Доля атомной генерации в общем энергобалансе России сегодня составляет около 17%. Согласно программам развития атомного энергопромышленного комплекса России, планируется, что к 2025 году доля электроэнергии, выработанной на атомных станциях, вырастет до 25%.
В настоящее время работы ведутся на следующих объектах: энергоблок № 4 Калининской АЭС в Тверской области (сдача в промышленную эксплуатацию запланирована на сентябрь 2012 года); энергоблок № 4 (БН-800) Белоярская АЭС в Свердловской области; энергоблоки №№ 1, 2 Нововоронежской АЭС-2 в Воронежской области; энергоблоки №№ 1 и 2 Ленинградской АЭС-2 в Ленинградской области; энергоблоки №№ 3, 4 Ростовской АЭС; энергоблоки №№ 1, 2 Балтийской АЭС в Калининградской области.
На вопросы интернет-пользователей в ходе онлайн-конференции ответил генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов
Виктор Меркушев, Москва: Какие предварительные работы проводятся для того, чтобы выбрать площадку под будущую АЭС? Каким образом определяется, что АЭС необходимо строить именно в тех или иных регионах?
Евгений Романов: Выбор площадки под будущую АЭС – процесс многоэтапный. На начальном этапе определяется регион, энергосистема которого испытывает (или, по оценкам, будет испытывать) дефицит установленных энергетических мощностей и в котором атомная станция, имеющая сравнительно высокую стоимость сооружения, может конкурировать с традиционными источниками энергии на органическом топливе ( угле, газе, мазуте). На этом этапе совместно с Минэнерго России согласовывается включение атомной станции с условным названием «Новая» или более конкретным, например, «Нижегородская» в проект генеральной схемы развития энергетических мощностей, рассмотрение и одобрение которой правительством РФ является основанием для более детальной проработки места и сроков сооружения АЭС.
Для атомной отрасли характерны следующие принципы при выборе региона и места строительства:
- приоритет создания замещающих мощностей взамен энергоблоков, у которых приближается срок их окончательного останова (с учётом осуществлённого или намеченного продления срока их эксплуатации). Таковы, например, площадки сооружаемых Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2, а намечаемые в ближайшем будущем – Курской АЭС-2 и Смоленской АЭС-2. Названия АЭС говорят сами за себя;
- создание на начальном этапе реестра перспективных площадок для сооружения новых АЭС с некоторым избытком, который позволял бы оперативно реагировать и намечать приоритеты на основе детального анализа ситуации с энергообеспечением.
Например, перспективные площадки в Центральном регионе России, а именно Центральная (Костромская), Тверская, Нижегородская имеют лицензии Ростехнадзора на размещение на них атомных станций, но разворот строительства на всех них одновременно не планируется;
- определение приоритета строительства той или иной АЭС с учётом ожидаемой прибыли, определяемой региональной ценой на отпускаемую электроэнергию. Очевидно, что строить целесообразнее в первую очередь там, где цена на электроэнергию выше.
Для АЭС, включённых в генеральную схему, разрабатываются обоснования инвестиций, так называемые ОБИНы, в которых рассматриваются конкурентные площадки для размещения АЭС, сравниваются экономические показатели, возможность выдачи мощности и подключения к линиям передач, грунтовые и сейсмические условия, удаление от крупных городов, наличие инфраструктуры, рабочей силы, водных источников и прочее.
Понятно, что некоторые из перечисленных факторов находятся во внутреннем противоречии друг с другом (например, удаление от городов и наличие рабочей силы), так что выбор площадки по будущую АЭС - это комплексная и непростая задача. ь
Сергей, Архангельск: Несколько лет назад активно муссировалась тема о перспективах строительства плавучих мини-АЭС, которые должны были обеспечивать электроэнергией, в частности, северные регионы. На каком этапе этот проект находится сегодня и каковы дальнейшие перспективы его развития?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Строительство плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» для головной ПАТЭС ведется на ОАО «Балтийский завод» (Санкт-Петербург). Энергоблок находится на плаву, на нем продолжаются достроечные механомонтажные и электромонтажные работы. К настоящему моменту объем выполненных корпусных работ составляет 92%. Полностью завершена поставка на завод-строитель энергетического оборудования ПЭБ. В цехах собраны парогенерирующие блоки реакторных установок, изготовлены баки металловодной защиты. Изготовлен комплект активных зон для первой топливной загрузки.
