотрудников (руководителей, ИТР, рабочего персонала), наличие системы повышения квалификации и аттестации работников всех уровней. Вторая группа касается производственной базы – машин и механизмов, оборудования, средств технологического оснащения, инфраструктуры, необходимых для выполнения работ.
Уже сегодня мы начинаем коллективно формировать этот уровень требований, подключаем к их разработке самые крупные и компетентные организации-члены НП.
Во-вторых, необходимо организовать строгий надзор за деятельностью предприятий, создать эффективную систему предупреждения нарушений.
Важной составляющей такой системы станет субсидиарная ответственность организации за каждого своего члена. Все предприятия обязаны вносить средства на формирование компенсационного фонда СРО (сумма определена законом). Деньги из этого фонда могут расходоваться исключительно в том случае, если у предприятия-члена СРО не хватает собственных средств на возмещение ущерба по иску заказчика или третьего лица по решению суда. Средства, потраченные из фонда, обязательно нужно возместить; если необходимо, в этом участвуют все члены организации – таким образом, они несут коллективную финансовую ответственность за своих коллег и, в случае неоднократных проступков, вправе исключить нарушителя из своих рядов. Более того, коллективная финансовая ответственность потенциально возникает уже при выдаче допуска к работам, чего не было при лицензировании.
– Как это отразится на привлекательности отраслевых некоммерческих партнерств? Какие в целом преимущества даст членство в этих организациях?
– Жесткие требования, которые будут предъявляться к членам наших СРО, я думаю, станут преимуществом для тех компаний, которые заботятся о своей репутации и высоком профессионализме и хотят видеть своими партнерами по организации известнейшие российские фирмы. Уже на стадии учреждения отраслевых НП в них вошли все ведущие компании, осуществляющие строительство энергоблоков АЭС, а также других объектов энергетического комплекса страны.
Представители отраслевых СРО будут принимать участие в тендерных комиссиях при проведении тендеров на строительство объектов атомной отрасли, а также других энергетических и промышленных объектов, обеспечивая их открытость и объективность. И хотя для тендерной комиссии принадлежность претендентов к определенной организации не должна являться преимуществом или недостатком, уровень требований по допуску к работам и системы контроля в СРО атомной отрасли объективно будут играть немалую роль в окончательном выборе. В мировой практике принадлежность к известным саморегулируемым объединениям уже является конкурентным преимуществом, но нам до этого еще далеко.
– Каковы перспективы развития системы саморегулирования?
– В настоящее время происходит интенсивное создание саморегулируемых организаций, как на региональном, так и на отраслевом уровне. Конечно, этот процесс не может пройти без различных издержек. Идет построение совершенно новой для России системы отношений в очень чувствительной сфере, связанной с безопасностью объектов капитального строительства. Хотя уровень профессионализма в строительной отрасли достаточно высок, однако дать полные гарантии, что все СРО будут соответствовать своему предназначению, трудно. Новая система дает некий инструментарий в руки организаторов и руководителей СРО, наделяет их немалой властью. Нужна твердая уверенность в их компетентности и истинной мотивации.
Российскому строительному комплексу только предстоит создать эффективную систему саморегулирования, используя в том числе и мировой опыт.
При создании в России достаточного количество саморегулируемых организаций будет образован Национальный союз СРО и его Совет, который будет проводить общую политику саморегулирования, отслеживать общую динамику создания СРО, взаимодействовать с правительством, другими государственными органами и законодательной властью с целью совершенствования нормативно-правовой базы саморегулирования в области капитального строительства.
Беседу вела Елена ЯКОВЛЕВА