На темпы строительства головного плавучего энергоблока негативно повлияло банкротство ЗАО «Межпромбанк» – системообразующего банка Объединенной промышленной корпорации, что вызвало серьезные финансовые проблемы на Балтийском заводе. В настоящее время акции ОАО «Балтийский завод» перешли в собственность государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОАО «ОСК»).
С учетом смены собственника Госкорпорацией «Росатом» совместно с ОАО «ОСК» и Минпромторгом России разработан комплекс мер по организации достройки головного ПЭБ. Ведется подготовка к заключению нового контракта на достройку ПЭБ с ООО «Балтийский завод – Судостроение».
Несмотря на определенные трудности, с которым столкнулся проект на старте, мы не отказываемся от дальнейшего строительства плавучих АЭС. Спрос на них есть как внутри страны, так и за рубежом.
ЛИон: С чем связан перенос сроков строительства нижегородской АЭС, которую сначала хотели запустить в 2015 году
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
В 2008 году, когда грянул общемировой экономический кризис, снизилось энергопотребление и в России. Как следствие, государство откорректировало свой заказ на новые блоки со сдвижкой по срокам вправо согласно новым долгосрочным прогнозам энергопотребления. Процесс этот затронул ряд перспективных площадок, в том числе, и Нижегородскую АЭС.
Родионова Мария: В Курской области запланировано строительство новой АЭС. Вопросы: на основании каких исследований будет выбрана площадка под строительство и как будет учтено мнение общественности (и будет ли???) Кто станет генпроектировщиком станции (если уже известно) и на каком основании он будет выбран (если вопрос еще не решен)?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
При выборе площадки Курской АЭС-2 будут учитываться все факторы, о которых я сказал выше (см вопрос №1).
Учёт мнения общественности будет выполнен в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами и документами, регламентирующими, прежде всего, влияние будущей АЭС на окружающую среду.
Законодательство предусматривает проведение общественных обсуждений как материалов оценки воздействия на окружающую среду (т.н. ОВОС), так и материалов обоснования лицензий (а их у нас в атомной отрасли до ввода энергоблока в эксплуатацию целых три: размещение, сооружение и эксплуатация). Так что здесь запас большой.
Законодательство предусматривает возможность обсуждения с общественностью вопросов развития атомной энергетики, но правом принятия решений о сооружении объектов использования атомной энергии (в соответствии со ст. 28 ФЗ «Об использовании атомной энергии») наделено только правительство Российской Федерации, а решений об их размещении – правительство РФ по согласованию с региональными органами власти. Без участия последних решение принято быть не может. Понятно, что эти решения принимаются только в том случае, если они будут достаточно обоснованы специалистами нашей и смежных отраслей и подкреплены лицензиями Ростехнадзора – независимого органа регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
Получению этих лицензий предшествует получение положительных заключений государственных и специальных экспертиз в части разных видов безопасности – ядерной, радиационной, санитарно-эпидемиологической, экологической, промышленной, гидротехнической и пр.
Что касается выбора генерального проектировщика для Курской АЭС-2, то до настоящего времени работы по этой площадке вел московский институт «Атомэнергопроект», являющийся генеральным проектировщиком Курской АЭС. Но не исключаю назначение генпроектировщиком Курской АЭС-2 и ОАО «НИАЭП». Этот вопрос сейчас рассматривается, и решение будет принято с учётом всех факторов, способных повлиять на качество и сроки достижения необходимого результата.
Сергей Владимирович Котов: Как повлияла Фукусима на планы по строительству АЭС в России?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
По сути – никак. Сегодня альтернативы ядерной энергетике в качестве источника энергии в случае, если в будущем в России закончатся разведанные запасы нефти и газа, просто нет. При этом хочу отметить, что и в мире события в Японии не сильно повлияли на рынок атомной энергетики. Да, появились страны, отказавшиеся от дальнейшего использования АЭС. Громче всех об этом заявила Германия. Но несравнимо больше стран заявили о масштабных планах развития атомной генерации на основе новых проектов.
Что касается безопасности действующих АЭС, то в текущем году были реализованы в полном объеме специальные мероприятия для дополнительного усиления безопасности российских атомных станций, разработанные весной прошлого года по горячим следам случившегося на АЭС "Фукусима". В частности, в рамках этой целевой задачи, на всех АЭС были установлены дополнительные мобильные технические средства для снижения последствий гипотетических запроектных аварий - передвижные 2-х мегаватные дизель-генераторы, передвижные насосные установки и мотопомпы. На всю эту мобильную армию Концерн «Росэнергоатом» потратил более 2 миллиардов рублей.
NTR: В случае с АЭС строительство подразумевает не только сам факт стройки, но и наличие кадров. Как обстоят дела с этим? Не получится ли так, что будут построены Балтийская, Нижегородская АЭС и ЛАЭС-2, а работать будет некому?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Такая ситуация невозможна в принципе: на каждом этапе получения разрешительных документов (на строительство, на этапы монтажных и пусковых работ и тем более, при получении разрешения на начало эксплуатации) одним из обязательных условий выдачи разрешения является подтверждение факта наличия необходимого количества персонала определенной квалификации. На этапах физического и энергетического пуска блока подтверждается наличие эксплуатационного персонала будущей станции. Это означает, что необходимое количество персонала должны быть приняты на рабочие места в соответствие со структурой и штатным расписанием АЭС. Не будет набран персонал станции – не будет станции. В Концерне действует большая программа подготовки, переподготовки и набора персонала – станции без сотрудников не останутся.
Васильсурск: Кто решает, где и когда нужно строить именно атомную станцию? На каком месте мнение жителей?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Решение о строительстве АЭС в России принимается на федеральном уровне (постановлением правительства Российской Федерации). При этом мнение местных жителей учитывается в обязательном порядке. В частности, вопрос о строительстве выносится на общественное обсуждение в форме специально проводимых общественных слушаний. Решение о размещение АЭС в обязательном порядке согласовывается с региональными властями.
N.A.RAT: Я хотел бы работать на Блтийской АЭС. Где ожно узнать, какие специалисты там будут нужны? и учат ли таким специальностям в Калининградской области?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Перечень специальностей, необходимых для работы на Балтийской АЭС достаточно большой: теплофизики, электрики, электронщики, специалисты в области радиационной безопасности, метрологи, химики и т.д. Собственно, как и перечень вузов, готовящих кадры для атомной энергетики: НИЯУ МИФИ, Томский политехнический институт, Обнинский институт атомной энергетики, Ивановский Государственный технический университет, Московский энергетический институт и др. Что касается обучения в Калининграде, то получив высшее образование по специальности «Теплоэнергетика» или «Электроэнергетика» в Калининградском Техническом университете, вы сможете получить работу на Балтийской АЭС.
Неизвестный: Что показала оценка сейсмической опасности площадки строительства Балтийской АЭС (напомню, что в Калининграде бывали землетрясения) и когда она проводилась?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
При выборе площадки Балтийской АЭС был учтен факт землетрясения в Калининграде, имевший место в 2004 г. Площадка, на которой ведется строительство, была выбрана на расстоянии 110 км от сейсмоопасной зоны. В дополнение к этому, была принята консервативная (то есть наихудшая) оценка сейсмической опасности площадки – 7 баллов по шкале MSK-64. С учетом этого была разработана проектная документация.
Сейчас ведется непрерывный мониторинг сейсмических и геодинамических условий площадки, который подтверждает стабильность сейсмических условий.
NewsBalt: Калининградский губернатор уже заявил что к 2015 году в Неманском районе будет построена школа на 1000 мест , построена совместно с Росатомом и региональными властями. Это напоминает историю, рассказанную сенатором Польши Яном Либицки о том, что на границе с Германией немецкий бизнес построил завод, уж не помню какой, что вызвало гнев поляков, которые решили что "оккупация вернулась". Однако затем немцы построили детский сад в том городке, и общественное мнение сразу перевернулось :-) Планирует ли Росатом идти и дальше по такому "немецкому" опыту?.
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Мы уже сейчас помогаем Неманскому району и планируем делать это в дальнейшем. Сейчас реализуется программа по строительству современных спортивных площадок в районе. Будем помогать и по другим направлениям. С администрацией района у Дирекции строящейся станции сложились крепкие деловые и партнерские отношения. Но важно не забывать, что Концерн – это эксплуатирующая организация и наша задача № 1 – производство электроэнергии. Поэтому тут нужно разделять ответственность и понимать, что развитие социальной инфраструктуры – это все-таки компетенция и задача региональных и федеральных властей. А задача, стоящая перед нами – это построить современную АЭС, безопасно и эффективно ее эксплуатировать и исправно отчислять налоги в местный, региональный и федеральный бюджеты.
Светлана: Здравствуйте, уважаемые участники. Нисколько не умаляя достоинств атомной энергетики, все же хочу поинтересоваться вашими взглядами на энергетику альтернативную. Чернобыль и Фукусима, а также панические настроения (радиофобические) населения, которые присутствуют в энергодефицитных регионах, наводят на мысль о других источниках энергии. Например, ветряных станциях либо солнечных батареях. Как вы относитесь к строительству генераторов данного вида? Не считаете ли вы, что ими на некоторых территориях можно смело заменить атомные станции?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Отношусь положительно. Более того, считаю, что чем разнообразнее энергетическая «корзина», тем устойчивее энергосистема. Российские атомщики, к слову, никогда не ратовали за подавляющее господство атомной энергии. У нас есть свой потолок, и выше него мы подниматься не будем. Это же касается и альтернативных источников энергии. Даже страны – лидеры в этой области (Дания, Германия) заявляют о том, что ветер и солнце покроют не больше 30% всего энергобаланса. Такая энергия – чрезмерно дорогая и неудобная в использовании в силу своей непостоянности. Место ей в нашей энергосистеме найдется, но заменить атомную энергетику она не сможет.
Fedor: Каковы принципиальные отличия в подходах к сооружению атомных станций в России и за рубежом?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Никаких принципиальных отличий в подходах к сооружению атомных станций в России и за рубежом нет. В России, как и во всем мире, главный приоритет как при проектировании, так и при строительстве АЭС – это безопасность. Современные проекты АЭС, будь то французские, американские или российские, схожи по параметрам безопасности и экономической эффективности.
Сергей: После аварии на Фукусиме в России и других странах были ужесточены подходы к обеспечению безопасности. Вносились ли изменения в поректы сооружаемых АЭС, за которые отвечают российские специалисты и пришлось ли корректировать сроки сооружения из-за необходимости доработки проектных решений?
Генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» Евгений Романов:
Каких-то специальных «рывков» в области совершенствования проектов по линии безопасности мы не делали. У нас давно принят эволюционный поход. Любой энергоблок независимо от того – новый он или старый – в ходе проведения ремонтных кампаний или работ по модернизации каждый раз совершенствуется в части обеспечения безопасности. Это же касается и новых проектов.
Требования по безопасности постоянно повышаются, как следствие, мы постоянно подтягиваем существующие блоки и перспективные проекты под новые требования. Приведу пример. На момент аварии на АЭС «Фукусима» китайская сторона готова была подписать контракт с Росатомом на строительство 3-его и 4-ого энергоблоков Тяньваньской АЭС по российскому проекту. Китайцы взяли тайм-аут на несколько месяцев для того, чтобы проанализировать – насколько наш проект соответствует новым постфукусимским требованиям. В итоге контракт был подписан, никаких изменений в проект российской стороне вносить не пришлось.
В то же время говорить о том, что после событий в Японии мы ничего не сделали, я бы не стал. В качестве примера я уже упоминал, что в рамках постфукусимских мероприятий по повышению безопасности действующих энергоблоков, Концерн «Росэнергоатом» закупил большую номенклатуру мобильной техники (передвижные дизель-генераторы, насосы и мотопомпы), которыми оснастил все российские АЭС. В конце концов, чем больше средств и инструментов у персонала станции, которые он может применить в самых неожиданных и серьезных ситуациях, тем лучше.